РАНК Отто

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

РАНК ОТТО

22 апреля 1884, Вена - 31 октября, 1939, Нью-Йорк) — австро-американский психоаналитик, психолог и психотерапевт. Учился в ремесленном училище. После знакомства с Фрейдом в 1906 стал членом и секретарем его психоаналитического кружка («Общества психологических сред»). По настоянию Фрейда поступил в Венский университет и в 1912 получил степень доктора философии. Занимался приложением психоаналитического метода к исследованию разнообразных феноменов культуры, таких как мифы и легенды, искусство и религия, литература и поэзия, что нашло отражение в его книге «Миф о рождении героя» (Der Mythos von der Geburt des Helden, 1909, рус. пер. 1997). В книге «Мотив инцеста в литературе и легендах» (1912) утверждал, что Эдипов комплекс — универсальный принцип для объяснения древних мифов, а также литературных и поэтических произведений позднейших эпох. В 1912 стал секретарем Венского психоаналитического общества и оставался на этом посту вплоть до своего разрыва с Фрейдом в 1924. Был одним из организаторов журнала «Imago», редактором журнала «Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse», a после 1-й мировой войны работал директором Международного психоаналитического издательства в Вене. Был членом созданного Фрейдом т. н. «тайного комитета» — неофициального руководящего органа мирового психоаналитического движения. Помимо Ранка в него входили: Ш. Ференци, Э. Джонс, К. Абрахам, М. Эйтингон, X. Закс. К концу 1923 совместно с Ференци опубликовал книгу «Развитие психоанализа» (Entwicldungsziele der Psychoanalyse). Главной темой в ней являлась склонность пациентов отреагировать действием на свои бессознательные импульсы. В 1924 вышла основная работа Ранка — «Травма рождения» (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyse), в которой он утверждал, что вся жизнь человека состоит из сложных попыток преодолеть или вытеснить страх, вызванный травмой рождения, и что неудача в такой попытке ответственна за появление невроза. На основании теории травмы рождения Ранк построил особый тип терапии, которая с самого начала сосредоточивалась на навязчивом побуждении пациента повторять в ситуации переноса драму рождения, что позволило Ранку унифицировать и сократить анализ. В 1926—35 жил и работал в Париже. С 1935 — в США, где занимался психоанализом и преподавал в университетах Нью-Йорка, Филадельфии и других. В 30-е гг. порвал с биологической ориентацией Фрейда и разработал оригинальную концепцию «волевой терапии», основные положения которой изложил в книге «Волевая терапия, воля и реальность» (Will Therapy and Truth and Reality, 1936).
Лит.: Progoffl. The Death and Rebirth of Psychology. An Integrative Evaluation of Freud, Adler, Jung and Rank and the Impact of Their Culminating Insights on Modern Man. N.Y, 1956.
В. В. Старовойтов

Источник: Новая философская энциклопедия

РАНК ОТТО

Rank), Отто (1880 – 24 окт. 1939) – австр. психолог и психотерапевт, предшественник неофрейдизма; один из основателей журн. "Imago" (1912). С конца 20-х гг. жил в США, выступал с лекциями в ун-тах. В ранних работах, написанных под влиянием Фрейда, Р. стремится с позиций психоанализа истолковать процесс художеств. творчества ("Der K?nstler", W., 1907, 4 Aufl., Lpz., 1925), мифологию и т.п. В своем осн. соч. "Травма рождения" ("Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung f?r die Psychoanalyse", Lpz., 1924) Р. выдвинул собств. психологич. концепцию, в к-рой решающим фактором развития выступает страх, вызванный травмой рождения. Человеч. психика, по Р., изначально травмирована мучительным актом рождения, разрывом с природой, образующим корень психического. Поведение человека определяется в конечном итоге стремлением вернуться в потерянный рай внутриутробного состояния, к-рое с развитием культуры приобретает все более сублимированные формы. Однако это стремление блокируется воспоминанием об "ужасе рождения". Для нормального развития личности требуется преодоление травмы, что и является целью разработанной Р. системы психотерапии. В работах 30-х гг. Р. отходит от подобной (биологизаторской) трактовки психики и обращается к проблеме формирования индивидуальности. Оно, согласно Р., начинается с разрыва биологич. связей в акте рождения и продолжается уже на психологич. уровне. Однако каждый шаг порождает при этом чувство покинутости, одиночества, активизируя травму рождения. Опыт свободы травматичен, если не ведет к установлению новой связи с миром на более высоком уровне. В противном случае платой за свободу становится невроз (положение, буквально заимствованное и развитое Фроммом). В связи с этим Р. пытается осмыслить проблему воли, к-рая трактуется им как автономная творческая сила, состоящая на службе у индивидуации, а также – решить задачу "терапии воли" (will therapy). В целом учение Р. оказалось соединительным звеном между психоанализом Фрейда с его позитивистскими установками и совр. течениями глубинной психологии, в частности – неофрейдизмом. Соч.: Значение психоанализа в науках о духе, пер. с нем., СПБ, 1914 (совм. с Г. Заксом); Der Mythus von der Geburt des Helden, W., 1909, 2 Aufl., Lpz., 1922; Der Doppelg?nger, Lpz., 1925; Grundz?ge einer genetischen Psychologie auf Grund der Psychoanalyse der Ichstruktur, Bd 1–2, W., 1927–28; Sexualit?t und Schuldgef?hl, Lpz., 1926; Eine Neurosenanalyse in Tr?umen, W., 1924; Wahrheit und Wirklichkeit. Entwurf einer Philosophie des Seelischen, W., 1929; Rite and creation, ?. Y., 1932. Лит.: Mullahy P., Oedipus. Mith and complex, N. Y., 1948; Bailey P., An introduction to Rankian psychology, "Psychoanalytic Review", 1935, v. 22, p. 182–211; Кarpf F., The psychology and psychotherapy of Otto Rank, N. Y., 1953; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen, von den Anf?ngen bis zur Gegenwart, Gott., 1961, S. 255–63. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

РАНК (Rank) Отто (1884-1939)
австро-американский психоаналитик. Доктор философии (1912). Один из первых последователей, учеников и коллег Фрейда. Первоначально применял идеи психоанализа при исследовании связи искусства и полового влечения, истолковании произведений литературы и искусства, процесса художественного творчества. Осуществил исследование инцеста и инцестуозных мотивов. Поддерживал, уточнял и развивал психоаналитическую концепцию трансфера и идеи о либидозной природе религии. В 1923 в книге "Развитие психоанализа" (совместно с Ференци) подверг ревизии классическою технику психоанализа и предложил отдать приоритет эмоциональному опыту (а не интеллектуальным процессам и реконструкциям) и назначать в последней стадии психоанализа конкретную дату окончания лечения. В 1924 опубликовал основную книгу - "Травма рождения", в которой утверждал, что основным фактором развития, источников дискомфорта, тревоги и невроза является травма рождения (и вызванный ею страх), которую получает каждый человек в момент появления на свет и отделения от матери. Утверждал, что эта травма является главной травмой в жизни людей и преодоление ее должно быть основной задачей психоанализа. Разработал психотерапию, направленную на преодоление травматического опыта рождения. Считал, что страх рождения является прообразом всех последующих ситуаций опасности. Согласно концепции Р., внутрипсихический конфликт возникает из-за блокировки воспоминаний об "ужасе рождения" и неосознаваемою стремления человека к возвращению в ситуацию, предшествовавшую акту рождения. Полагал, что сексуальное влечение мужчины инициируется наличием неосознаваемого стремления к возвращению в материнское лоно и что стремление человека к возвращению во внутриутробное состояние определяет его поведение, которое по мере развития приобретает все более сублимированные формы. В работах 30-х осуществил коррекцию учения о "травме рождения", уделив большее внимание проблемам развития психики, этапам формирования индивидуальности и волевым импульсам личности. Считал, что процесс развития индивидуальности и порождает чувства одиночества и покинутости, которые являются основой травматического опыта свободы. В предельных случаях естественным следствием такого развития (особенно если оно не сопровождается установлением адекватные новых связей с миром) является невроз, который можно рассматривать в том числе как своеобразную плату за свободу. В качестве средства противодействия нежелательному и травматическому развитию личности и психики рассматривал волю (и свободу воли), которую трактовал как автономную творческую силу. Разработал оригинальную концепцию "волевой терапии" и выдвинул в качестве основной задачи психоанализа развитие творческой индивидуальности пациента. Оказал влияние на развитие глубинной психологии и особенно неофрейдизма. Автор книг: "Художник" (1907), "Инцестуальные мотивы в поэзии и саге" (1912), "Значение психоанализа в науках о духе" (1913, совместно с Т. Саксом), "Психология души" (1931), "Искусство и художник" (1932), "Истина и реальность" (1936), "Волевая терапия" (1936), "За пределами психологии" (1941) и др.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь