АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ
абстракция, возникающая в практике наблюдения и обусловленная способностью отличать одно от другого, воспринимать как разные к.-л. объективно различные воздействия. Поскольку различаемость (разрешающая способность) органов чувств и приборов всегда имеет пороговое значение, постольку А. н. предполагает возможную неопределенность в суждениях о том, что «скрывается» за данностью наблюдений. В этом смысле на А. н. основаны любой естественнонауч. эксперимент и технич. практика. В теории А. н. выражается в пределах (интервале) точности описаний объектов на основе наличных средств этой теории (ее языка или экспериментальной базы). Являясь относительной к средствам наблюдения (различения), А.н. порождает отождествления по неразличимости и, соответственно, отношения «тождества по неразличимости». На отношениях неразличимости основываются, в частности, классификационные построения в экологии, биологии, зоологич. систематике.

Источник: Советский философский словарь

абстракция неразличимости
АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ — эмпирический аналог философской (логической) идеи о тождестве неразличимых. Принята в рамках интервальной методологии с целью уточнения понятий о тождестве и различии в ситуациях, когда отсутствует априорная информация об объектах универсума (предметной области), а процессы их отождествления или различения определяются по наблюдаемым состояниям. А. н. указывает на зависимость суждений о тождестве и различии от «энтропии опыта», порождаемой разрешающей способностью средств наблюдения, свойственных наблюдателю или какой-либо иной информационной системе. Так, человеческий глаз не различает тех объективно различных градаций яркости, которые заключены в пространстве меньшем, чем пространственный порог разрешения для глаза.         Ситуация подобного рода (с учетом квантовых эффектов) является основной гносеологической ситуацией в тех познавательных актах, в которых исследуемый объект представлен не «сам по себе», а некоторым конечным вектором его измеримых признаков. Этим А. н. существенно отличается от абстракции отождествления и от лейбницевского принципа тождества неразличимых, чем и оправдывается введение специального термина « А. н.».         В некоторых важных случаях отношения неразличимости формально могут определяться через функции расстояний. Это согласуется с практикой приближенных методов вычислений, когда неразличимость задается интервалом неопределенности, выражающим меру неразличимости объектов «внутри» интервала. При этом А. н. позволяет ввести методологически важное понятие гносеологической точности научных теорий, основанных на данных опыта, и представить логику отношений эмпирических неразличимостей как модель псевдобулевой алгебры, или, иначе, как одну из «космоса» промежуточных (между классической и интуиционистской) логик с минимальным отрицанием.         М.М. Новоселов         Лит.: Новоселов М.М. Логика абстракций (методологический анализ). Ч. 1. М., 2000; Ч. 2. М., 2003; Он же. О гносеологической точности // Философские вопросы технического знания. М., 1984; Novosyolov M. On epistemological preciseness: interval approach // Science as a subject of study. Moscow, 1987.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АБСТРАКЦИЯ НЕРАЗЛИЧИМОСТИ
абстракция, принятая в рамках интервального анализа, с целью уточнения понятий о тождестве и различии в ситуациях, когда отсутствует априорная информация об индивидуации объектов универсума (предметной области), а процессы их отождествления или различения определяются конечной информацией об их наблюдаемых состояниях. Обычно это означает зависимость суждений о тождестве и различии от информационных условий познания—разрешающей способности актов восприятия, свойственных наблюдателю или какой-либо иной информационной системе. При этом тождество по неразличимости, принимая во внимание неизбежную «энтропию опыта», естественно, не является инвариантной величиной. К примеру, человеческий глаз воспринимает и различает только конечное число градаций яркости, не замечая тех объективно различных градаций, которые заключены в пространстве меньшем, чем пространственный порог разрешения для глаза. Ситуация такого рода является основной гносеологической ситуацией в любых познавательных актах, в которых исследуемый объект представлен не «сам по себе», а некоторым конечным вектором его измеримых признаков. В этом смысле (с учетом квантовых эффектов) абстракция неразличимости служит обобщением классической философской (логической) идеи о тождестве неразличимых (принципа тождества неразличимых) на эмпирические условия познания, чем и оправдывается введение специального термина «абстракция неразличимости» ( Новоселов, 1970).
Во многих важных случаях отношения неразличимости можно определять через функции расстояний, что согласуется с практикой приближенных методов вычислений, когда неразличимость задается интервалом неопределенности, который—в качестве условия на отождествление— выражает меру неразличимости объектов: «внутри» интервала неопределенности допустимо абстрагироваться от возможного различия объектов, рассматривая просто пары неразличимых, наделенные точностью Опираясь на принцип замены равного равным в интервале неопределенности, этот интервал можно рассматривать как адекватное выражение идеи тождества -неразличимых, связывая с этим понятием и понятие о соответствующей абстракции -неразличимости.
Дальнейший анализ этой абстракции позволяет, с одной стороны, ввести методологически важное понятие о гносеологической точности научных теорий, основанных на данных опыта, с другой—представить совокупность отношений эмпирических неразличимостий (-неразличимостей) как модель псевдобулевой алгебры, или, иначе, в виде импликативной (скулемовской) структуры с относительным псевдодополнением, или, что то же, как одну из «космоса» промежуточных (между классической и интуиционистской) логик с минимальным отрицанием.
Лит.: Новоселов Об абстракциях нерамичимости, индивидуации и постоянства.—В кн.: Творческая природа научного познания. М., 1984; Он же. О гносеологической точности.—В кн.: Философские вопросы технического знания. М., 1984; Он же. О логике эмпирических нераэдичимостей.—В кн.: Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. М., 1989; Novosyolov M. On epistemological preciseness: interval approach.— Science as a subject of study. M., 1987.
M. M. Новоселов

Источник: Новая философская энциклопедия