АБСТРАКЦИОНИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АБСТРАКЦИОНИЗМ
(от лат.— отвлечение) — направление в искусстве XX в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм и цветовых пятен.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Абстракционизм
лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.  

Источник: Словарь по культурологии

Абстракционизм
лат. abstractio – отвлечение) – направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским. Абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

АБСТРАКЦИОНИЗМ
лат. - отвлеченный) - направление в искусстве ХX века, отказывающееся от изображения реальных предметов в произведениях живописи, скульптуры, графики. Абстракционисты отрицают познавательные функции искусства, считая главной задачей художественного творчества передачу индивидуальных ощущений с помощью отвлеченных (абстрактных) форм, игры цвета.
Абстракционизм возник незадолго до первой мировой войны в результате расслоения различных модернистских течений в искусстве (кубизм, футуризм и т.д.).
Среди наиболее ярких представителей - В. Кандинский, К. Малевич, Р. Делоне, М. Ларионов и др.

Источник: История и теория культуры

АБСТРАКЦИОНИЗМ
(лат. abstractio – отвлечение) – «беспредметное искусство». Одно из самых влиятельных художественных направлений ХХ в., возникшее в нач. 1910-х годов. В основе творческого метода абстракционизма лежит полный отказ от изображения реальности, как она предстаёт нашим ощущениям. Абстракционисты пытаются объяснить и передать красоту и гармонию посредством умозрительных, реально не существующих построений и образов. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых, нереальных построений художник выражает своё особое, нетривиальное «видение» мира, скрытого за очевидными формами.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

Абстракционизм
 (лат. abstractio — отвлечение) — одно из осн. направлений совр. буржуазного искусства, наиболее ярко демонстрирующее распад культуры капитализма. Его также называют беспредметным искусством. Теоретики А., напр. М. Сефор, абстрактным называют такое произведение, к-рое «не содержит никакого напоминания, никакого отблеска наблюдавшейся реальности». А. — логическое завершение кубизма, футуризма и др. формалистических течений. Одна из первых абстрактных картин написана рус. художником В. Кандинским (1866—1944) в 1910. Др. рус. абстракционист — К. Малевич (1878—1935) называл свою живопись супрематизмом (фр. supreme — высший). Вскоре А. возник во Франции (Р. Делонэ), в Голландии (группа «Стиль» (1917) — П. Мондриан, Т. ван-Дусбург и др.). После 2-й мировой войны А. процветает во мн. буржуазных странах, особенно в США (Дж. Поллок, М. Ротко и др.). Его гносеологические основы — субъективизм и идеализм, отрывающий искусство от жизни, противопоставляющий рациональные и эмоциональные (интуитивные) стороны творческого процесса, художественную форму и идейное содержание. А. отказывается от воспроизведения в искусстве типических образов людей и реальных событий, окружающей человека среды, делая невозможным выражение в художественных произведениях смысла и целей человеческой жизни. Воплощение красоты и драматизма действительности, присущее подлинному искусству, А. подменяет выражением некоей мистической «духовной реальности», «интуитивной энергии», «вибрации» человеческого подсознания. Для А. характерно полное разрушение художественного образа путем крайнего искажения реальных форм, превращение образов в хаос ничего не значащих пятен, линий, точек, плоскостей, объемов.

Источник: Философский словарь. 1963

АБСТРАКЦИОНИЗМ
от лат. abstractus — отвлеченный) — весьма широкое направление в искусстве XX столетия, возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы и использовавшее исключительно формальные элементы — линию, цветовое пятно, отвлеченную конфигурацию — для создания произведений. Основоположники абстракционизма — русские художники Василий Кандинский и Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне и чех Франтишек Купка — в своем творчестве опирались, как правило, на мистические идеи, заимствованные из теософской доктрины. В основе метода отвлеченных построений лежало стремление символически выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрываемые за происходящими явлениями видимого мира. При этом первоэлементы формы трактовались Кандинским, Малевичем и Мондрианом как некие живописные знаки, наделенные исходным духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, — как отношения между элементами универсума. Создаваемые отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, и как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С момента возникновения абстракционизма в нем четко определились два направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Если символика геометрического абстракционизма призвана отразить некие устойчивые «субстанциональные» состояния, то абстракции Кандинского и его последователей, наполненные пульсирующими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, сосредоточивают внимание на динамике процесса. После Второй мировой войны эстетические концепции абстракционизма теряют свою метафизическую символику: абстрактная форма теперь соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы и социального мира или рассматривается как фиксация психических состояний художника. Последнее обстоятельство превратило понятие «абстракционизм» в расхожий символ формализма в различных сферах искусства. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

АБСТРАКЦИОНИЗМ
от лат. abst radio — отвлечение) — направление в иск-ве XX в.; творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) иск-ва, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо А. изложил Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). К тому же периоду относится создание первых абстрактных произв. А. развивался по двум осн. направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление (гл. представитель—ранний Кандинский) довело до логического завершения поиски экспрессионизма и фовизма в области «освобождения» цвета от форм реальной действительности. При этом гл. акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью к-рых абстракционисты стремились выразить некие глубинные «истины бытия», вечные и «духовные сущности», движение «космических сил», а также лиризм и драматизм человеческих переживаний, т. е. переносили на живопись мн. функции музыки. Второе направление причисляет к своим родоначальникам П. Сезанна и кубистов (Кубизм). Оно развивалось по пути создания новых типов худож. пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий и имело целый ряд разветвлений. В России — это районизм (лучизм) М. Ларионова, абстракции О. Розановой, Л. Поповой, супрематизм К. Малевича; в Голландии — группа «Стиль» (с 1917 г.) во главе с П Мондрианом и Т ван Дусбургом Представители этой группы выдвинули концепцию неопластицизма, противопоставлявшую «простоту, ясность, конструктивность, функциональность» чистых геометрических форм «случайности, неопределенности и произволу природы» Новое поколение абстракционистов (Дж. Поллак, Де Ку нинг и др. ), пришедшее в иск-во после второй мировой войны, восприняло от сюрреализма принцип «психического автоматизма». У Поллака акцент в творческом акте перемещается с произв. на сам процесс его создания, к-рый становится самоцелью Отсюда берет начало т. наз. «живопись-действие» (Action-painting) Разновидностью А в США с 50 х. гг. становится «абстрактный экспрессионизм» (М. Ротко, А. Горки и др.) Отказавшись от использования изобразительных принципов, присущих живописи как виду искусства, А. абсолютизировал эстетическую значимость цвета и формы, добиваясь худож эффекта только на основе организации их оппозиций (Оппозиция эстетическая) Тем самым он уводил живопись в область чистого эстетства, недопустимо сузил задачи и функции (прежде всего социальные) иск-ва. Негативная роль А. проявилась и в том, что, сняв фактически критерий худож мастерства, он открыл путь в иск-во людям, далеким от нею. Собственно живописные находки А. (в области гармонизации цвета и формы) активно используются сегодня художниками самых разных направлений, а также в дизайне, в оформительском иск-ве, в театре, кино, на телевидении

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
3.94 мб

Концепция абстракционизма в эстетической теории антонио Менегетти

Сергеева Ольга Борисовна
В статье анализируется концепция абстрактного художественного языка, разработанная современным итальянским эстетиком, психологоми художником Антонио Менегетти.