Тейяр де Шарден Пьер

Найдено 8 описаний персоны Тейяр де Шарден Пьер

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер

1881-1955) — франц. ученый-палеонтолог, философ, теолог. Вступил в орден иезуитов в 1899. Одну из гл. задач своего творчества видел в утверждении эволюц. теории и создании «науч. феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии. Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих энергии. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир по пути эволюции. Двигателем и итогом развития универсума является божеств, дух, персонифицированный в точке Омега. Вселенная, по Т., в ходе движения к богу — Омеге проходит следующие этапы: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Ключ к решению проблем универсума Т. видел в человеке как привилегирозанном носителе эволюц. неразрывно связанной с богом. Обществ. жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. процесса. Католич. церковь осудила учение Т. как модернистское, однако идеи его получили на Западе широкое распространение.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881—1955)

фр. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Т.— “христианский эволюционизм”— является разновидностью идеалистического пантеизма. Бог у Т.— “Христос эволюции” — представлен в каждой частице “ткани универсума” в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной (“космогенез”—“христогенез”) Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. наз. “тейярдизм”). Из-за противоречивости самой концепции Т. его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Т., но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Этим тейярдизм отличается от ряда др. течений совр. немарксистской философии. Осн. соч.: “Божественная среда” (1927), “Феномен человека” (опубликовано посмертно, 1956).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Тейяр де Шарден, Пьер

(Teilhard de Chardin, Pierre, 18811955). Иезуит, католический мыслитель, ученыйпалеонтолог, стремившийся соединить теологию с теорией космической эволюции. Тейяр де Шарден родился в Саране, во Франции, и в десять лет поступил в иезуитскую школу. У него рано проснулся интерес к палеонтологии. В 1922 г. Тейяр де Шарден получил степень доктора и стал профессором Католического института в Париже. В 1899 г. Тейяр де Шарден вступил в Общество Иисуса, принял обет и во время Первой мировой войны был санитаром. В 1926 г. его освобождают от преподавания в Католическом институте за неортодоксальные взгляды. Последующие 20 лет Тейяр де Шарден провел в экспедициях в Азии. При его участии в 30х гг. были открыты останки древних человекоподобных существ  синантропа и питекантропа. Последниедесятьлет жизни он читал лекции в Европе и Америке, крые получили широкое признание в нецерковных кругах, тогда как церковные власти запретили печатать его труды. Поэтому при жизни Тейяр де Шардена увидели свет лишь его научные работы, а его главные теологические труды были опубликованы посмертно.

Главная работа Тейяр де Шардена  "Феномен человека" (1938). В книге сделана попытка представить человека как уникальный научный феномен. Человечество со всем, что ему присуще, должно быть включено в общую картину универсума, и эта картина описывается эволюцией.

"Феномен человека" состоит из трех частей, соответствующих трехчастной эволюционной теории Тейяр де Шардена,  предсуществование, жизнь и мысль. Для него эволюция  это ортогенетический процесс: эволюция  это не просто результат случайного приспособления, она движется по " правильному" пути, по к-ром у должна идти вселенная. Т.о., уже материальная сфера стремится к сознанию. Физическая материя охвачена "биосферой", включающей разные формы жизни, начиная с простейших и кончая сложнейшей  человеком.

Самые удивительные черты эволюции проявляются в области развития человека. Эволюция всегда противоречила второму закону термодинамики  возрастали сложность системы, а также сходство форм. Но в человеке сложность возрастает безмерно, и вся эволюция человека ведет к развитию культуры и мысли. Так возникает третий слой, лежащий за пределами материи и биосферы,  "ноосфера". Ноосфера  это всевозрастающая совокупность человеческих знаний и гуманных отношений, прежде всего любви. Она тоже развивается и имеет цель  единение всего человечества в любви. Тейяр де Шарден называет это призвание человека "точкой омега". Она тождественна Иисусу Христу.

У Тейяр де Шардена было много преданных учеников, но, прежде всего, его мысль звала к диалогу. Многие его идеи отражены в документах Второго Ватиканского собора. Ученые черпали вдохновение в его трансматериальном мировоззрении.

Тем не менее многие стороны его учения подверглись сокрушительной критике. Современная биология скептически смотрит на ортогенетику и связанную с ней телеологию. С другой стороны, консервативные теологи опровергают его учение о сотворении мира, грехе и Христе. В целом, Тейяр де Шарден олицетворяет миф XX в.  он пытался соединить науку и теологию, но не сумел воздать должное ни той ни другой.

W. corduan (пер. А.К.) Библиография: Teilhard de Chardin, The Divine Milieu, The Future of Man, Hymn of the Universe, and The Phenomenon of Man; H. de Lubac, The Religion of Teilhard de Chardin; R. O. North, Teilhard and the Creation of the Soul.

См. также: Эволюция.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер

1881-1955) - франц. ученый-палеонтолог, философ и теолог. Член ордена иезуитов (с 1899), священник (с 1911). В 1920-23 - проф. геологии и палеонтологии Католического института в Париже. Один из первооткрывателей синантропа (1929). В 1923-46 жил в Китае, с 1951 - в Нью-Йорке. Учение Т. противостоит ортодоксальным томистским представлениям о мире и человеке, отмеченным статичностью и невниманием к эволюции Вселенной. За религиозное инакомыслие Т. был лишен церковными властями права преподавания и публикации философских и теологических сочинений. Однако начиная с 60-х годов его взгляды широко используются в модернистских концепциях самой различной ориентации.

Испытав значительное влияние Бергсона, К.Л. Моргана и С. Александера, Т. претендовал на создание "научной феноменологии", синтезирующей данные науки и религиозного опыта для раскрытия картины эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Человека с присущей ему духовностью, сложным миром сознания он рассматривал как заранее запланированный свыше итог эволюции космического целого. Поиски диалектики "всеединства", пронизывающего множество явлений, сопряжены у Т. с пантеистической установкой, стремлением найти Бога, растворенного в мире. Его учению присущ также панпсихизм, утверждающий наличие духовного начала, присутствующего в универсуме и направляющего его развитие. Для доказательства существования психического содержания всех феноменов материального мира Т. использовал понятие "энергия". Энергия трактовалась им как свойство самой материи, неотрывное от нее, и одновременно она представала в качестве духовной движущей силы, задающей импульс эволюции космоса. Если "тангенциальная" энергия, по Т., связует однопорядковые элементы воедино, то "радиальная" энергия ведет к нарастанию сложности материальных явлений.

Психологический энергетизм Т. использовал в целях обоснования божественного источника космической эволюции. Объяснение возрастающей степени совершенства организации материальных образований, находящей наивысшее выражение в человеке - существе, наделенном способностью сознания и самосознания, по Т., призван дать "закон сложности сознания". Предлагая на основе этого закона свою интерпретацию диалектики взаимосвязи различных форм движения материи, Т. говорил о все увеличивающейся концентрации "радиальной" энергии, психического в процессе космогенеза. Сама же "радиальная" энергия оказывается естественной формой божественной благодати. Процесс эволюции подчинен, по Т., своему регулятору и финальной цели - "точке Омега". Этот пункт символизирует собою Христа, сопричастного мирозданию и одновременно трансцендентного ему. Таким образом, космогенез отождествляется Т. с христогенезом. Эволюция Вселенной разделяется им на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни". На этапе "мысли" появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий "ноосферу", персонализирующий мир. "Сверхжизнь" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Философско-исторические воззрения Т. отмечены гуманистической, христианско-либеральной направленностью. Человечество, на его взгляд, движется в ходе истории, где взаимно растворены "град земной" и церковное сообщество - "град Божий", по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию "большой монады". Т. верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты.

Б.Л. Губман

Феномен человека. М., 1987; La vision du passe. P., 1957; Божественная среда. М, 1994;L&avenir de l&homme.P., 1959; Le milieu divin. P., 1964.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

Тейяр де Шарден Пьер

18811955) - французский философ, ученый, теолог. Родители его были состоятельными землевладельцами в Оверни, близ КлермонФеррана, участвовали в делах церкви и государства. В 1899 г. Тейяр вступил в орден иезуитов, где в течение 12 лет изучал философию и теологию. С детства у него проявился интерес к геологии. Став священником в 1911 г., он поехал в Париж изучать геологию в Католическом институте и палеонтологию в Музее естественной истории. Его исследования были прерваны первой мировой войной, на которую он был призван в качестве санитара-носильщика. Его палеонтологические изыскания были продолжены впоследствии во время его жизни в Китае в 20-30-х годах (он был одним из первооткрывателей синантропа), а также в Центральной и Южной Африке. Последние годы жизни он провел в США.

Характерной чертой творчества Тейяра де Шардена является комбинирование научных и теологических идей. Он пытается связать христианскую традицию, особенно в отношении эволюции, с пониманием природы, характерным для XX века. Его идеи выражены в его главном произведении «Феномен человека» (1955). В нем мир рассматривается как эволюционный процесс, всегда развивающийся в направлении большей сложности. Одновременно происходит движение к более высоким уровням сознания. В результате последнего процесса эволюция становится подверженной законам не только одной природы - человек уже сам направляет ее. При завершении этого развития все вещи будут объединены в Боге. Философская антропология Тейяра коренится в этом завершении и представлена в основном в работе «Божественная среда» (1957).

Для Тейяра вся материя имеет сакраментальное качество: вследствие инкарнации (т.е. воплощения) вселенная находится в процессе «христификации». Органический мир, согласно Тейяру, претерпел многотысячелетнюю эволюцию, имеющую три стадии: литосферу, биосферу и ноосферу. Человек является совершенным результатом этой эволюции, но возникновение человека - это не завершение процесса эволюции, а продолжение совершенствования мира, так как окружающий мир несовершенен. Дальнейшая эволюция мира (космогенез) происходит посредством сознательной деятельности людей. Эволюция мира возможна в силу того, что материи присуща особая форма энергии. Эта радиальная энергия, таким образом, и есть психическое свойство всей материи. Эволюционное развитие материи, пронизанное психическим, обладает телеологической направленностью. Конечная вершина прогресса - «точка Омега», олицетворяющая Христа. Точка Омега - это четвертый этап эволюции, определяемый Тейяром как бессмертная сверхжизнь. Сверхжизнь характеризуется воссоединением всех людей в едином организме человечества. Эта точка Омега подготавливается длительным периодом эволюции человека в рамках ноосферы, когда возросший уровень духовной энергии приводит к «персонализации» усилению значения отдельных личностей, а затем к социализации - образованию крупных коллективов людей. Таким образом, человечество в конце концов эволюционирует к интеграции всех связей между странами и народами, образуя своего рода монаду.

Воззрения Тейяра де Шардена пронизаны идеями гуманизма, оптимизма, коллективизма. Эти идеи выступают в его учении как законы развития человечества. Хотя Тейяр пытался соединить науку и христианство, его религиозные воззрения зачастую сводятся к панпсихизму, пантеизму и телеологии, сквозь которые явно проступает материализм. Все его взгляды недвусмысленно противоречили официальной религиозной теологии. Так, Тейяр отвергал некоторые религиозные догматы, например, догмат о рождении Иисуса девой Марией. За религиозное инакомыслие церковные власти неоднократно запрещали ему публиковать свои произведения. _У

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН, ПЬЕР

1881-1955) – французский теолог, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы и научной космогонии, представляющей собой синтез католических христианских традиций и теории космической эволюции. Окончил  университет в Сорбонне, защитил докторскую дис- сертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология), профессор кафедры геологии парижского Католического университета. Внес вклад в развитие  философии, антропологии, палеонтологии и католической теологии. Основная работа «Феномен человека» (1937-1946). Утверждал, что эволюция от клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную  поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы», т.е. эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных  функций  и  соответственно  увеличивающейся  степенью  взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Следующим  шагом  после  самоконцентрации  ноосферы  является  присоединение  ее  к другому мыслительному центру – сверхинтеллектуальному – степень развития которого  уже  не  нуждается в  материальном  носителе и  целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух (сначала это будет Дух Земли, затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии – Второму Пришествию Христа).  Графически эволюционный процесс можно  изобразить  в  виде  конуса  пространства-времени,  в  основании  которого находится множественность и хаос, а на вершине – высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство («точка Омега»). Атрибуты точки Омега –  автономность, наличность, необратимость и трансцендентность. Точка Омега для Тейяра де Шардена есть Бог, который благодаря силе своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. Процесс эволюции указан Христом как естественное предустановление к сверхприродному порядку, в ходе которого материя-энергия постепенно истощает свой потенциал к дальнейшему духовному развитию. Слово Божие, имманентное природе – это синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводит элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Слово Божие обнаруживает свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви.  В  самопожертвовании  Христа  раскрывается  любовь  Бога  к  человеку, призыв  отвратиться  от  греха  (эгоцентрического  сопротивления  божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров». Воскреснув,  Христос продолжает свое движение как «космический  Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге),  приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе.  Конец света рассматривает как внутренний возврат к себе всей ноосферы, достигшей одновременно крайней  степени своей сложности и своей сосредоточенности. Конец света – это переворот равновесия, отделение  сознания, достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге». Такой вариант развития событий реализуется в том случае, если зло на завершающем этапе Земли будет находиться в минимуме. Но если зло, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени, тогда возможно, что ноосфера, достигшая определенной точки  объединения, «снова разъединится на две зоны, соответственно притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. На зону мысли, которая никогда не была единой. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и… выделяющую, чтобы ее завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН Пьер (1881-1955)

французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции "христианского эволюционизма". Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Основные сочинения: "Божественная Среда" (1927), "Феномен человека" (издана посмертно в 1955) и др. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать многочисленные споры: одни именуют его "новым Фомой Аквинским", который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии; другие - характеризуют его учение как "фальсификацию веры" (Жильсон), "подмену христианской теологии гегелевской теогонией" (Маритен). Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и других католических учреждений и указ канцелярии Ватикана от 30.6.1962, призывающий охранить католическую молодежь от воздействия его работ. Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Труд "Феномен человека" посвящен проблеме взаимоотношения науки и религии, вопросам эволюции и грядущего преображения мира, образу "конвергирующей" Вселенной, изложению оснований видения мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Одним из идеалов Т. было создание "сверх-науки", способной координировать все отрасли знания. В этом контексте Т. трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что "универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству". Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения: "...мы, несомненно, осознаем, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чем мы живем и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и все наше существо, казалось бы, исчезает". Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Т., необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. (Попытки определения подходов к получению подлинно цельного знания не новы для истории философии. Известны теоретические изыски Аристотеля на эту тему, идея "свободной теософии - цельного знания" у В.Соловьева и многих других, оригинален был модернистский философский язык Т.) Т. не был расположен в контексте собственного видения эволюционирующего мира примитивизировать и упрощать интерпретации этого явления: по его мнению, поэтапного усложнения нервной системы для появления "духовной личности человека", очевидно, недостаточно - необходимо и осуществление соответствующего "творческого акта". Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как "преджизнь" (или "сфера материи" - литосфера/геосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" ("ноосфера"). Мистическая трактовка Т. материи, феноменов творчества, активности человека, по-видимому, были близки миропониманию христианства, но были излагаемы им сквозь призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного опыта. Т. была близка мысль, согласно которой тварный мир сумел возвыситься до благороднейших уровней совершенства вследствие того, что Христос не был Богом, принявшим облик земного существа, а, действительно, Богочеловеком (Т. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства, именуемый Т. как "точка Омега". Из двух традиционалистских моделей, изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть "Новый Иерусалим"; история трансформируется в "Град Божий" лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции), Т. избирает версию "светлую", не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. "Точка Омега" оказывается прелюдией к сверхъестественному бытию мира, новому небу и новой земле. ("Точка Омега" у Т. вырастает из ноосферы. Именно в ноосфере, по Т., и призван осуществляться новый этап эволюции: "Существо, являющееся объектом своих собственных размышлений в результате этих вечных возвращений по собственным следам внезапно обретает способность возноситься в новую сферу. Новый мир рождается наяву. Абстрагирование, логика, логический отбор и изобретательство, математика, искусство, измерение времени и пространства, любовные тревоги и грезы - все эти виды внутренней жизни на самом деле суть не что иное, как бурление вновь образовавшегося центра в тот миг, когда он распускается сам в себе". В дальнейшем, согласно Т., из ноосферы разовьется "любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в "область Омеги".) Т. сумел обосновать в контексте своей концепции совершенно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): "Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие? Сверхчеловечество нуждается в СверхХристе. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии... В настоящий момент есть люди, много людей, которые, объединив идеи воплощения и эволюции, сделали это объединение действительным моментом своей жизни и успешно осуществляют синтез личного и всеобщего. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее; таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и "от всей Вселенной". Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Т., органично включающая в себя идеи "сверхжизни", "сверхчеловечества", "планетизации" человечества, позволила ему дополнить чисто религиозные характеристики ноосферы ее подлинно информативным описанием: "Гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем, то человечество, вне которого для земных требований нашего действия не открывается никакого земного исхода". "Точка Омега", по Т., является прорывом за пределы собственно человеческой истории: "Принятие Бога в сознание самой ноосферы, слияние кругов с их общим центром, не является ли откровением Теосферы..." Т. принципиально не допускает амбиций на космосоразмерный статус человека самого по себе, не сумевшего явно преодолеть собственный горизонт и превзойти самого себя: "Человек никогда не сумеет превзойти Человека, объединяясь с самим собой... нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей... Это и есть "точка Омега". "Точка Омега" у Т. - нечто или некто, действующий с самого начала эволюции; наличествующий всегда; некое трансцендентное надмировое начало; "Бог, который сокровенно пронизал мир Своей силой, вытянул его в гигантское Древо Жизни и приближает к своему бытию. Все творческие усилия человека, вся его культура и цивилизация, его любовь, его энергия, его деяния и, наконец, все личные индивидуальности, которые бессмертны, - все это служит вселенской Божественной Цели". Одним из частных случаев, по мнению Т., перманентного проявления Бога выступает христианство. В 20 ст. - это планетарная сила, призванная воссоединить людей для достижения космического смысла и цели - Единого Божества. Грандиозная схема Т. убедительно продемонстрировала высочайший потенциал обновления, имплицитно содержащийся в символической совокупности догматов христианства. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии - правящего в обществе атеистического ленинизма - пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется, и параллельного диалога). В конце 20 в. концепция Т. трактуется как одна из версий христианства католического типа, сопоставимая по уровню смелости и масштабности гипотез с парадигмой неотомизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955)

французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции "христианского эволюционизма". Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Член Парижской академии наук (1950). Основные сочинения: "Божественная Среда" (1927), "Феномен человека" (издана посмертно, в 1955) и др. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать мночисленные споры: одни именуют его "новым Фомой Аквинским", который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии; другие - характеризуют его учение как "фальсификацию веры" (Жильсон), "подмену христианской теологии гегелевской теогонией" (Маритен). Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и др. католических учреждений и указ канцелярии Ватикана от 30.6.1962, призывающий охранить католическую молодежь от воздействия его работ. Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Труд "Феномен человека" посвящен проблеме взаимоотношения науки и религии, вопросам эволюции и грядущего преображения мира, образу "конвергирующей" Вселенной, изложению оснований видения мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Одним из идеалов Т. было создание "сверхнауки", способной координировать все отрасли знания. В этом контексте Т. трактовал особую значимость религии, ибо науке необходима убежденность в том, что "универсум имеет смысл и что он может и должен, если мы останемся верными, прийти к какому-то необратимому совершенству". Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения: "...мы, несомненно, осознаем, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чем мы живем и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и все наше существо, казалось бы, исчезает". Для подлинного прорыва в постижении этих проблем, по Т., необходимо обретение глубокой интуиции единства и высшей цели мира. В этом смысле религия и наука предстают как две неразрывно связанные стороны или фазы одного и того же полного акта познания, который один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. (Попытки определения подходов к получению подлинно цельного знания не новы для истории философии - известны теоретические изыски Аристотеля на эту тему, идея "свободной теософии - цельного знания" у В. Соловьева и мн.др. - оригинален был модернистский философский язык Т.). Т. не был расположен в контексте собственного видения эволюционирующего мира примитивизировать и упрощать интерпретации этого явления: по его мнению, поэтапного усложнения нервной системы для появления "духовной личности человека", очевидно, недостаточно - необходимо и осуществление соответствующего "творческого акта". Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как "преджизнь" (или "сфера материи" - литосфера/геосфера), "жизнь" (биосфера) и "феномен человека" ("ноосфера"). Мистическая трактовка Т. материи, феноменов творчества, активности человека - по-видимому, были близки миропониманию христианства, но были излагаемы им сквозь призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного опыта. Т. была близка мысль, согласно которой тварный мир сумел возвыситься до благороднейших уровней совершенства вследствие того, что Христос не был Богом, принявшим облик земного существа, а, действительно, Богочеловеком (Т. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства, именуемый Т. как "точка Омега". Из двух традиционалистских моделей, изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть "Новый Иерусалим"; история трансформируется в "Град Божий" лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции) Т. избирает версию "светлую", не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. "Точка Омега" оказывается прелюдией к сверхестественному бытию мира, новому небу и новой земле. ("Точка Омега" у Т. вырастает из ноосферы. Именно в ноосфере, по Т., и призван осуществляться новый этап эволюции: "Существо, являющееся объектом своих собственных размышлений в результате этих вечных возвращений по собственным следам внезапно обретает способность возноситься в новую сферу. Новый мир рождается наяву. Абстрагирование, логика, логический отбор и изобретательство, математика, искусство, измерение времени и пространства, любовные тревоги и грезы - все эти виды внутренней жизни на самом деле суть ничто иное как бурление вновь образовавшегося центра в тот миг, когда он распускается сам в себе". В дальнейшем, согласно Т., из ноосферы разовьется "любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в "область Омеги"). Т. сумел обосновать в контексте своей концепции совершенно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): "Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие? Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии... В настоящий момент есть люди, много людей, которые, объединив идеи Воплощения и эволюции, сделали это объединение действительным моментом своей жизни и успешно осуществляют синтез личного и всеобщего. Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее; таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и "от всей Вселенной". Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Т., органично включающая в себя идеи "сверхжизни", "сверхчеловечества", "планетизации" человечества, позволила ему дополнить чисто религиозные характеристики ноосферы ее подлинно информативным описанием: "Гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем, то человечество, вне которого для земных требований нашего действия не открывается никакого земного исхода". "Точка Омега", по Т., является прорывом за пределы собственно человеческой истории: "Принятие Бога в сознание самой ноосферы, слияние кругов с их общим центром, не является ли откровением Теосферы...". Т. принципиально не допускает амбиций на космосоразмерный статус человека самого по себе, не сумевшего явно преодолеть собственный горизонт и превзойти самого себя: "Человек никогда не сумеет превзойти Человека, объединияясь с самим собой... нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей... Это и есть "точка Омега". "Точка Омега" у Т. - нечто или некто, действующий с самого начала эволюции; наличествующий всегда; некое трансцендентное надмировое начало; "Бог, который сокровенно пронизал мир Своей силой, вытянул его в гигантское Древо Жизни и приближает к своему бытию. Все творческие усилия человека, вся его культура и цивилизация, его любовь, его энергия, его деяния и, наконец, все личные индивидуальности, которые бессмертны, - все это служит вселенской Божественной Цели". Одним из частных случаев, по мнению Т., перманентного проявления Бога выступает христианство. В 20 ст. - это планетарная сила, призванная воссоединить людей для достижения космического смысла и цели - Единого Божества. Грандиозная схема Т. убедительно продемонстрировала высочайший потенциал обновления, имплицитно содержащийся в символической совокупности догматов христианства. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии - правящего в обществе атеистического ленинизма - пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется, и параллельного диалога). В конце 20 в. концепция Т. трактуется как одна из версий христианства католического типа, сопоставимая по уровню смелости и масштабности гипотез с парадигмой неотомизма.

А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь