Вольтер

Найдено 17 описаний персоны Вольтер

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОЛЬТЕР

1694-1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер - деист. Его Бог – великий инженер, cоздавший физический миропорядок и вечные заповеди. Сотворив мир, Бог «удалился» от дел, предоставив человека «свободной воле». Считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Не отрицая религии как таковой, он требует религиозной свободы. Критикует католическую церковь, считая ее врагом прогресса.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ВОЛЬТЕР

1694-1778) - франц. философ-просветитель и поэт, критик феодализма и освящавшей его церкви, деист. Автор ярких разоблачит. характеристик традиц. релит, верований и деятельности церкви. Отстаивая права разума, отверг церк. учение об откровении, выступал против подчинения науки и философии интересам религии. Вслед за Спинозой раскрыл исто-рич. происхождение библ. книг, указал на имеющиеся в них противоречия. Происхождение религии объяснял гл. обр. невежеством и обманом. Среди аргументов В. против религии и церкви выделяется указание на их соц. вред: отвлечение людей от полезного труда, распространение духа вражды и взаимной ненависти на почве релит, фанатизма и т. д. Вместе с тем В. считал целесообразным сохранить веру в бога как основание нравственности для сдерживания народных масс от посягательства на собственность и инте-ресы имущих классов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ВОЛЬТЕР (Франсуа-Мари,

наст, фамилия — Аруэ): французский писатель (Париж, 1694-1778). Сын парижского нотариуса. Мать — Маргарит Домар. Драматург, полемист, журналист, историк («Век Людовика XIV», 1752), даже моралист.

И хотя «век философов» называют «веком Вольтера», ни в одном из своих произведений он не излагает свою философию в собственном смысле слова. «Философические письма» (1734) — это лишь хроника английской жизни и критика, сопоставляющая ее с французскими нравами. «Элементы философии Ньютона» (1738) представляют собой лишь научно-популярное изложение, без претензии на глубину, принципов ньютоновской науки. «Кандид» (1759) лишь издалека и в карикатурном виде критикует оптимистическую философию Лейбница, которого Вольтер, без сомнения, не читал. «Философский словарь» (1764) —трактат литературных определений. Тем не менее Вольтер остается высочайшим моралистом, защитником свободы, веротерпимости («Магомет и фанатизм», 1741; «Очерк о нравах», 1756; «Трактат о веротерпимости», 1763), справедливости (он добился оправдания Каласа в 1762 г.; Сирвена в 1764 г. и т.д.). Но при сопоставлении с Руссо и Дидро нужно признать, что Вольтер — менее значительная фигура в философии того времени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ВОЛЬТЕР (Voltaire)

род. 21 нояб. 1694, Париж - ум. 30 мая 1778, там же) - знаменитейший франц. писатель и философ эпохи франц. Просвещения; в 1750 - 1752 находился при дворе Фридриха II, с 1858 жил в своем поместье Ферне (близ Женевы), неоднократно приезжал во Францию, испытал влияние философии англ. Просвещения. Считал, что познание трансцендентного (напр., при решении вопроса относительно бессмертия души и свободы человеческой воли) невозможно, и особенно рьяно боролся с церковью изза ее догматизма. В противовес Руссо он всячески подчеркивал ценность культуры и в своем "Essai sur les moeurs et l&esprit des nations" (7 vol., 1756; 6 Bde., 1867) изображал историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Он ввел в науку выражение "Philosophie de l&histoire" ("философия истории"). Его сатирический роман "Кандид" (1759) направлен против идеи бессмертия и оптимизма Лейбница. Среди его произв., которые в полном издании Моланда (1878 - 1885) составляют 52 тт., важными в философском отношении являются: "Lettres philosophiques& sur les Anglais", 1734; "Sur l&homme", 1738; "Elements de la philosophic de Newton", 1738 (против картезианства); "Dictionaire philosophique", 1764; "Questions sur L&Encyclopedie", 9 vol., 1770-1827. Ha рус. яз.: "Философия истории", СПБ, 1868; "Избр. страницы", СПБ, 1914; "Философские повести и рассказы", М. - Л., 1931; "Избр. произв.", М., 1956; "Письма", М. - Л., 1956; "Эстетика", М., 1974.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Вольтер

1694 - 1778) - знаменитый французский писатель, полностью выразивший в своих произведениях те идеи XVIII века, которые сделали его веком свободомыслия и просвещения. Большое влияние на его духовное развитие имело его трехлетнее пребывание в Англии, куда он был выслан за обличения абсолютистского режима Франции.

В то время (1723 г.) Англия была центром научного и освободительного движения, и вернувшись оттуда, Вольтер стал говорить в своих философских письмах о вещах, неведомых тогдашней Франции: о свободе печати, о гласном судопроизводстве, уважении к собственности, личной свободе и других принципах нарождающегося третьего сословия.

Главная заслуга Вольтера - в его беспощадной борьбе с деспотизмом и с католической церковью с суеверием, ханжеством и лицемерием в вопросах религии и морали. Его орудием в этой борьбе была злая и блестящая ирония, создавшая ему славу гения свободомыслия и насмешки.

Вольтер был деятельным участником французской энциклопедии. Все статьи, написанные им для нее, были изданы отдельной книгой ("Философский словарь"), представляющей собою свод освободительных идей XVIII века.

В вопросах искусства Вольтер не был революционером. В этой области он остался верен традициям господствовавшего тогда во Франции классицизма, в духе которого написаны все его трагедии. Из его беллетристических произведений наиболее известен роман "Кандид", в котором осмеивается пошлый оптимизм школьных философов. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ВОЛЬТЕР

псевд.; наст. имя и фамилия - Франсуа Мари А р у э (Arouet)] (21.11.1694, Париж - 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и публицист. Один из представителей Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв. подверг всесторонней и талантливой критике феод. отношения, деспотич. форму правления, феод.-клерикальное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Так, выступая за утверждение бурж. отношений и антифеод. идеологии, В. не исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям. Ему были чужды не только коммунистич. идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и скольконибудь радикально выраженные идеи народоправства. Острая критика клерикализма не завершалась у В. открытым материализмом и атеизмом, тем не менее защищавшийся В. деизм по существу был замаскированным материализмом и атеизмом. Опираясь на философию Локка и естеств.-науч. взгляды Ньютона, В. в «Филос. письмах», «Трактате о метафизике», «Филос. словаре» и др. соч: близко подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естеств. и обществ. явлений, исключал религ. объяснение конкретных явлений природы. По В., сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В филос. и историч. трудах В. отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли бога, а как творчество самих людей. С особой непримиримостью В. разоблачал церковь как защитницу привилегий господствующего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения. В «Кандиде» и др. филос.-художеств, произв. В. осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего свое право на счастье. Передовые филос. идеи В. сыграли большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дидро, Гельвецией, Гольбахом и др., у них он в свою очередь перенял ряд важных материалистич. положений. Он принимал участие в создании франц. «Энциклопедии» 18 в., редакторами к-рой были Дидро и ДАламбер. В. проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение мн. идеи В., заостренные против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ВОЛЬТЕР (1694—1778)

фр. писатель, философ, историк, один из вождей фр. Просвещения. Мировоззрение В. противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия. Фактически В. склоняется к отождествлению бога (“великого геометра”) и природы. Он критикует дуализм, отбрасывая представления о душе как особого рода субстанции. Сознание, по В.,— свойство материи, присущее только живым телам, хотя для доказательства этого правильного положения приводится теологический аргумент: способностью мыслить наделил материю "бог. В противовес теологической метафизике 17 в. В. выдвигал требование научного исследования природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он считал источником знаний наблюдение и опыт, пропагандировал сенсуализм Локка. Задача науки — изучение объективной причинности. Однако В. допускал наличие “конечных причин” и полагал, что опыт говорит нам о вероятности существования “высшего разума” и “архитектора” вселенной. Социально-политические взгляды В. имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство граждан перед законом, требовал введения пропорциональных имуществу налогов, свободы слова и т. д. Но критику частной собственности решительно отвергал, полагая неизбежным деление об-ва на богатых и бедных. Разумное государственное устройство, по В.,— конституционная монархия во главе с просвещенным монархом. В конце жизни В. склонялся к убеждению, что лучшим типом государства является республика. В исторических соч. критиковал библейско-христианскую т. зр. на развитие об-ва, дал набросок картины истории человечества. В основе “философии истории” (термин введен В.) лежит идея прогрессивного развития об-ва независимо от воли божества. Но ход истории В. объяснял изменением идей, т. е- идеалистически. Огромное значение в деятельности В. имела его борьба против клерикализма и религиозного фанатизма. Гл. мишень сатиры В.— христианство и католическая церковь, к-рую он считал осн. врагом прогресса. Тем не менее В. не приемлет атеизма. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (Христа, Будды и т. д.), он полагал, что идея карающего бога должна жить в народе. Соч.: “Философские письма” (1733), “Трактат о метафизике” (1734), “Основы философии Ньютона” (1738), “Опыт о нравах и духе народов...” (1756).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

       Вольтер

фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж — 30 мая 1778, там же; Вольтер — это псевдоним , настоящее имя- Франсуа-Мари Аруэ) - один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель — один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства. Родился в семье богатого нотариуса. С 1704 года он учился в иезуитском колледже Людовика Великого — престижном учебном заведении для детей вельмож.         Произведения Вольтера в полном издании Моланда (1878-1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения: "Философские письма" (1727-1733), "Метафизический трактат" (1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738), "Век Людовика XIV" (1751), "Микромегас" (1752), "Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII" (1756), "Сократ" (1759), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-1763), "Карманный философский словарь" (1764), "Несведущий философ" (1766) и др.         Его собственно философские позиции в основе своей во многом определяются идеями Дж. Локка и И. Ньютона. Термин "философия истории"  ввел в оборот Вольтер. Одна из его работ так и называлась - "Философия истории".       Вольтер первым составил философский словарь.        Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы, т.е. он сторонник деизма.         Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. В философии Вольтера большую роль играет вопрос активности субъекта. Он утверждал: "Осмельтесь мыслить самостоятельно!".  Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!" Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя. Мировая история видится В. высшим судом человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Именно поэтому история народа оказывается неотделимой от его культуры, нравов и обычаев. В. категорически отвергает идеи провиденциализма. По его мнению: а) далеко не все в истории может складываться к лучшему; б) исторический процесс являет собой не более, чем хаос единичных событий, где каждое событие вызвано определенными причинами - но во взаимодействии этих причин невозможно уловить какую-либо закономерность  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

ВОЛЬТЕР

Voltaire) (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694— 1778) — фр. писатель, философ-просветитель, публицист, общественный деятель. Литературная деятельность В. была подчинена общественным целям: борьбе с засильем клерикализма, критике феодально-абсолютистской системы Иск-во В. рассматривал как средство просвещения умов, преодоления предрассудков. В трагедиях («Брут», «Магомет» и др.) пропагандировал веротерпимость, гуманность, осуждал фанатизм и тиранию. Эстетика В. противоречива: он отстаивал эстетические каноны классицизма, в т. ч. три единства в драматургии, однако в литературных произв. выходил за их рамки; колебался между признанием относительности и изменчивости эстетических вкусов и установлением норм прекрасного. Противоречия его эстетических взглядов проявились в оценке творчества У. Шекспира, у к-рого, как считал В., был яркий, истинный и высокий талант, но не было «хорошего вкуса» и «знания правил». Эстетический вкус определяется В. как «чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах». Он различал хороший и дурной, извращенный вкус. Если хороший вкус способен распознавать истинную красоту, выражается в стремлении к естественности и простоте, то извращенный вкус оказывает предпочтение напыщенному и жеманному. Совр. ему об-во, по мнению В., было лишено хорошего вкуса вследствие засилья религиозных предрассудков, неразвитости общественной жизни и иск-в. Путь к воспитанию вкуса В. усматривал в просвещении, большое значение придавал воспитательной функции иск-ва и решительно отвергал связанную с теорией естественного права идеализацию естественного состояния человека, критиковал философско-эстетическую концепцию Руссо. Иначе развивая общие предпосылки естественно-правовой теории, В. считал, что не дикари живут под властью естественного закона, а, наоборот, цивилизованные люди следуют природе, т. к. прогресс — закон природы. Чем больше развиты иск-ва и науки, тем больше соблюдаются естественные законы. Дикарь для В. не естественный человек, а животное, к-рое еще не полностью развило свои свойства, куколка, к-рой еще предстоит стать бабочкой. Умственное развитие, просвещение В. рассматривал как одну из движущих сил истории, восхвалял цивилизацию и ее плоды. Отстаивая характерное для просветителей деление народов на «цивилизованные» и «дикие», В. относил к разряду «цивилизованных» народы не только Европы, но и мусульманского Востока и Китая, высоко оценивая их духовную культуру. Взгляды В. имели большой общественный резонанс и оказали влияние не только на фр., но и на нем. и рус. эстетическую мысль. Осн. произв., в к-рых нашли отражение эстетические взгляды В.: «Рассуждение о трагедии» (1730), «Храм вкуса» (1733)» «Философские письма» (1733), «Рассуждение о древней и новой трагедии» (1748), «Обращение ко всем нациям Европы» (1761), «Комментарии к Корнелю» (1764), «Философский словарь» (1764—69).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

ВОЛЬТЕР

Псевд. Наст, имя и фамилия - Франсуа Мари Аруэ (Arouet). 21.11.1694, Париж,- 30.5.1778, там же. Франц. философ, литератор, публицист. Идеолог Просвещения, для подтверждения своих взглядов широко апеллировавший к опыту Китая и кит. мысли. Подвергал критике монархич. деспотизм, первоначально отстаивал идею конституц. монархии во главе с просвещенным государем, в последние годы склонялся к республиканизму. В антиклерикализме доходил до полного отрицания необходимости христианской церкви и ее ин-тов как оплота неоправданных привилегий господствующего сословия, врага просвещения. Для народа же полагал необходимым сохранение идеи карающего Бога. Придерживался деистской трактовки исходной причины мирового движения: оно обусловлено Творцом, "первым двигателем" и "великим геометром", неотделимым от природы. В истории видел не волю провидения, а результат человеч. творчества и неизбежный прогресс. Интерес к Китаю возник у В. со времен обучения в иезуитском колледже и во многом объясняется особым отношением миссионеров-иезуитов к кит. духовной культуре. Они пытались убедить иерархию Римско-католич. церкви в целесообразности применения в Китае таких форм проповеди христианства и обрядности, к-рые бы учитывали нравы и обычаи китайцев. В интерпретации иезуитов религ. воззрения китайцев были схожи с деизмом, а идеология, обществ, и политич. установления могли служить образцом прак-тич. морали. Основываясь на миссионерских соч. и переводах кит. классики, В. увидел в философии и строе жизни Китая иной по сравнению с христианским миром способ построения взаимоотношений гос-ва, об-ва и личности, а тем самым морали и законов управления. Тему Китая В. затронул при- мерно в 60 соч., в т.ч. статьи в "Филос. словаре" (1764), "Три собеседования мандарина и иезуита, или Кит. разговоры" (1770), сообщение об эдикте императора Канси от 1692 по поводу свободы христианской проповеди (1761), переложение дра-матич. произв. эпохи Юань (13 - 14 вв.) ("Кит. сирота", 1755), "Этюды о нравах" (1756, 1761, 1769) и др. По В., религ. свобода в Китае обусловлена публичным культом "естественной религии", основанным на лишенном мистицизма благоговении перед разумностью творения; отсюда ненужность в Китае пропаганды католицизма с его нетерпимостью и предрассудками. Управление в этой стране В. считал основанным на филос. принципах, а не на религ. догмах и произволе; политич. строй Китая до своего увлечения республиканизмом он полагал образцом просвещенной абс. монархии. *Essai sur le moeurs // VoltaireF. Oevres completes. Ed. L. Moland. Vol. XI - ХШ. P., 1879; Вольтер. Филос. произв. М., 1989; **Державин К.Н, Китай в филос. мысли В. // В. Статьи и материалы. Л., 1947; Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха Просвещения). М., 1966; Саркисов Г.И. В. о Китае и становление рус. китаеведения // И не распалась связь времен... К 100-летию со дня рожд. П.Е. Скачкова. М., 1993; Guy В. The French Image of China before and after Voltaire // Studies on Voltaire and the Eighteenth Century. Gen., 1963. П.М. Кожин А. Г. Юркевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ВОЛЬТЕР

(1694—1778) — фр. философ, писатель, публицист, обществ. деятель; один из гл. представителей фр. Просвещения. Выходец из «третьего сословия», В. еще в молодости приобрел репутацию «наследника Мольера, Расина и Корнеля», став одним из крупнейших драматургов и поэтов XVIII в. Был заключен в Бастилию (1717—18) за свои сатирические стихи-памфлеты. В Бастилии написал первую пьесу «Эдип» под псевдонимом «В.». Мн. произв. (особенно антиклерикального характера) в дальнейшем издавал анонимно или под разл. псевдонимами, к-рых было ок. 140. Неоднократно жил в эмиграции: в Англии (1726—29), пребывание в к-рой стимулировало его обращение к философии (1734), в Пруссии при дворе Фридриха II (1750—52). Вернувшись во Францию, заработал крупное состояние как драматург, адвокат и предприниматель; в 1758 г. купил поместье Ферне в Швейцарии, где прожил до конца жизни, неоднократно полулегально посещая родину. В. явл. автором мн-ва произв. разл. рода — от лирической и сатирической поэзии, романов и пьес разных жанров до филос. и ест.-науч. трактатов, полемических статей и судебных речей; важное место в его наследии занимает пятитомный «Философский словарь» (1756—64), выражающий суть просветительской идеологии XVIII в. Полн. академ. собр. соч. В. составляет 52 т. (Oeuvres completes / Ed. Moland. P., 1877—85. V. 1—52). Филос. воззрения В. представляют собой синтез механистич. теории И.Ньютона, сенсуализма Дж.Локка и критич. идей англ. просветителей (Дж.Толанд и др.). Утверждая, что достижение отчетливого знания о трансцендентальных сущностях (бог, абсолютный разум и т.д.) невозможно, он тем не менее придерживался концепции деизма с нек-рыми элементами гилозоизма. Согл. В., идея бога как идеальной разумной сущности логически оправдана по двум причинам: 1) Бог явл. первоисточником мех. движения в природе, к-рое после божеств. вмешательства продолжается без его участия и совершается в соответствии с объективными з-нами физики; 2) идея бога необходима невежественным массам как гарант исполнения ими своих моральных обязанностей, к-рые сами по себе имеют естеств. природу и связаны с общими для всех людей разумно-прагматическими потребностями (широко известен афоризм В.: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать»). В обл. этики В., наряду с Д.Дидро, поддерживал принципы «разумного эгоизма» и «здравого смысла», разработанные Шотландской шк. (А.Э.К.Шефтсбери и др.). Его соц.-полит. концепция представляет собой умеренный вариант теории естественного права: признавая идею общественного договора и, след-но, зависимость полит. власти от гражд. сообщества, он считал, что оптимальные реформы гос.-полит. системы должны производиться «сверху» просвещенными монархами; идеалом полит. устройства гос-ва считал ограниченную монархию. С этих позиций В. пытался повлиять на монархов совр. ему Европы (прусский король Фридрих II, рус. императрица Екатерина II и др.) в личной переписке и общении. Осн. мотивы философии В. наиболее ярко выражены в критике религ. предрассудков, антропологич. пессимизма Б.Паскаля и метафизики Р.Декарта и Г.В.Лейбница, составляющей концептуальный фон ряда его филос. повестей и романов («Задиг, или Судьба», «Кандид, или Оптимизм» и др.). В повести «Простодушный» (1767) он противопоставил идеализированный образ дикаря как «естеств. человека» искусственным (а значит, фальшивым) установлениям цивилизованного об-ва, обозначив, наряду с Ж.Ж.Руссо, исходные интенции культурной антропологии. Идеи и произв. В. оказали сильнейшее воздействие не только на зап.-европ. мысль, но и на отеч. худ. и интеллектуальную культуру XVIII—XIX вв. (проявления свободомыслия в России вплоть до 1840-х гг. обозначались как «вольтерианство»). Творчество В. высоко ценил А.С.Пушкин, переведший на рус. язык неск. его стихотворений (в т.ч. первые строфы знаменитой «ироническогероической» поэмы «Орлеанская девственница») и написавший в подражание В. поэму «Гаврилиада». Соч.: Избр. произв. М., 1947; Избр. произв. по уголовному праву и процессу. М., 1956; Бог и люди: В 2 т. М., 1961; Эстетика. М., 1974; Философские повести. М., 1985; Философские соч. М., 1989; Избр. соч. М., 1997. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ВОЛЬТЕР

французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика ХУ во второй половине 40-х 18 в. Избран в Академию наук Франции (1746). Произведения В. в полном издании Моланда (1878-1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения: "Философские письма" (1727-1733), "Метафизический трактат" (1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738), "Микромегас" (1752), "Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII" (1756) (именно В. ввел в научный оборот термин "философия истории"), "Сократ" (1759), "Карманный философский словарь" (1764), "Несведущий философ" (1766) и др. В. предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, - являясь очевидной, она не может оказаться заключением какой-либо цепочки логических выводов. Мыслителей, отрицающих существование Бога, В. обвинял в механицизме. Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики. Современная эпистемология такую позицию называет установкой на аддитивность. В результате применения подобной установки сама собой отпадает необходимость обращения к супераддитивным причинам, которые не могут быть описаны математическими законами. К таким причинам принадлежат "Бог" и "конечная причина". Механицисты отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа "конечных причин". Однако, по возражению В.," это опровержение относится только к полаганию возможности несуществования Бога и никак не касается доказательства невозможности существования Бога. Бытие Бога все же мыслимо, а значит возможно. Отсюда, Бог скорее существует, чем не существует. Противоположность двух установок (на аддитивность и супераддитивность) вынуждает признать лишь немыслимость ясным образом суммы божественных качеств. Установить и обсудить атрибуты Бога человек не в состоянии. Будучи бытием конечным, он не в силах постичь природу божественного бытия. Отталкиваясь от этого тезиса, В. развернул философскую критику теологии: "Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения". Разделяя позиции сенсуализма Локка и натурфилософии Ньютона, В. называл теологией всякую внеопытную метафизику. На этом основании В. отвергал учение Декарта о вечной душе и врожденных идеях как своеобразную теологию. Таким образом В. упрекал как механицистов, так и теологов. Первых - за односторонний редукционизм всех природных явлений к математическим законам. Вторых - за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). Подлинная философия, по В., должна быть автономна от механицизма и от теологии. По утверждению В., метафизические рассуждения заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. В. однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи "питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий". Эффективность отношений господства предполагает "фанатизм народа", поэтому каждая "партия" имеет определенную религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла - благо общества, следовательно мораль не может быть связана с "теологическим мнением". Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих "партий", а скорее в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия - "мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого", то религия государственная - основа порядка и законодатель общественной морали.

А.Н. Шуман

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Вольтер (1694-1778)

псевдоним французского писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения. Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. Несмотря на протесты отца, избрал карьеру литератора. С молодых лет проявлял свободомыслие и иррелигиозность. За сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую Францию, 11 месяцев провел в Бастилии. В 1726-1729 гг. жил в Англии, так как из Франции был выслан. Пребывание в Англии и знакомство с ее жизнью оказало большое влияние на формирование его взглядов. В 1758 г. поселился в приобретенном имении вблизи границы с Швейцарией в местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот фернейский период им созданы самые значительные произведения. Незадолго перед смертью посетил Париж, где и умер. Литературное наследство Вольтера огромно. Им написано в общей сложности сотни произведений, которые составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Кроме работ, он писал пьесы, повести, публицистику. Основные социально-политические взгляды Вольтера отражали идеологию формирующейся французской буржуазной демократии и развенчивали феодальный устаревший режим. Вольтер не был философом, выдвинувшим свои новые философские идеи, но был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества. Основная направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой антиклерикализм. Он всю жизнь боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Философские взгляды Вольтера выражены в "Философских письмах" (1733), "Трактате о метафизике" (1734), "Основах философии Ньютона" (1738), философской повести "Кандид" (1759), "Философском словаре"(1764-69). Философские воззрения Вольтера тесно переплетены с его иррелигиозными взглядами. Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: "Раздавите гадину!". В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глупец. В то же время считал, что религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей. Он говорил: "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Вольтер в "Кандиде" подвергает критике теорию предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди должны вмешиваться в жизнь, чтобы изменить ее и установить более справедливые порядки. Вольтер весьма критически относился к рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, Лейбница и не признавал концепцию врожденных идей. В то же время он принял сенсуализм Локка и популяризировал его, при этом все же признавая существование безусловных истин, не зависящих от чувственного источника. Считал, что душа человека -. это не субстанция, которую мы никогда не воспринимаем. Мы лишь знаем о психических явлениях и способностях. Лучше признать, что люди представляют собой разумных животных с развитым интеллектом, но слабым инстинктом. Вольтер стоял на позициях существования детерминизма в природе, доказывал зависимость нашего сознания от строения органов чувств. Мышление признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял "всемирным разумом", рассматриваемым в качестве источника этого разнообразия. В этике выступал как против врожденности моральных норм, так и против их условности. Он также обосновывал "золотое правило нравственности: "Обращайтесь с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой". Вольтер задумал создать философию истории и написал ряд работ ("Философия истории", "Пирронизм в истории", "Размышление об истории"), в которых представлена программа исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Призывал исследовать историю неевропейских народов - арабов, китайцев, индийцев. В своей "Истории России при Петре Великом" проводит мысль о просвещенном монархе, который должен быть во главе государства. Выступал против взглядов Руссо, призывавшего возвратиться к первобытной природе. Для Вольтера это было противоестественно. Вольтер высмеивал взгляды Руссо, что необходимо отказаться от частной собственности. Свободу Вольтер понимает как свободу воли. Но свободы воли нет, имеется лишь сознание своей собственной свободы. Вольтер рассматривал современную ему эпоху, т.е. восемнадцатый век, как время, в которое разум человечества окажет на жизнь общества свое решающее влияние. Высшим проявлением разума считал "здравую философию", опирающуюся на науки и искусства. Здесь Вольтер большие надежды возлагал на просвещенных монархов, овладевших философскими выводами о законах общественного развития, задачах государственной власти и освободившихся от предрассудков. Он считал, что придет время, когда к руководству государством придут философы. Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь философских персоналий

Вольтер

1694-1778) - псевдоним французского писателя, философа, публициста Франсуа Мари Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения.

Вольтер родился в Париже, в семье нотариуса. Несмотря на протесты отца, он избрал карьеру литератора. С молодых лет Вольтер проявлял религиозное свободомыслие. За сатиру, высмеивающую феодально-абсолютистскую Францию, II месяцев провел в Бастилии. В 1726-1729 гг. жил в Англии, так как из Франции был выслан. Пребывание в Англии и знакомство с ее жизнью оказало большое влияние на формирование его взглядов. В 1758 г. Вольтер поселился в приобретенном им имении вблизи границы с Швейцарией в местечке Ферне, где прожил 20 лет. В этот фернейский период им созданы самые значительные произведения. Незадолго до смерти посетил Париж, где и умер.

Литературное наследство Вольтера огромно. Им написано в общей сложности более сотни произведений, которые составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Кроме сочинений по философии он писал пьесы, повести, публицистику.

Основные социально-политические взгляды Вольтера отражали идеологию формирующейся французской буржуазной демократии и развенчивали устаревший феодальный режим. Вольтер не был мыслителем, выдвинувшим оригинальные философские идеи, он был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества. Основная направленность всех произведений Вольтера - антифеодальная, в центре которой антиклерикализм. Всю жизнь он боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма.

Философские взгляды Вольтера выражены в «Философских письмах» (1733), «Трактате о метафизике» (1734), «Основах философии Ньютона» (1738), философской повести «Кандид» (1759), «Философском словаре» (1764-1769).

Философские воззрения Вольтера тесно переплетены с его иррелигиозными взглядами. Его борьба с католической церковью сформулирована им очень кратко: «Раздавите гадину!». В своих произведениях Вольтер показывал несостоятельность религии как системы. Однако он оставался на позициях деизма, не отрицая целиком веру в Бога как Творца нашего мира. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Он полагал, что религия возникла тогда, когда повстречались мошенник и глуг^ц. В то же время он считал, что религия необходима, так как религиозная вера - это сила, управляющая поведением людей. Он говорил: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Вольтер в «Кандиде» подвергает критике теорию предустановленной гармонии Лейбница, считая, что люди должны вмешиваться в жизнь, чтобы изменить ее и установить более справедливые порядки.

Весьма критически относился Вольтер к рационалистическим воззрениям Декарта, Спинозы, Лейбница и не признавал концепцию врожденных идей. В то же время он принял сенсуализм Локка и популяризировал его, при этом все же признавая существование безусловных истин, не зависящих от чувственного источника. По его мнению, мы лишь знаем о психических явлениях и способностях. Лучше признать, что люди представляют собой разумных животных с развитым интеллектом, но слабым инстинктом.

Вольтер стоял на позициях детерминизма, он доказывал зависимость нашего сознания от строения органов чувств. Мышление признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял «всемирным разумом», рассматриваемым в качестве источника этого разнообразия.

В этике Вольтер выступал как против врожденности моральных норм, так и против их условности. Он обосновывал «золотое правило» нравственности: «Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой».

Вольтер задумал создать философию истории и написал ряд работ («Философия истории», «Пирронизм в истории», «Размышление об истории»), в которых представлена программа исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Призывал исследовать историю неевропейских народов-арабов, китайцев, индийцев. В своей «Истории России при Петре Великом» он проводит мысль о просвещенном монархе, который должен стоять во главе государства.

Вольтер выступал против взглядов Руссо, призывавшего возвратиться к первобытной природе. Для него это было противоестественно.

Высмеивал он и убеждение Руссо в необходимости отказаться от частной собственности. Свободу Вольтер понимал как свободу воли. Но свободы воли нет, есть лишь сознание своей собственной свободы.

Вольтер рассматривал современную ему эпоху, т.е. восемнадцатый век, как время, в которое разум человечества должен оказать на жизнь общества свое решающее влияние. Высшим проявлением разума он считал «здравую философию», опирающуюся на науки и искусства. Здесь Вольтер возлагал большие надежды на просвещенных монархов, овладевших философскими выводами о законах общественного развития, задачах государственной власти и освободившихся от предрассудков. Он считал, что будет время, когда к руководству государством придут философы.

Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей. _Г

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ВОЛЬТЕР

французский философ, писатель, историк, представитель французского Просвещения. Историограф Людовика XV во второй половине 1740-х. Избран в Академию наук Франции (1746). Произведения В. в полном издании Моланда (1878-1885) составляют 52 тома. Основные философские сочинения: "Философские письма" (1727-1733),

"Метафизический трактат" (1734, издан посмертно), "Основания философии Ньютона" (1736-1738), "Век Людовика XIV" (1751), "Микромегас" (1752), "Опыт о нравах и духе народов и об основных фактах истории от Карла Великого до Людовика XIII" (1756), "Сократ" (1759), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-1763), "Карманный философский словарь" (1764), "Несведущий философ" (1766) и др. В. предложил новое доказательство бытия Бога, которое утверждалось им аксиоматически, исходя из одной возможности логического обобщения понятия человеческой сущности: "Я существую, а следовательно нечто существует вечно". По мнению В., эта истина сходна с первыми положениями арифметики и геометрии, - являясь очевидной, она не может оказаться заключением какой-либо цепочки логических выводов. Мыслителей, отрицающих существование Бога, В. обвинял в механицизме. Так, опровержение бытия Бога сводилось ими к тому, что все в природе происходит исключительно в соответствии с законами математики. Современная эпистемология такую позицию называет установкой на аддитивность. В результате применения подобной установки сама собой отпадает необходимость обращения к супераддитивным причинам, которые не могут быть описаны математическими законами. К таким причинам принадлежат "Бог" и "конечная причина". Механицисты отбрасывают возможность супераддитивного обобщения человеческой сущности, подчеркивая непротиворечивость проведения принципиального отказа от идей типа "конечных причин". Однако, по возражению В., это опровержение относится только к полаганию возможности несуществования Бога и никак не касается доказательства невозможности существования Бога. Бытие Бога все же мыслимо, а значит возможно. Отсюда, Бог скорее существует, чем не существует. Противоположность двух установок (на аддитивность и супераддитивность) вынуждает признать лишь немыслимость ясным образом суммы божественных качеств. Установить и обсудить атрибуты Бога человек не в состоянии. Будучи бытием конечным, он не в силах постичь природу божественного бытия. Отталкиваясь от этого тезиса, В. развернул философскую критику теологии: "Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения". Разделяя позиции сенсуализма Локка и натурфилософии Ньютона, В. называл теологией всякую внеопытную метафизику. На этом основании В. отвергал учение Декарта о вечной душе и врожденных идеях как своеобразную теологию. Таким образом В. упрекал как механицистов, так и теологов. Первых - за односторонний редукционизм всех природных явлений к математическим законам. Вторых - за некритическое учение (наподобие теории о божественных атрибутах). Подлинная философия, по В., должна быть автономна от механицизма и от теологии. По утверждению В., метафизические рассуждения заключают в себе некоторую долю вероятности. Философия строит лишь правдоподобные гипотезы, выполняя эвристическую функцию, и не должна претендовать на точное знание. В. однозначно коррелирует теологию и политическую борьбу. Теологи "питают честолюбивые чаяния главарей сект, но кончается это обычно тем, что они стремятся стать во главе партий". Эффективность отношений господства предполагает "фанатизм народа", поэтому каждая "партия" имеет определенную религию. Теология преследует частные корпоративные интересы и не выходит на уровень интересов общества в целом. Подлинная же мера добра и зла - благо общества, следовательно мораль не может быть связана с "теологическим мнением". Общество в целом нуждается не во многих теологических религиях враждующих "партий", а, скорее, в одной естественной (государственной) религии, которая представляет собой философскую веру в Бога (деизм). Если теологическая религия - "мать фанатизма, гражданских раздоров, враг рода человеческого", то религия государственная - основа порядка и законодатель общественной морали. Мировая история видится В. высшим судом человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса. Именно поэтому история народа оказывается неотделимой от его культуры, нравов и обычаев. В. категорически отвергает идеи провиденциализма. По его мнению: а) далеко не все в истории может складываться к лучшему; б) исторический процесс являет собой не более, чем хаос единичных событий, где каждое событие вызвано определенными причинами - но во взаимодействии этих причин невозможно уловить какую-либо закономерность. Вместо теологического способа рассмотрения истории В. предлагает иной - философский. В связи с этим он ввел в научный оборот термин "философия истории". Просветительская деятельность В. затронула все основные культурные феномены своего времени, включая религию, государство и историю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ВОЛЬТЕР

, наст. фамилия—Аруэ (Arouet) Франсуа Мари (21 ноября 1694, Париж—30 мая 1778, там же) — французский философ, писатель, публицист. Родился в семье парижского нотариуса. С 1713 обучался в иезуитской коллегии Людовика Великого в Париже. Уже в 12летнем возрасте он был введен аббатом де Шатонефом в «Тампль», кружок парижских вольнодумцев. По окончании коллегии в 1717 на 11 месяцев был заключен в Бастилию за сатиру на герцога Филиппа Орлеанского. После скандальной ссоры с кавалером де Роганом и краткосрочного заключения в Бастилию в 1726 был выслан из Парижа. В 1726—29 жил в Англии, где изучал философию, прежде всего английскую, и ньютоновское естествознание. К этому времени относятся его первые исторические работы («Генриада», «Опыт о гражданских войнах во Франции»). Вернувшись в Париж, публикует в 1734 «Философские письма» (Lettres philosophiques sur les Anglais), принесшие ему огромную известность и осужденные парижским парламентом на сожжение, как «противные религии, добрым нравам я уважению к власти». В 1734—49 (с перерывами) живет в замке Сире на границе с Лотарингией. Здесь он пишет «Метафизический трактат» (Traite de metaphysique, 1734), «Основы философии Ньютона» (Elements de a philosophie de Newton, 1738). Будучи вызван в Париж благодаря усилиям м-м де Помпадур, назначается на должность придворного историографа Людовика XV, избирается во французскую Академию наук. В 1750—53 в Пруссии при дворе Фридриха II. В 1758 покупает на границе Швейцарии и Франции имение Ферне, где и живет последующие 20 лет. Сотрудничает в «Энциклопедии» Дидро и дАламбера, пишет «Опыт о всеобщей истории и о нравах я духе законов» (Essai sur lhistoire generale et sur tes moeurs et lesprit des nations, 1755—69), «Философию истории» (La philosophie de lhistoire, 1765). Приезд его в .1778 в Париж стал триумфом «фернейского патриарха». В философии Вольтер осуществил синтез основных положений деизма, исходя из существования непознаваемого Бога как первопричины материального и идеального миров. Утверждая объективную реальность божественной субстанции, Вольтер считал ее принципиально отличной от потенциальной бесконечности природы. Опираясь на открытый И. Ньютоном 1-й закон движения, Вольтер рассматривал природу наподобие часового механизма, где все формы неорганической и органической материи движутся благодаря внешней силе, давшей миру 1-й механический толчок.

В «Метафизическом трактате» Вольтер подверг критике идею движения как атрибута материи, утверждая существование нематериального принципа действия. В сочинении «Dieu et les Hommes, oeuvre theologique, mais raisonnable» (1769, рус. пер.: «Бог и люди», т. 1—2, 1961) Вольтер совершает логическую формализацию деизма, приближая его к строгой ньютонианской схеме, согласно которой Бог действует по всеобщим законам механического движения. Отрицая развиваемую Мальбраншем концепцию причинности в духе окказионализма, Вольтер признает существование в природе единого разумного мирового начала—Бога как первопричины материального мира и происходящего в мире движения. Целесообразность и совершенная гармония мира есть результат целеполагания разумного существа. В области теории познания Вольтер был одним из первых во Франции сторонников материалистического сенсуализма Дж. Дакка. Критически относясь к рационалистическим построениям Декарта, Спинозы, Лейбница, он считал опытное исследование природы наиболее адекватным методом ее познания. Излагая историю христианства, Вольтер развивал идеи представителей французской исторической школы, создавших образ исторического Христа в качестве основателя нового социального и морального учения. Христианство Вольтер истолковывал как учение, охраняющее институт частной собственности и моральные устои европейской цивилизации 18 в.

С именем Вольтера связана одна из первых попыток создания философии истории. В «Философии истории», в «Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов», рассматривая человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, Вольтер подчеркивал важную роль в этом движении просвещения, науки, трудовой и творческой деятельности человечества. Дав острую критику феодальных порядков, основанных на деспотической форме правления, Вольтер противопоставил им идею просвещенной конституционной монархии как наилучшей формы государственного устройства. Он отрицательно относился не только к коммунистическим идеалам Мелье, но и к умеренному эгалитаризму Руссо, предполагающему возможность установления народовластия.

Вольтер проявлял огромный интерес к истории и культуре России. Полемизируя с Руссо, он высоко оценивал преобразовательную деятельность Петра I. Идеи Вольтера вызвали к жизни широкое просветительское движение 18 в.— вольтерьянство.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1—52, P., 1877—82; в рус. пер.; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1—2. M.— Л., 1931; Избр. произв. М., 1947; Философские повести. М., 1978.

Лит.: Державин К. И. Вольтер. М., 1946; Кузнецов S. ff. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965; Он же. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Сиволап If. И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978; Ям К. E. Вольтер и генезис французского деизма XVIII в.—«Вопросы научного атеизма», вып. 23. М., 1978; BrumfittF. H. Voltaire historian. L, 1958; Naves R. Voltaire. P., 1962; Waid L The intellectual development of Voltaire. N.Y., 1969.

К. Е. Ям

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ВОЛЬТЕР

Voltaire) [псевдоним; наст. фамилия – А р у э (Arouet)], Франсуа Мари (21 нояб. 1694 – 30 мая 1778) – франц. писатель, публицист и философ, страстный борец с религ. мракобесием, один из вождей франц. Просвещения. Родился в семье парижского нотариуса. Дважды был заключен в Бастилию. Большое влияние на формирование филос. взглядов В. имело его пребывание в Англии (1726–1729), в то время передовой капиталистич. стране. В 1734–1749 (с перерывами) В. проживал в замке Сире, на границе Лотарингии, а в 1750–1753 находился в Пруссии при дворе короля Фридриха II. В 1758 В. поселился на границе Швейцарии и Франции, в замке Ферне, за неск. месяцев до своей смерти переехал в Париж, где и умер. В. активно сотрудничал в "Энциклопедии", возглавлявшейся Дидро, и поддерживал тесную связь с молодым поколением просветителей-материалистов. Общественно-политич. идеи В. были направлены против феод.-крепостнич. режима и выражали идеологию франц. бурж. демократии. Они характеризуются, с одной стороны, симпатиями к народу, враждой к его угнетателям, а с другой – теорией "просвещенного абсолютизма", являвшейся прогрессивной для Франции первой половины 18 в. Обе эти черты проявляются уже в период пребывания В. в Англии. В сирейский период на основе общефилософских взглядов В. на первый план выдвигается оптимизм, связанный с лейбницианской идеей всемирной гармонии. Он отходит от этой идеи в 50-х гг., когда под влиянием наблюдений, политич. деятельности В. обуревают тяжелые сомнения в разумности существующего. В наиболее зрелый период деятельности В. – в фернейский период – он развивал идею прогресса человечества ("Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов" – "Essai sur l´histoire g?n?rale et sur les moeurs et l´esprit des nations...", 1756–69), выступил в защиту крестьян ("Прошение ко всем должностным лицам королевства" – "Requ?te ? tous les magistrats du Royaume...", 1769, и др. соч.). В то же время неспособный встать на сторону поднимающегося народа, В. видел путь к лучшему будущему в деятельности просвещенного и доброго монарха, в бурж.-либеральных реформах. Он осуждал идеи утопич. коммунизма и "плебейские" тенденции учения Руссо. Философское мировоззрение В. нашло свое выражение в спец. работах – "Философских (или английских) письмах" ("Lettres philosophiques sur les Anglais", 1733; в 1734 эта книга была сожжена как "противная религии, добрым нравам и уважению к власти"), "Трактате о метафизике" ("Trait? de m?taphysique", 1734), "Основах философий Ньютона" ("Е?l?ments de la philosophie de Newton...", 1738), "Трактате о веротерпимости" ("Trait? sur la tol?rance", 1763), филос. повести "Кандид, или Оптимизм" ("Candide, ou l´Optimisme", 1759), "Философском словаре" ("Dictionnaire philosophique", 1764–69), "Опыте о всеобщей истории и о нравах и духе народов" и др. Филос. мировоззрение В., определяемое социально-политич. жизнью предреволюц. Франции, в к-рой В. принимал активное участие, сложилось под влиянием учения Бейля, декартовского рационализма, философий Локка, естествознания Ньютона, англ. деизма 17–18 вв., а затем – франц. материализма. Филос. идеи В. развивались в тесной связи с его взглядами на религию. В. вел неустанную борьбу с ортодоксальными формами религии (особенно с католицизмом) как с гл. идейным оплотом феод.-абсолютистского строя, выдвинув знаменитый лозунг "Раздавите гадину!". В. неутомимо доказывал абсурдность христ. вероучения и всякой религии. Однако, в отличие от материалистов 18 в., его младших современников – Ламетри, Дидро, Гельвеция и Гольбаха, – В. остался в основном на позициях деизма. Не удовлетворенный механистич. объяснением природы, к-рое давали франц. материалисты, В. считал божество "законодателем природы", принципом действия, принципом единства мира и его целесообразности ("Философский словарь", переписка). Однако В. признавал, что существование божества не может быть убедительно доказано никакими теоретич. соображениями и необходимость его признания определяется практическими, морально-политич. соображениями. Существование карающего и вознаграждающего бога, по В., является необходимой предпосылкой соблюдения моральных норм. В. был особенно озабочен возможными социальными последствиями исчезновения религ. веры и рассматривал веру в бога как своего рода полицейскую силу, налагающую узду на нар. массы. Отсюда его знаменитое высказывание: "Если бы бога не было, его следовало бы выдумать", (стих. "К авторy книги о трех обманщиках" – "Е?p?tre ? l´auteur du livre des Trois Imposteurs", 1769). Признание В. бога как доброго и справедливого судьи человеч. поступков поставило перед ним трудную и в сущности неразрешимую задачу объяснений существующего в мире зла. В работах сирейского периода (особенно в "Трактате о метафизике") В. разделял теолого-оптимистич. точку зрения Лейбница: зла в мире В сущности нет, ибо все страдания и беды растворяются во всемирной гармонии, и наш мир в целом – наилучший из возможных. Однако критич. отношение к окружающей действительности заставило В. (особенно в "Кандиде") подвергнуть резкой критике лейбницианскую теорию "предустановленной гармонии". В этой связи В. высказывался за активное вмешательство людей в обществ. жизнь с целью изменения устаревших и несправедливых порядков. Хотя В. и не поднялся до атеизма, в трактовке важнейших явлений природы он, в рамках деизма, выступал как материалист. Так, критикуя дуалистич. учение о принципиальном различии тела и души, В. рассматривал мысль как атрибут материи, развивал нек-рые материалистич. идеи в области психологии. Однако не видя возможности на основе механистич. материализма объяснить происхождение ощущения и мышления, движение и притяжение, он считал их сообщенными материи богом ("Трактат о метафизике"). Т.о., критикуя метафизику 17 в., В. вынужден был вернуться к ней; неспособность объяснить разнообразие мира развитием материи привела его к идее о "Всемирном разуме" как причине этого разнообразия. В 60–70-х гг. под влиянием Дидро и др. материалистов, как это видно по "Философскому словарю" – сборнику статей, написанных В. для "Энциклопедии", – он энергично проводил ряд материалистич. идей. В. подчеркивал существование в природе всеобщей закономерности, отступая здесь от лейбницианской идеи "мировой гармонии", доказывал преимущества причинного рассмотрения явлений природы сравнительно с принципом целесообразности, а также и зависимость сознания от устройства органов человека ("Письма Меммиуса к Цицерону" – "Lettres de Memmius ? Cic?ron", 1771). В. решительно отвергал субъективный идеализм Беркли. Вместе с тем В. подвергал критике "Систему природы" Гольбаха, усматривая в его идее детерминированности всего сущего филос. оправдание всех несправедливостей. Тем самым он делал объектом критики одно из самых уязвимых мест франц. механистич. материализма – его созерцательность. В области теории познания и м е т о д о л о г и и для В. характерно критич. отношение к дедуктивно-рационалистич. методу Спинозы, Лейбница, Мальбранша, Декарта, а также несогласие с учением последнего о врожденных идеях ("Философские письма" и др.). Призывая к опытно-эксперимент. исследованию природы, В. воспринял сенсуализм Локка и стал одним из первых его популяризаторов во Франции. Не принимая выводов об абсолютной относительности знания, он не порывал окончательно и с традициями декартовского рационализма, с идеей "вечных истин", считая, что не только аксиомы математики, но и правила вкуса и принципы морали являются безусловными истинами и не зависят от чувств. или историч. обоснования. В. выводил эту устойчивость идей и истин из общей всем людям "человеческой природы" ("Трактат о метафизике", "Философский словарь", "Невежественный философ" – "Le Philosophe ignorant", 1766, письмо Фридриху II от X. 1737, и др.). Учение В. о естественной м о р а л и ("Поэма о естественном законе" –"Po?me sur la loi naturelle", 1756; "Опыт о всеобщей истории...") идеалистично и метафизично, но направлено против религ. морали и апеллирует также к человеч. природе. Основания морали, носящей, по В., внеклассовый и внеисторич. характер, порождены обществ. инстинктом человека. Руководящим началом в выработке ее принципов должно явиться сознание обществ. блага. Гл. закон, вписанный природой в сердца людей и долженствующий стать основой поведения любого человека, формулировался В. как внеисторич. принцип: "Обращайся с другим так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой" ("Беседы дикаря и бакалавра" – "Entretiens d´un sauvage et d´un bachelier", 1761, и др.). Для социологических воззрений В. характерно представление об обществе как о совокупности человеч. атомов, к-рые могут подвергаться перемещениям и перестановкам по воле правителей. Это представление соединялось у В. с теми надеждами, к-рые он возлагал на "просвещенных монархов". В своем понимании обществ. жизни В. был идеалистом, рассматривавшим историю в целом как арену борьбы добра и зла, просвещения и невежества, а социальные бедствия как результат невежества, ошибок и произвола отд. лиц. Вместе с тем В. призывал отказаться от простого хронологич. перечисления историч. фактов, от исключит. внимания к действиям королей, полководцев и т.п. В. поставил перед историч. исследованием задачу создания филос. истории ("Философия истории" –"La philosophie de l´histoire", 1765; "Пирронизм в истории" – "Le pyrrhonisme de l´histoire", 1769; "Размышление об истории" – "R?flexions sur l´histoire" и др.). Он выдвинул в этой связи широкую программу изучения истории культуры, включающей в себя открытия в области науки, техники, историю иск-ва и изучение ряда экономич. явлений ("Опыт о всеобщей истории..." и др.). В области историографии В. призывал отказаться от господствовавшего тогда европоцентризма и в своем "Опыте о всеобщей истории..." стремился охватить историю внеевропейских народов мира: арабов, китайцев, индийцев. Спец. работу В. посвятил истории России ("История России при Петре Великом" – "Histoire de l´Empire de Russie sous Pierre le Grand", t. 1–2, 1759–63, рус. пер., ч. 1–2. 1809). в к-рой, идеализируя Петра, создавал образ просвещенного монарха и в полемике с зап. историками давал положит. оценку достижениям России во всех областях жизни. В противоположность господствовавшей в историографии и социологии теологич. идее провиденциализма, В. выдвинул в "Опыте о всеобщей истории..." идею прогрессивного развития человеч. обществ на основе их внутр. законов. В. Соколов. Москва. В своих работах, связанных с проблемами э с т е т и к и , В. признавал относительность вкусов и в то же время был убежден, что существуют общие правила "хорошего вкуса", как существуют правила арифметики. Понимание историч. многообразия художеств. форм и общих законов иск-ва находится у В. в неразрешимом противоречии (см. статьи "Вкус" и "Прекрасное" в "Философском словаре"). Проблемы театра, в частности проблемы драматургии Шекспира ["Lettres philosophiques...", 1734 (18-е письмо);"Brutus. Trag?die. Discours sur la trag?die ? milord Bolingbroke", 1730], он трактовал с позиций классицизма, хотя и критиковал классицистов 17 в. за отсутствие динамичности, за боязнь показать на сцене страждущего человека. В 60-х гг. В. испытал влияние эстетики Дидро, хотя в целом он, скованный классовой узостью своего обществ, идеала и изображая бурж. героя в идеализиров. форме "человека вообще", критически относился к реалистич. методу эстетики Дидро. Идеи В. оказали огромное влияние на развитие бурж.-демократич. мысли и революционности. Под флагом многих его идей выступали деятели франц. революции – Робеспьер, Марат и др. Большое значение имело вольтерьянство в России и др. странах. Великий разрушитель феодализма и демократ. писатель и мыслитель, В. и сейчас вызывает к себе вражду реакционеров и горячую любовь и признательность прогрессивного человечества. В. Бахмутский. Москва. Соч.: Oeuvres compl?tes, v. 1–92, Kehl, 1785–89; Oeuvres compl?tes nouv. ?d., v. 1–50, et Table g?n?rale..., v. 1–2, P., 1877–85; Oeuvres historiques, [v. 1–2], P., 1957. Соч. в рус. пер.: Философия истории, СПБ, 1868; Мысли Вольтера, СПБ, 1904; Избранные страницы, [кн. 1–3], СПБ, 1914; Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль, Л., 1924; Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги, т. 1–2, М.–Л., Academia, 1931; Избранные произведения..., М., 1956; Письма, М.–Л., 1956. Лит.: Шахов ?. ?., Вольтер и его время, 2 изд., СПБ, 1912; Moрлей Д., Вольтер, пер. с англ., М., 1889; Нечкина М., Вольтер и русское общество, "Большевик", 1944, No 22; Державин К. Н., Вольтер, М., 1946; Вольтер. Статьи и материалы, под ред. акад. В. П. Волгина, М.–Л., 1948 (ст. Дынник ?. ?., Философские взгляды Вольтера и др.); Лифшиц М., Великий французский просветитель, "Новый мир", 1953, No 6; Соколов В. В., Вольтер, М., 1956; Кузнецов В. Н., Мировоззрение Вольтера, М., 1958 (автореф. дисс.); Бахмутский В., Вольтер и буржуазная драма, "Вопр. литературы", 1958, No 4; Lion H., Les trag?dies et les th?ories dramatiques de Voltaire, P., 1895; Naves R., Le go?t de Voltaire, P., 1936; его жe, Voltaire et l´Encyclop?die, P., 1938; ?omeau R., La r?ligion de Voltaire, P., 1956; Brumfitt J. H., Voltaire historian, L., 1958; Вengesсо G., Voltaire. Bibliographie de ses oeuvres, t. 1–4, P., 1882–90; Ma1со1m J., Table de la Bibliographie de Voltaire par Bengesco, [Gen?ve, 1953]; Addamiano N., Voltaire, Roma, 1956.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.