ВАККЕНРОДЕР Вильгельм Генрих

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ВАККЕНРОДЕР Вильгельм Генрих

13 июля 1773, Берлин—13 февраля 1798, там же) — представитель раннего немецкого романтизма. Изучал право в Эрлангене (1793). С 1794 в Берлине, где работал в суде. Испытал влияние Гердера (философия языка, интерес к народным песням, идея об устремлении всего существующего к высшей цели и др.) и К.-Ф. Морица, лекции которого Ваккенродер слушал в 1792 в Берлине (идеи о «высших языках» природы, религии, мифологии, живописи, музыки, поэзии). Своеобразный синтез этих идей нашел отражение в сборниках Ваккенродера, изданных его другом Л. Тиком: «Сердечные излияния отшельника—любителя искусств» (Herzensergiebungen eines Kunstliebenden Klosterbruders, 1797) и «Фантазии об искусстве, для друзей искусства» (Phantasien uber die Kunst, fur Freunde der Kunst, 1799). Природа и искусство, по Вакендорфу, это два языка, подаренных человеку Богом. Искусство объединяет все времена и народы, однако дух искусства, особенно музыки, останется для человека вечной загадкой. Идеи Ваккенродера оказали воздействие на братьев Фр. и А. В. Шлегелей, нашли отзвук в творчестве композиторов Шуберта, Шумана, Мендельсона.
Соч.: Werke und Briefe, hrsg. von Fr. v. d. Leyen, 2 Bde. Jena, 1910; Werke und Briefe, o. J. (1938); Wickmrodar W. if. unit Tieck L.

Источник: Новая философская энциклопедия

ВАККЕНРОДЕР Вильгельм Генрих

Wackenroder), Вильгельм Генрих (13 июля 1773 – 13 февр. 1798) – нем. писатель-романтик и эстетик-идеалист. Получил юридич. образование в Эрлангене и Геттингене, затем был судебным референдарием в Берлине. Соч. В. "Сердечные излияния отшельника, любителя искусства" ("Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders", 1797) и "Фантазии об искусстве" ("Phantasien ?ber die Kunst", 1799; издано посмертно Л. Тиком, к-рый принимал участие в написании обоих соч.) представляют собой лирич. размышления об иск-ве, очерки об итал. и нем. художниках. В противовес характерной для просветителей 18 в. идеализации антич. иск-ва В. выступил в этих соч. пропагандистом идей романтизма, поклонником ср.-век. иск-ва. Продолжением последнего он считал иск-во Возрождения, деятелей к-рого вопреки истине изображал в качестве благочестивых художников, руководствующихся религ. откровением. Иск-во, по В., родственно религии и является постижением "божественного" в бесконечно разнообразных формах. Высшим родом иск-ва В. считал музыку, образы к-рой наименее телесны, наиболее далеки от земной реальности. Образцом религ. живописца для В. был Рафаэль, но рядом с ним он ставил Дюрера. В. был первым нем. романтиком, идеализировавшим ср.-век. нем. живопись и провозгласившим "равноправие" нем. и итал. иск-ва. Выдвинутые В. требования эстетич. "терпимости" по отношению к различным идеалам и стилям в иск-ве, идеализация наивного религ. иск-ва, нем. ср.-век. живописи, культ музыки оказали широкое влияние на нем. романтиков и последующую нем. бурж. искусствоведч. мысль, давшую идеям В. реакц.-националистич. мистич. интерпретацию (идея об особом "духе" нем. иск-ва у Вельфлина, Гундольфа и др.). Соч.: Werke und Briefe, Bd 1–2, Jena, 1910; Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком, М., 1914. Лит.: Коldewеу P., Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck, Lpz., 1904; Walzel О., Vom Geistesleben alter und neuer Zeit, Lpz., 1922; ?ecchi В., Wackenroder, Firenze, 1927; Santoli V. Wackenroder e il misticismo estetico, Rieti, 1929; Korff H. ?., Geist der Goethezeit, Tl 3– Fr?hromantik, Lpz., 1956. Г. Фридлендер. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.