ВАН ГЭНЬ

Найдено 1 определение
ВАН ГЭНЬ

Ван Инь, Ван Жучжи, Ван Синьчжай. 20.7.1483, Аньфэнчан, окр. Тайчжоу пров. Цзянсу,- 4.1.1541. Неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), основоположник Тайчжоуской школы - т.н. левого крыла янминизма (см. [Ван] Янмина школа). Будучи потомств. солеваром и мелким торговцем, не имел офиц. статуса ученого. В 28 лет после "озарения", вызванного вещим сном, в к-ром он предотвратил падение небосвода, начал проповедовать собств. учение, основанное на свободной интерпретации конф. классики. В 38 лет стал учеником Ван Янмина, к-рый дал ему новое имя - Гэнь ("Прочность", гексаграмма №52, см. Гуа). Происхождение и жизненный опыт В.Г. обусловили эгалитаристский, популистский и оппозиц. характер его идеологии, что делало ее весьма популярной в низших слоях об-ва. Учение В.Г., концентрирующееся вокруг проблем "Да сюэ", можно отнести к сфере этико-социальной антропологии. Взяв в качестве основополагающего понятия "выверение вещей" (гэ у), В.Г. истолковывал его как индивид, "установленность в высшем благе" ("установку на совершенном добре"), т.е. установление правильной, гармонич. связи между субъектом - "личностью/телом" (шэнь [2]) и объектом - об-вом и миром. Трактовка этой связи зиждется на трех кардинальных идеях: 1) "единотелесности" (и ти) организмической Вселенной, единства личности и дао; 2) центральной роли человека в мироздании, а личности - в об-ве; 3) "взаимности" (шу [3], см. Чжун шу) как универсальной основе человеч. отношений. Каждый человек должен сохранять (бао) в естеств. совершенстве не только свое "сердце", исполненное "благосмыслия" (лян чжи) (см. Ван Янмин), или "сиятельной мудрости" (мин чжэ), но и "личность/тело", являющуюся мерой ("угольником") для всех уровней социальности (семьи, гос-ва, Поднебесной). Любое воздействие на об-во и мир возможно лишь посредством воздействия на самого себя; это воздействие, сказавшись на объекте, эхом возвращается к субъекту. В.Г. проповедовал своеобразный "разумный эгоизм", исключавший и жертвенный альтруизм, и эгоцентрич. себялюбие: подлинная любовь к себе неотделима от любви к людям. В этой проповеди слышны моистские мотивы (см. Мо цзя), но без самоограничит, ригоризма. За то, что В.Г. придавал "слишком" большое значение чувств, желаниям, он подвергся критике со стороны янминиста Лю Цзунчжоу (16 - 17 вв.). Считая человеч. "природу" (син [1]) способной "спонтанно" (цзы жань) и в "обыденных условиях" (бай син жи юн) "доводить благосмыслие до конца" (чжи лян чжи), В.Г. с наибольшей радикальностью в конфуцианстве развил тезис о возможности для каждого человека стать "совершенномудрым" (шэн жэнь, см. Шэн [1]). "Путь совершенномудрых не выходит за обыденные условия", поэтому "когда вдоволь еды и одежды, расцветают благопристойность (ли [2]) и должная справедливость (и [1])". В.Г. выступал за уравнительное (пин цзюнь) распределение гос. и целинной (не находящейся в частном владении) земли. *Ван Синьчжай сяньшэн цюаньцзи (Поли, собр. соч. учителя Ван Синьчжая). Б.м., 1912 (1-е изд.- 15 в.); Ван Синьчжай сяньшэн и цзи (Собр. соч., оставленных учителем Ван Синьчжаем). Пекин (?), 1910 (1-е изд.- 1631); **Хуан Сюаньминь. В.Г. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая). Т. 3. Ч. 2. Цзинань, 1981. С. 531 - 83; Вагу dv, W.T. Individualism and Humanitarianism in Late Ming Thought // Self and Society in Ming Thought. N.Y.- L., 1970. P. 157 - 178. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь