ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

род. ; 1403, Трапезунд - ум. 18 февр. 1472, Равенна) - греч. гуманист; с 1439 - кардинал. Известен как переводчик греч. авторов на лат. язык и распространитель древнегреч. филологии и платонизма на Западе. Его речи и письма содержатся в книге Минье "Patrologia graeca", т. 161, 1866.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ
ок. 1403-1472) - визант. церк. деятель, ученый, гуманист, с 1437 - архиепископ Никейский. Считал религ. унию с католич. церковью необходимой для совместной борьбы с турками. После провала Флорентийской унии (1439), к-рая была отвергнута почти всем духовенством и народом, эмигрировал в Италию, где, перейдя в католичество, получил сан кардинала. После падения Константинополя (1453) пытался организовать крест, поход против турок. Знаток и переводчик др.-греч. лит-ры, В. Н. много сделал для пропаганды античной культуры, особенно философии Платона.

Источник: Атеистический словарь

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

(р. между 1389 и 1395 – ум. 1472) – церк.-политич. деятель Византии, писатель и философ. Ученик Плифона, В. в спорах между приверженцами аристотелизма и платонизма стремился примирить оба направления. К концу полемики склонился на сторону платонизма, в распространении к-рого среди итал. гуманистов сыграл большую роль. Поселившись в Италии, В. был возведен в сан кардинала; в 1463 был назначен титулярным латинским патриархом Константинополя. Группировал вокруг себя бежавших из Византии греч. ученых. В. собрал греч. рукописи и редкие книги, явившиеся впоследствии основой знаменитой венецианской б-ки св. Марка. В. – автор большого числа богословских сочинений. Главнейшее филос. соч. – трактат "Против клеветников Платона" ("In calumniatorem Platonis", libri 1–4, 1469), в к-ром, защищая своего учителя Плифона против нападок Георгия Трапезундского, В. широко освещал значение Платона в истории философии. Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, t. 161). Лит.: Садов ?., Виссарион Никейский, СПБ, 1883; Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского, "Византийский временник", 1949, т. 2; ее же, Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Vast H., Le cardinal Bessarion (1403–1472), P., 1878; Mоhler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1–3, Paderborn, 1923–42. Б. Горянов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ

(2.1. 1403, Трапезунт, - 18. 11. 1472, Равенна), византийский богослов, публицист, ученый-гуманист и философ. С 1423 г. монах, был в Мистре учеником Плифона и участником его кружка, испытал влияние его философских симпатий (культ Платона) и политико-экономических идей; с 1437 г. архиепископ г. Никеи (откуда прозвище). Участник Ферраро-Флорентийского собора (1438-39), энергичный сторонник воссоединения Православной и Католической Церквей. Во Флоренции вступил в контакт с кругами гуманистов. С 1439 г. кардинал Католической Церкви, в 1440 г. вернулся в Италию с богатым собранием греческих рукописей. После падения Константинополя безуспешно призывал католических государей Италии, Германии и Франции выступить в крестовый поход с целью освобождения греков из-под власти турок. В 1463 г. папа Пий II поставил В. патриархом Константинопольским, что могло иметь лишь символический характер; это дало повод В. написать «Окружное послание к грекам», где он защищает свой переход в католицизм и резко критикует состояние греческой Церкви. В. завершает определенную традицию в истории византийской философии (его предшественники — Никифор Влеммид, Иоанн Векк, Плифои), одновременно передавая ее итоги западному гуманизму. Особенность В. — тенденция к сглаживанию острых углов и примирению враждебных точек зрения: филэллинство Плифона освобождается у него от антихристианских импликаций; неоязыческая фразеология плифоновского кружка становится в его устах безобидной литературной игрой. Включившись в полемику платоников и аристотеликов на стороне первых (трактаты «О естестве и художестве» и «Против клеветников Платона»), возражая Феодору Газе и Георгию Трапезунтскому, В. воздерживается от нападок на аристо-телизм как таковой: его цель — доказать через посредство неоплатонической интерпретации, что доктрины Платона и Аристотеля в существе своем не противоречат друг друг}´ и служат защите христианства. Эта точка зрения оказала широкое влияние на умеренных гуманистов, начиная с Флорентийской академии. Достигнув видного положения в политической и культурной жизни Европы, В. способствовал резкому росту популярности греческой культурной традиции на Западе. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ВИССАРИОН Никейский
имя при крещении—Василий, или Иоанн (?) (1399/1400 или 2 января 1403, Трапезунд—18 ноября 1472, Равенна) — византийский церковно-политический деятель, философ. Учился в Константинополе, в частности у Георгия Хрисококка. В 1423 становится монахом, затем диаконом, в 1431 —священником в г. Мистре (Пелопоннес) и в 1436—игуменом в Константинополе; в 1437 рукополагается митрополитом Никеи. После перехода в католичество, в 1439—72—кардинал, с 1463—титулярный латинский патриарх Константинополя.
Виссарион провел несколько лет (1431—36) в Мистре, чтобы заниматься с Георгием Гемистом Шифоном неоплатонической философией. Был одним из главных инициаторов Ферраро-Флорентийского собора (1438—39), завершившегося унией латинско-католической и греко-православной церквей. Пришел к выводу («Догматическая речь об унии») об идентичности греческого и латинского толкования тринитарной формулы и необходимости упоминания в догмате об исхождении Св. Духа имени Сына (fdioque). Вскоре после Ферраро-Флорентийского собора возвращается на Запад. В 1450—55—папский легат в Болонье; дважды (1455 и 1471) был кандидатом на папский престол. Как гуманист привлекал большое внимание современников, образовавших вокруг него ученый кружок, названный «Виссарионовской Академией» (Academia Bessarionis). Собрал огромную библиотеку (482 кодекса), составившую после его смерти основу коллекции рукописей Библиотеки св. Марка в Венеции («Марчианы»); сам занимался перепиской книг и редактированием текстов.
Наследие Виссариона включает в себя богословские, философские и риторические сочинения, а также переписку. В разгоревшихся -острых спорах приверженцев Платона и Аристотеля Виссарион занимал умеренную позицию, хотя критиковал сторонника радикального аристотелизма Георгия Трапсзундского (трактат «Против фальсификатора Платона» в четырех книгах). Греко-латинской полемике по догматическим вопросам об исхождении Св. Духа, правилах таинства Евхаристии и др. посвящено «Окружное послание грекам» (1463); риторические и полемические трактаты адресованы членам императорской фамилии и направлены против турок. Среди переводов Виссариона на латынь—«Воспоминание о Сократе» (Апомнемоневмата) Ксенофонта, речи Демосфена и особенно «Физика» Аристотеля, изложенная в шести книгах.
Сот.: MPG, 1.161; MohlerL. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd. 1—3. Padeibom, 1923—42; Beinardinello S. Bessarione riassume la Fisica di Aristotele.—Scritti in noredi C. Diano. Bologna, 1975, p. 25—42.
Лит.: Удальчова 3. В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии.—«Византийский временник», 1973, т. 35, с. 75—88; Она же. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского.—Там же, 1976, т. 37, с. 74—97; Di NapoliG. Il cardinale Bessarione nella controversia tra platonici ed aristotelici.—«Miscellanea Francescana», 1973, vol. 73, p. 327—350; Mioni E. Vita del Cardinale Bessarione.— «Miscellanea Marciana», 1991, vol. VI, p. 13-198.
M. u. Бибиков

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
270.58 кб

Отношения Геннадия II Схолария и митрополита Виссариона Никейского в историческом и хронологическом

Норкин Виктор Сергеевич
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между двумя выдающи-мися иерархами Византийской Церкви — патр. геннадием II схоларием и митр. Виссарионом никейским.

Похожие термины:

  • ВИССАРИОН Василий (Иоанн) Никейский

    (ок. 1403—1472) - визант. (впоследствии католич.) церк. и полит. деятель и богослов. С 1437 был митрополитом г. Никеи. На Ферраро-Флорентийском вселенском соборе 1438—1439, па к-ром была заключена уния между вос