ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ
(около 490 — около 430 до н. э.) — древнегреческий философ, создатель диалектики как искусства истолкования противоречий. Защищал учение Парменида о неизменной сущности истинного бытия («все есть одно») и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Истина сущего обнаруживается только посредством мышления, чувственный же опыт ведет к обнаружению множественности вещей, их разнообразия и изменчивости и, следовательно, к недостоверности. Факт противоречия между данными опыта, с одной стороны, и их мыслительным анализом, с другой, был выражен З. в форме апорий. Все апории З. сводятся к доказательству того, что логически невозможно мыслить множественность вещей; допущение движения ведёт к противоречиям. Наиболее известны его апории, направленные против возможности движения: «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий». Согласно З., при попытке помыслить движение мы неизбежно наталкиваемся на противоречия, из этого следует вывод о немыслимости, а тем самым и о невозможности движения вообще.

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ
Южная Италия (ок.-490 г. - 430 г. до н. Э.) - представитель школы элеатов, ученик Парменида. Зенон известен своими апориями (неразрешимые затруднения). Оппоненты элеатов спорили с постулатами о единстве бытия и его неподвижности, апеллируя к чувственно-конкретной реальности, которая многообразна и изменчива. Зенону удалось построить такие логические модели, которые впоследствии были названы апориями, направленными в защиту основных идей элеатов. Доказательство строится «от противного», т.е. исследуется логическая структура «мира мнений» и выводятся следствия из них. Поскольку следствия оказываются противоречивыми, понятия сводятся к абсурду и отбрасываются. Известны апории против движения: «Дихотомия» (разрубание надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела» и «Стадион». В основу апорий легла идея различения, выражаясь современным языком, континуальности пространства (его бесконечной делимости, когда между двумя максимально близкими точками можно поставить еще точку) и его квантированностн (прерывности, оформленности, отграниченности). Движение, по Зенону, оказывается невозможным ни при допущении непрерывности пространства (две первые апории), не при его прерывности (две следующие). Сохранились апории, направленные на доказательство единства бытия. С Аристотеля пошла традиция считать, что от Зенона Элейского берет начало диалектика.

Источник: Краткий философский словарь 2004