СТРОСОН Питер

Найдено 4 описания персоны СТРОСОН Питер

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРОСОН ПИТЕР

британский философ и логик (р. Лондон, 1919). Один из главных представителей философии разговорного языка. Изучал отношения между формальной логикой и логикой разговорного языка («Введение в логическую теорию», 1950). Сочинения: «Индивиды» (1959), «Субъект и предикат в логике и в грамматике» (1974), очерк, посвященный «Критике чистого разума» Канта: «The bounds of Sense» (1966).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

СТРОСОН ПИТЕР

р. 23.11.1919, Лондон), англ. философ, представитель лингвистич. фи­лософии. В ранних работах, посвященных гл. обр. филос. вопросам семантики, критиковал теорию дескрип­ций Рассела и семантич. концепцию истины. Согласно С., понятие «истина» не обозначает семантич. характери­стик, а служит для выражения нашего согласия, восхи­щения и пр. в отношении того, что говорится. В кн. «Введение в логич. теорию» («Introduction to logical theory», 1952) С. рассматривает соотношение обыденно­го языка и формальной логики, считая, что исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для отражения свойств обыденного языка. С сер. 50-х гг. интересы С. сосредоточиваются на разработке т. н. дескриптивной метафизики. В работе «Индивидуалии» («Individuals. An essay in descriptive metaphysics», 1959) в духе позиции «здравого смысла» утверждает базисный характер понятий «материальные объекты» и «личности»: без первых невозможна была бы иденти­фикация всех единичных объектов, без вторых - идентификация различных состояний сознания (а так­же и самого понятия «сознание»). Последним публика­циям С. присущи кантианские мотивы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

СТРОСОН (Strawson) Питер

р. 1919) - брит. философ-аналитик. Проф. Оксфордского ун-та (1968-88). В своих ранних работах критиковал теорию дескрипций Рассела за недоучет многообразия способов и контекстов употребления предложений, а также семантическую теорию истины Тарского с позиций лингвистической философии. Согласно С, понятие истины не фиксирует фундаментальных семантических характеристик, а используется прежде всего для выражения нашего согласия (восхищения, одобрения и проч.) в отношении того, что говорится. С. считает, что формально-логические исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для выражения структуры и свойств естественного языка. Он также критиковал попытки дать строгое логическое обоснование принципа индукции, считая его необходимой стороной человеческой рациональности как таковой.

С. является инициатором "реабилитации" традиционной философской проблематики в англосаксонской аналитической философии. С конца 50-х годов его научные интересы сосредоточены на разработке теории "дескриптивной метафизики". В кн. "Индивиды" (Individuals. L., 1959) С. в соответствии с позицией "здравого смысла" утверждает базисный характер понятий материального объекта и личности в "концептуальной схеме" нашего познания. Без первого понятия, по его мнению, была бы невозможна идентификация всех единичных объектов (партикулярностей), без второго - идентификация различных состояний сознания человека. "Дескриптивную метафизику" он противопоставляет "ревизующей", стремящейся изменить связи между элементами концептуальной схемы. Для философии С. также характерно приспособление отдельных положений кантианства (теория опыта, "трансцендентальная аргументация") для целей аналитической философии. В кн. "Границы смысла" (1966) он дал оригинальную и вызвавшую резонанс интерпретацию "Критики чистого разума" Канта. В ряде поздних публикаций С. исследует проблемы этики, разрабатывает типологию различных видов философского натурализма, к которому относит и свою собственную позицию, подчеркивая ее нередукционистский характер.

The Bounds of Sense. L., 1966; Logico-Linguistic Papers. L., 1971; Subject and Predicate in Logic and Grammar. L., 1974; Scepticism and Naturalism: Some Varieties. L., 1985; Analysis and Metaphysics. Oxford, 1992.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

СТРОСОН Питер

23 ноября 1919, Лондон) — британский философ-аналитик. Профессор Оксфордского университета (1968—88). В ранних работах критиковал теорию дескрипций Б. Рассела за недоучет многообразия способов и контекстов употребления предложений, а также семантическую теорию истины А. Тарского с позиций лингвистической философии. Согласно Стросону, понятие истины не фиксирует фундаментальных семантических характеристик, а используется прежде всего для выражения нашего согласия (восхищения, одобрения и проч.) в отношении того, что говорится. Он полагал, что формально-логические исчисления высказываний и предикатов недостаточно богаты для выражения структуры и свойств естественного языка. Он также критиковал попытки дать строгое логическое обоснование принципа индукции, считая его необходимой стороной человеческой рациональности как таковой.

Стросон является инициатором «реабилитации» традиционной философской проблематики в англосаксонской аналитической философии. С конца 50-х гг. его научные интересы сосредоточены на разработке теории «дескриптивной метафизики». В кн. «Индивиды» (Individuals. L., 1959) в соответствии с позицией «здравого смысла» утверждает базисный характер понятий, материального объекта и личности в «концептуальной схеме» познания. Без первого понятия, по его мнению, была бы невозможна идентификация единичных объектов (партикулярностей), без второго — идентификация различных состояний сознания человека. «Дескриптивную метафизику» он противопоставляет «ревизующей», стремящейся изменить связи между элементами концептуальной схемы. Для него характерно приспособление отдельных положений кантианства (теория опыта, «трансцендентальная аргументация») для целей аналитической философии. В кн. «Границы смысла» (1966) он дал оригинальную и вызвавшую резонанс интерпретацию «Критики чистого разума» Канта. В ряде поздних публикаций он исследовал проблемы этики, разрабатывал типологию различных видов философского натурализма, к которому относил и свою собственную позицию, подчеркивая ее нередукционистский характер.

Соч.: The Bounds of Sense. L., 1966; Logico-Linguistic Papers. L., 1971; Subject and Predicate in Logic and Grammar. L., 1974; Scepticism and

Naturalism: Some arieties. L., 1985; Analysis and Metaphysics. Oxf., 1992.

Лит.: Панченко Т. Н. Дескриптивная метафизика Стросона.— «ВФ», 1979, № 11; Z. van Straaten, Philosophical Subject. Essays persented to P. F. Strawson. Oxf, 1980; Analytische Philosophie der Erkenntnis.Fr./M., 1987.

А. Ф. Грязное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия