АБХЪЮДАЯ

Найдено 1 определение
АБХЪЮДАЯ
(санскр. abhyudaya — подъем, возвышение) - широкий по смысловому объему термин инд. философских текстов, означающий прежде всего разным образом понимаемое духовное (в т.ч. нравственное) преуспеяние, результативное и для настоящей, и для последующих жизней индивида.
В «Вайшешика-сутрах» (1.1.2.) А., наряду с конечным благом (нихшреяс), — один из двух основных результатов дхармы.
В комментарии к этой сутре Шанкара Мишра интерпретирует А. как удовольствие, счастье. У знаменитого философа и грамматиста Бхартрихари А. — некая «моральная сила», ведущая индивида к конечной цели - его самоотождествлению с Абсолютом (ее генерирует правильное употребление грамматических форм). Оппозиция А. и конечного блага эксплицируется в полемике ведантистов с мимансаками. Шанкара в «Брахмасутра-бхашье» противопоставляет А., интерпретируемой как «успех», являющийся результатом познания дхармы (основной цели мимансаков) и зависящий от употребления соответствующих средств, конечное благо как познание Брахмана (1.1.1.). Во вступлении комментария Шанкары к «Чхандогья-упанишаде» А. толкуется как средства, ведущие к «высоким целям», близким к освобождению и соотносимым с «модифицированным Брахманом».
В комментарии же Сурешвары к комментарию Шанкары к «Брихадараньяка-упанишаде» (1.6) А. соотносится с мирским процветанием, к-рому противопоставляется «освобождение». Конечная интерпретация А. в ранней веданте принадлежит, по-видимому, его современнику Падмападе, к-рый в «Панчападике» уточняет, что некоторые ведантийские тексты посвящены не только истинному познанию Брахмана, но также и ускоренному «вызреванию» кармы, ведущей на небо, что и отождествляется с А.
В итоге А. оказывается в веданте тем, что можно условно назвать относительным благом, к-рому противопоставляется благо абсолютное. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001