Абсурда театр

Найдено 1 определение
Абсурда театр
от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) Направление в театральном искусстве, возникшее во Франции в начале 50-х гг. XX в. Его основоположниками были жившие во Франции румын Э.Ионеско и ирландец С.Беккет. Существенное влияние на А.т. оказали экзистенциалистские (см.: экзистенциализм) философско-эстетические идеи Ж.-П. Сартра и К.Камю об абсурде, абсурдности существования, выборе, пограничной ситуации, отчуждении, одиночестве, смерти. На языке театра концепция экзистенции нашла свое выражение в алогизме слов и поступков персонажей, их некоммуникабельности, пространственно-временных сдвигах, отсутствии причинно-следственных связей, приемах шоковой эстетики (см.: Шок), связанных с эстетизацией безобразного. Другой источник А.т. — эстетика сюрреализма: снимается оппозиция между реальным, обыденным и сюрреальным — воображаемым, сновидческим, галлюцинаторным, сверхъестественным, мистическим; натуралистические детали вписываются в ирреальный контекст. Существенное воздействие на А.т. оказало также творчество Ф.Кафки, А.Жарри. В А.т. абсурдное репрезентируется как нелепое, лишенное смысла и логических связей, непостижимое разумом. Человек предстает вневременной абстракцией, существом, обреченным на поиски не существующего смысла жизни. Его хаотичные действия среди руин (в физическом и метафизическом смысле слова) отмечены повторяемостью, монотонностью, бесцельностью; их механически-автоматический характер связан с ослаблением фабульности, психологизма, заторможенностью сценического темпо-ритма, монологизмом (при формальной диалогической структуре), открытостью финалов (non-fmito). Излюбленные приемы А.т. — пародия, гротеск; наиболее характерный жанр — трагифарс. Абсурдистские интеллектуальные пьесы не поддаются натуралистическим, реалистическим, психологическим режиссерским трактовкам. Они тяготеют к жанру ле-зидрамы (драмы для чтения). Путь к их сценическим решениям — создание иллюзорной атмосферы интеллектуальной игры, лингвистического турнира, чей выигрыш — художественный парадокс. Приемы А.т. восприняли драматурги А.Адамов и Ж.Жене (Франция), Г.Пинтер и Н.Симпсон (Англия), Ф.Аррабаль (Испания). Идеи А.Т. нашли органичное развитие в эстетике театрального постмодернизма. Так, в концепции «театра без спектакля» К.Бене (Италия), направленной на демистификацию классического «театра-представления», ключом постмодернистской деконструкции является абсурдистский мессидж в обход текста и традиционного действия. В отличие от экзистенциализма, постмодернизм трактует абсурд не как отсутствие смысла, но как неявный, неслышимый смысл: нонсенс производит избыток смысла, а не бессмыслицу (Ж.Делез). Эстетика А.т. имеет и ретроспективное применение: к ней нередко прибегают при интерпретации классики. Подобно тому, как повлиявшее на экзистенциализм творчество Достоевского вызвало вал экзистенциалистских трактовок его романов, произведения классиков-парадоксолистов мирового театра провоцирует абсурдистские трактовки. Наиболее значимые среди них связаны с именами У.Шекспира (экзистен-циалистско-абсурдистская интерпретация «Гамлета» И.Бергманом) и А.П.Чехова (спектакли П.Брука, С.Соловьева). Сквозь призму А.Т. рассматривается творчество футуристов, ОБЭРИУтов и некоторых других деятелей русского авангарда. В современной культурной ситуации А.т. приобрел нарицательное значение, связанное с феноменом «сдвинутого» художественного сознания — сознательным «нонсенсом» нонклассики. Лит.: Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992; Французская литература 1945— 1990. М., 1995; The?tre fran?ais anjour?hu?. l, 2. M., 1969. H. M..

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
238.21 кб

Театр абсурда

Галинская И. Л.
Читать PDF
73.01 кб

Эдвард Олби и "театр абсурда"

И.Г.
Читать PDF
381.80 кб

Эстетика парадокса в театре абсурда

Шервашидзе Вера Вахтанговна
Театр абсурда — новая модель драматургии. Идея разрыва знака и его смысла рождает логику парадокса. Поэтика театра абсурда построена на принципе демонстративного выворачивания структур реальности.
Читать PDF
125.55 кб

Традиция театра Абсурда в драматургии Б. Виана

Киричук E. В.
Читать PDF
206.98 кб

Жанр монодрамы в творчестве С. Беккета и в театре абсурда

Дубровина Дубровина Светлана
Статья посвящена исследованию жанра монодрамы в театре абсурда. Выявляются основные причины интереса к этому маргинальному жанру в эпоху 1950-60-х гг. На основе анализа текстов пьес С. Беккета, Ж. Вотье, Р.
Читать PDF
147.64 кб

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ЮДЖИНА О’НИЛА. ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ ТЕАТРА АБСУРДА

Жаманова Амина Ахмедовна
Статья содержит анализ одноактных («морских») пьес Юджина О’Нила, чьи ранние произведения являются основой американской трагедии и предвосхищением театра абсурда.
Читать PDF
429.44 кб

«Театр абсурда» группы «Пикник»: специфика рецепции сильных позиций

Д.Г. Скорлупкина
Читать PDF
5.16 мб

Театр абсурда: философские и эстетические корни. Основные художественные принципы

Тремаскина И.В.
Читать PDF
169.45 кб

Элементы театра абсурда в поэтике А. Вампилова (на материале «Провинциальных анекдотов»)

Деменева К. А.
Устанавливается характер взаимосвязи поэтики А. Вампилова с театром абсурда.
Читать PDF
224.57 кб

Обэриуты и театр абсурда: типологические связи (на примере «Елизаветы Бам» Д. Хармса и «Лысой певицы

А. В. Усачёва