Токвиль, Алексис

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Токвиль, Алексис

Tocqueville, Alexis-Charles-Henry-Maurice Clerol de) (1805-1859) - Токвилль родился в богатой дворянской семье, близкой ко двору реставрированного у власти Чарльза Х-го Бурбона. Физически слабый, он с детства тяготел к социальной философии и политике. Он был сторонником и идеологом либеральной (индивидуальной) демократии, врагом социальной демократии и социализма. Т. ставил в пример американскую демократию первой половины XIX-го века. Токвилль предвидел Февральскую революцию 1848-го года и поддержал упразднение монархии, но также выступил против притязаний молодого парижского пролетариата и одобрил кровавую июньскую расправу над рабочими. В 1849 году Т. служил министром иностранных дел в правительстве президента Бонапарта III, но выступил против его государственного переворота в октябре, был смещен и попал в опалу. Токвилль завоевал наибольшую известность за свою книгу "Демократия в Америке"; также известны его работы "Пенитенциарная система Соединенных Штатов и ее применение к Франции" и "Старый режим и Французская революция".

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ТОКВИЛЬ (Tocqueville) Алексис
род. 29 июля 1805, Верней-сюр-Сен - ум. 16 апр. 1859, Каин) - франц. социолог, историк и политический деятель, великий мыслитель демократии и борец против любых форм тирании. В работе "О демократии в Америке" (т. 1 - 2, 1835; рус. пер. 1897) рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства. Видел три вида угрозы демократическим институтам: со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы; со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма; со стороны "излишней" склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к "равенству в рабстве". В др. труде, "Старый порядок и революция" (1856; рус. пер. 1918), выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению. Считается классиком демократической общественной мысли. Произв. Токвиля изданы в "Oeuvres completes", t. 1 - 12, 1951 - 1964.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ТОКВИЛЬ Алексис
29.7.1805, Верней, ныне ВернейсюрСен, доп. Ивелин, -16.4.1859, Канн), франц. социолог, историк и политич. деятель.
В кн. «О демократии в Америке» (т. 1-2, 1835, рус. пер. 1897) Т., ясно осознавая неизбежность бурж.-демократич. преобразований, рассматривает развивающееся бурж. общество под углом зрения соотношения в нем свободы и равенства, взаимодействия политич. власти и обществ. организма в целом. При этом Т. анализирует три негативных аспекта бурж. эгалитаризма, к-рые способствовали торжеству деспотизма в Сев. Америке и Европе. Во-первых, политич. централизация как оружие равенства в борьбе с привилегиями феод. аристократии, соединяясь с адм. централизацией и бюрократизацией, резко усиливает власть гос-ва, к-рое устанавливает контроль над всеми сферами обществ.
жизни и становится душителем свободы. Во-вторых, бурж. равенство порождает индивидуализм, к-рый изолирует людей друг от друга, замыкает их в рамках частной жизни и создает тем самым благоприятную почву для деспотизма. В-третьих, «извращенная» (мелкобуржуазная) склонность к равенству, в основе к-рой стремление низвести всех до уровня массы, приводит к «равенству в рабстве». Осуществление тенденций к деспотизму, по Т., во многом зависит от прочности общинных учреждений и орг-ций, находящихся между гос-вом и индивидом. Противостоять этим тенденциям, по Т., могут нек-рые институты, напр. существующие в США: федеративная форма гос-ва, региональное разнообразие, свобода политич. и гражд. ассоциаций и т. д. Однако Т. считает, что осн. направлением развития бурж. общества является политич. и адм. централизация. Поэтому он приходит к пессимистич. выводу о неизбежности тирании и деспотизма в бурж. обществе.
В кн. «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) Т. пытался выявить преемственность между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна ликвидация феод. режима.
Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на бурж. обществ. мысль (Тэн, Дюркгейм, Теннис, М. Вебер, Манхейм).

Источник: Советский философский словарь

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС

Морис, граф де Клерель (1805—1859) — фр. политолог, социолог, историк и гос. деятель. Получил юрид. образование. Испытал влияние Ф.Гизо, изучал историю Англии, к-рую считал образцом полит. развития. Классик демокр. обществ. мысли. В кн. «О демократии в Америке» (В 2 т. 1835) рассматривал об-во сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства. Эта кн. — гл. результат его пребывания в США — была первым глубоким анализом амер. полит. жизни. Амер. демократия, по Т., явл. системой правления, нацеленной на сдерживание абсолютизма и централизации (федерализм, независимость регионов, свобода организаций и объединений). Тем не менее, он полагал, что дальнейшее выравнивание положения граждан в результате демократизации в конечном счете может привести к тому, что сопротивление деспотизму будет ослаблено. В последней части работы, к-рая вышла уже в 1840 г. и во мн. основывалась на фр. материале, обсуждается общая проблема влияния равенства на обществ. строй. Т. видел три вида угрозы демокр. ин-там: со стороны полит. централизации власти в руках гос-ва, к-рое может установить контроль над всеми сферами обществ. жизни и стать душителем свободы; со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма; со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве». В труде «Старый порядок и революция» (1856) Т. выступил против революционных преобразований, чреватых мн. нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демокр. движению. В этой классич. работе Великая Фр. революция (1789—94) подается как логич. итог абсолютизма; в ней также проводится мысль о возможном установлении деспотического режима во Франции в результате централизации власти. Исследование Т. придало новый импульс дальнейшему изучению Фр. революции и оказало, вместе с работой о демократии, глубокое влияние на развитие либерализма и социол. мысли, особенно после 1930-х гг. Известность получила и посмертно изданная кн. «Воспоминания» (Souvenirs, 1893). Академ. собр. соч. Т. издано во Франции (Oeuvres completes. V. 1—12. P., 1951—64). Соч.: Демократия в Америке. М., 1992. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС

29 июля 1805, Верней — 16 апреля 1859, Канн) — французский социолог, историк и политический деятель. Член французской Академии (с 1841). Лидер консервативной Партий порядка, был министром иностранных дел (1849). Автор работ: «О демократии в Америке» (De la democratie en Amerique», v. 1—2,1835— 40), «Старый порядок и Революция» (LAncien Regime et la Revolution, 1856).
Специфика и радикальная новизна политической мысли Токвиля состоят в попытке совмещения идей классического либерализма с идеей демократии, понятие которой наполняется у него новьм содержанием. Вся предшествующая политическая философия рассматривала демократию прежде всего как форму правления, при котором утверждается суверенитет народа. Токвиль увидел в демократии нечто большее — беспрецедентное историческое событие, особое общественное состояние, определенный тип социальной связи. Существеннейшей чертой демократии является, по Токвилю, равенство; демократическое общественное состояние лишено иерархии, за исключением иерархии общественных функций; в отличие от общества аристократического типа в нем ослаблены социальные связи. Индивид демократического общества, с одной стороны, освобождается от цепей личной зависимости, но, с другой стороны, он остается изолированным, затерянным в толпе. Т. о., демократическое общество постоянно воспроизводит индивидуализм на всех уровнях своего бытия. Токвиль отличает демократический индивидуализм от эгоизма как страстной, чрезмерной любви к самому себе, заставляющей человека относиться ко всему на свете лишь с точки зрения личных интересов и предпочитать себя всем остальным людям.
В политической плоскости демократия выступает как торжество идеи народовластия, в соответствии с которой каждый индивид обладает равной долей власти и участвует в управлении государством. Демократический индивид подчиняется обществу потому, что признает полезным для себя союз с себе подобными и понимает, что данный союз не может существовать без власти, поддерживающей порядок. Гражданские отношения — свобода и равенство, управляющие всеми аспектами человеческой жизни, осознаются в то же время как отношения естественные (от природы все люди равны и свободны).
Демократия в своей политической плоскости столь же двойственна, как и демократическое общественное состояние: она освобождает от произвола личного правления, но при этом исчезают и все «промежуточные звенья», представляющие собой сдерживающие моменты на пути усиления централизации и бюрократизации власти. Изначальная двойственность демократического принципа заключается в том, что он содержит в себе в качестве возможности возникновение и истинно народного государства, способствующего процветанию страны и населяющих ее людей, и образование государствадеспота, государства-жандарма: демократия, по Токвилю, всегда оставляет возможность для разрыва социальной и политической ткани общества.
Соч.: Oeuvres completes, 1.1—12. Р., 1951—64; в рус. пер.: Демократия в Америке. М., 1992; Старый порядок и Революция. М., 1997; Воспоминания. M., 1S93. Лит.: Manent P. Tocqueville et la nature de la democratie. P., 1977.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС

французский политический мыслитель, историк, социолог, государственный деятель, министр иностранных дел Франции в 1848. Т. не оказал значительного влияния на социальную науку 19 в., но, заново открытый в середине 20 в., все чаще признается одним из классиков социологии и политологии. Основные работы Т.: "Демократия в Америке" (1835-1840) и "Старый режим и революция" (1856) - посвящены анализу новейшей социальной истории Америки и Франции. В центре внимания автора - проблемы демократии и свободы. Т. специально не занимался вопросами методологии социального познания, но в своей практике исследования конкретных обществ представил образцы оригинального, по сути, социологического подхода к изучению общественных явлений. На формирование взглядов Т. большое влияние оказал Монтескье, в том числе такие его идеи, как детерминизм и историзм в анализе общества. Знаменитая и очень популярная и в конце 20 ст. на Западе книга Т. "Демократия в Америке" представляет собой одну из наиболее удачных в 19 в. попыток целостного исследования конкретного общества, во всем многообразии его институтов и связей: обычаи и право, политика и экономика, семья, воспитание и культура и др. Вместе с тем, это не монографическое описание, а теоретико-
социологическое исследование. Автор констатирует два полярных идеальных типа исторических обществ: аристократия и демократия, используя эти термины прежде всего в социологическом смысле. Американское общество интересует Т. как конкретный пример исторической эволюции перехода к новому типу общественных отношений. Основным содержанием этого глобального процесса является, по Т., индивидуализация общества, ослабление власти авторитетов и групп, размывание социальных барьеров между группами, рационализация мышления, приватизация частной жизни, ослабление ответственности перед обществом. Т. представил масштабное описание этоса демократического общества в Америке; происходящих под влиянием изменений объективных условий перемен в общественном сознании, образе жизни, семье, воспитании, культуре. Новое общество, в отличие от феодализма, представляется Т. как бесклассовое. Вместе с тем Т. не верил в социалистический идеал. Неравенство, по его мнению, коренится в естественных различиях между людьми. Демократия ликвидирует лишь его традиционные (сословные и т.п.) формы. Раскрепощая инициативу людей и в целом способствуя возникновению более гуманных отношений, демократия порождает проблемы, вытекающие из противоречий равенства и свободы, создавая, например, новые формы социального неравенства: централизацию власти и "индустриальную бюрократию". Изолированные индивиды оказываются "равными" в своей зависимости от всесильной бюрократии. Индивидуализация и централизация, противореча друг другу, являются неотъемлемыми формами демократического процесса. Само возникновение демократии, по мнению Т., было связано с образованием абсолютным монархий. "В определенную эпоху все монархии становятся абсолютными... и все похожие явления порождены общей причиной. Эта общая причина - переход от одного состояния общества к другому, от феодального неравенства к демократическому равенству". Процесс индивидуализации приводит к утере коллективных связей и оставляет индивида наедине с государственной машиной и "новой аристократией" - промышленными магнатами и их организациями, что создает ситуацию, которую позднее Фромм обозначил как "бегство от свободы". Т. дал глубокий анализ противоречий демократий в Европе и Америке. Однако, если для социалистов централизация власти в промышленном обществе являлась исходным пунктом анализа, Т. воспринимал этот процесс как маргинальный. Возникновению политического и других форм деспотизма из самой демократии, по его мнению, должны противостоять растущее самосознание и культура членов демократического общества, возможность свободно объединяться в союзы, развитие местного самоуправления, добровольных ассоциаций, распространение религиозной этики, несовместимой с культом государства. Значение Т. в истории социальных наук определяется оригинальностью его метода, основанного на анализе взаимосвязей социальных институтов, политической истории и промышленной революции во Франции и Америке. На фоне глобальных теоретических конструкций, модных в 19 в., его работа "Демократия в Америке" отличалась редким для того времени сочетанием теоретического анализа и эмпирического исследования. Не получившие справедливой оценки современников идеи Т. оказали значительное влияние на историю социальной мысли в 20 в., в том числе на творчество М. Вебера.
А.П. Лимаренко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
291.63 кб

Алексис де Токвиль: концепция аристократии

Веремчук Людмила Павловна
Статья посвящена анализу концепции аристократии, разработанной Алексисом де Токвилем в контексте исследования им исторической обусловленности Великой французской революции.
Читать PDF
748.25 кб

Основные идеи и взгляды Алексиса де Токвиля

Писаревская Анна Альбертовна
В данной статье рассказывается о жизненном пути великого французского мыслителя Алексиса де Токвиля, а также анализируются его взгляды на демократию в Америке и причины, приведшие к Великой Французской революции.
Читать PDF
1.13 мб

Вклад Алексиса де Токвиля в развитие теории революции

Соловьев Алексей Васильевич
Обращение к творчеству Алексиса де Токвиля представляется актуальным, так как сегодня проблема соотношения революционного и эволюционного развития общества стоит на повестке дня во многих регионах мира.
Читать PDF
118.73 кб

Алексис де Токвиль о революции 1848-1849 гг. Во Франции

Веремчук Людмила Павловна
Анализируются взгляды известного французского либерального мыслителя Алексиса де Токвиля (1805-1859) на революцию 1848-1849 гг.
Читать PDF
536.38 кб

Кто из героев русской литературы прочитал Алексиса де Токвиля?

Дементьев Илья Олегович
Читать PDF
278.53 кб

Алексис Токвиль о предыстории и причинах американской революции XVIII в

Веремчук Людмила Павловна
Одной из центральных в творчестве Алексиса Токвиля стала проблема социальной революции, которую он исследовал на материале всех крупнейших событий революционного процесса своего времени, в том числе на фактах американской революци
Читать PDF
114.39 кб

Между Джоном Стюартом Миллем и Алексисом де Токвилем: две концепции свободы

Тавадова Анжелика Вячеславовна
В статье представлен анализ двух концепций свободы, одна из которых получила свое развитие в русле классического либерализма, вторая в рамках консервативной традиции.
Читать PDF
256.81 кб

Проблема закономерности социальной революции в трактовке Алексиса де Токвиля

Веремчук Людмила Павловна
Статья содержит анализ концепции социальной революции Алексиса Токвиля, его трактовки проблемы закономерности революционных процессов в обществе. Автор прослеживает отличие идей Токвиля от воззрений историков-традиционалистов.
Читать PDF
350.62 кб

Американское общество первой половины xix В. В трактовке Алексиса де Токвиля

Веремчук Людмила Павловна
Статья содержит анализ исторических идей крупнейшего французского историка, социолога, политолога первой половины XIX в. Алексиса де Токвиля, в центре которого разработанная им концепция американского общества его эпохи
Читать PDF
845.57 кб

Исторические особенности американской революции XVIII В. В трактовке Алексиса Токвиля

Веремчук Людмила Павловна
Статья посвящена анализу идей Алексиса Токвиля относительно специфики Американской революции XVIII в. Эта сторона исторической концепции ученого до сих пор не привлекала внимания исследователей.
Читать PDF
277.83 кб

Алексис де Токвиль о монархии Старого порядка (в контексте анализа исторических предпосылок Великой

Веремчук Людмила Павловна
Анализируются исторические идеи известного французского историка первой половины XIX в.
Читать PDF
263.96 кб

Алексис де Токвиль о парламентской оппозиции абсолютизму во Франции последних десятилетий Старого по

Веремчук Людмила Павловна
Дан анализ концепции парламентской оппозиции абсолютизму во Франции последних десятилетий Старого порядка, созданной известным французским историком первой половины XIX в. А. де Токвилем.
Читать PDF
515.56 кб

96. 03. 044. Манчини М. Алексис де Токвилль. Mancini М. Alexis de Tocqueville. - N. Y. : Twayn, 1994

Анатольев А. В.