РАНЕР КАРЛ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

РАНЕР КАРЛ

1904-1984) - нем. религиозный философ, теолог, один из крупнейших представителей неотомизма. Член ордена иезуитов (с 1922). Проф. Инсбрукского (1949-64), Мюнхенского (1964-67, 1971-84), Мюнстерского (1967-71) ун-тов. Участвовал в подготовке документов Второго Ватиканского собора, был членом папской теологической комиссии. Один из редакторов энциклопедии Lexikon fur Theologie und Kirche И международного журнала Concilium.
P. - сторонник антропологической перестройки томистского учения. Основные положения томизма должны быть обоснованы, на его взгляд, сквозь призму анализа специфики человеческого бытия в мире. Создавая свой вариант трансцендентальной антропологии, Р. пытается соединить доктрину Аквината с воззрениями Августина, Бонавентуры, Игнатия Лойолы и одновременно использовать идеи Канта и Хайдеггера. Рассмотрение априорного строя сознания приводит Р. к выводу, что человек существует как "вопрос о бытии". Человек есть конечный дух, сопричастный божественному духу, "слушатель Слова божьего". Тотальность божественного бытия постигается человеком благодаря универсальным способностям "предвосхищения" и "предпонятия". Подчеркивая значимость культурно-исторического творчества, Р. усматривает его источник в "открытости" человека бытию, в постоянном самопревосхождении - "трансцендировании" по отношению к Богу. Обращаясь к проблемам философии истории, Р. утверждает, что пафос человеческих исканий смысла истории становится ясным через "горизонт" исторического существования человека. Отправляясь от представления об эсхатологическом финале индивидуальной жизни и истории, Р. критикует светские "идеологические" интерпретации социального развития и "внутримирские утопии" будущего.
Geist in Welt. Munchen, 1957; Horer des Wortes. Freiburg, Breisgau, 1971; Zur Theologie der Zukunft. Munchen, 1971.

Источник: Современная западная философия: словарь

РАНЕР Карл
5 марта 1904, Фрайбург — 18 марта 1984, Инсбрук) — католический философ и теолог. Изучал теологию в Валькенбурге (Голландия) и философию во Фрайбурге (в т. ч. непосредственно у Хайдеггера). В 1937—44 приват-доцент сначала в Инсбруке, а затем в Вене; в 1944—48 священник в Нижней Баварии, с 1948 профессор догматического богословия в университете Инсбрука, с 1964 профессор философии религии и христианской антропологии (см. Антропология христианская) в Мюнхенском университете, где занял кафедру после Р.Гвардини. Иезуит (с 1922). На II Ватиканском соборе теолог-консультант, влиятельный представитель левого, обновленческого направления. После Собора — профессор догматики в Мюнстере. В своих многочисленных работах (более 2 тыс.) Ранер стремился реформировать церковное вероучение, на основе католической традиции освоить достижения сегодняшней философии и науки, сделать их достоянием христианского понимания мира, наладить диалог с современной цивилизацией. Особое внимание он уделял разработке новой антропологии с позиций трансцендентального метода, сочетавшего кантианский трансцендентализм с томистской метафизикой. Томизм, настаивал он, должен преодолеть односторонний интеллектуализм, игнорирование субъективности, историчности человеческого бытия, соотнесенности историчности с трансценденцией, освоив с этой целью сильные стороны экзистенциалистской философии и преодолев свойственную ей односторонность— интерпретацию религиозной веры в категориях субъективноэмоциональной сферы бытия. Метод трансцендентальной антропологии Ранера заключается в том, чтобы рассматривать человека как существо, определяемое в качестве «абсолютной трансценденции к Богу». В рамках антропологически ориентированной метафизики Ранера антропоцентричность и теоцентричность не являются взаимоисключающими противоположностями; говорить о Боге можно только говоря о человеке, и наоборот.
В религиозной философии, понимаемой Ранером как «преддверие веры». Откровение Божие предстает как «слово», обращенное к человеку в виде доступных для него символов, исторических, раскрывающихся во времени событий. Отсюда определение веры как «слышание слова» и человека как потенциального или актуального «слышателя слова», вступающего в диалог с миром.
Ранер стремился выявить точки соприкосновения христианства с современным миром, обосновать возможность диалога на общей гуманистической платформе с другими религиями и идеологиями, включая марксистский атеизм. В качестве основы диалога Ранер предложил вызвавшую острую полемику концепцию «анонимного христианства». Церковь является, согласно Ранеру, частью плюралистического общества, таким оно останется и в будущем. Поэтому христианин должен принимать этот мир как он есть, с его растущей секуляризацией и атеизмом, не обожествляя его в утопических идеологиях и не предавая проклятию. Теология, как ее представлял Ранер, оставаясь «теологией Бога» должна стать конкретной «теологией жизненной действительности», отвечающей требованиям ситуации церкви в современном секуляризованном мире и духовным запросам современного человека — «путника на сей земле».
Соч.: Geist in der Vkt. Zur Melhaphysik der endlichen Erkenntnis bei Thomas von Aquin, 2 Aufl. Miinch., 1957; Schriften zur Theologie, Bd. I—XIV; Horer des Wortes. Zur Grundlegung einer Religionsphilosophie. Miinch., 1963; Chancen des Glaubens. Fragmente einer modernen Spiritualitat. Munch., 1971; Grundkurs des Glaubens. Einfuhrung in den Begriff des Christentums. Munster, 1976; Zur Theologie der Zukunft. Munch., 1971; Kleines theologisches Worterbuch (mit H. Vorgrimmler). Munch., 1961 (7 Aufl., 1968).
Лит.: Кузмицкас Трансцендентальная антропология К. Ранера.— В кн.: Философские концепции католического модернизма. Вильнюс, 1982; Vorgrimmler H. Karl Rahner, Leben - Denken - W;rke. Munch., 1963; Eicher P. Die antropologische W;nde. Munch., 1970; Heiyden B. Karl Rahner. Darstellung und Kritik seiner Grundposition. Darmstadt, 1973.
В. И. Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия

Ранер, Карл
(Rahner, Karl, 19041984).
Католический теолог XX в., один из крупнейших мыслителей, стоявших у истоков Второго Ватиканского собора.
Родился во Фрайбурге (Германия). В 1922 г. вступил в орден иезуитов, провел обязательные годы учебы и практики в различных учебных заведениях. Был рукоположен в 1932 г. и через два года начал преподавать во Фрайбурге, где взоры всего интеллектуального мира привлекал М. Хайдеггер. В 1936 г. М. Хонеккер отклонил диссертацию Ранера о томистской эпистемологии (опубликованную впоследствии под названием "Дух в мире") как расходившуюся с традиционными интерпретациями Фомы Аквинского. В том же году Ранер перебрался в Инсбрук и закончил диссертацию по теологии (о происхождении Церкви от ран Христовых), на этот раз принятую. В своем служении с предвоенных лет до первых лет после окончания войны Ранер стремился сохранить целостность Церкви в условиях враждебности официальных властей и придать Церкви как можно более современный облик. В 1949 г. Ранер официально вошел в штат теологического факультета в Инсбруке. В 1964 г. он уехал в Мюнхен. Завершил преподавательскую карьеру Ранер в Мюнстере (196771), после чего вернулся в Мюнхен и на пенсии продолжил свою активную деятельность.
Уже в ранних философских трудах Ранера четко выявляются те принципы, крые легли в основу его теологии. Ранер был приверженцем трансцендентального томизма, в к-ром мысль Фомы Аквинского сочеталась с воззрениями Канта, Гегеля, Хайдеггера и непосредственного духовного предшественника самого Ранера Ж.Марешаля. Суть философии, крую излагал Ранер, состояла в том, что бытие обнаруживаете^ не во внешней объективной реальности, а в субъективности познающего человека.
Согласно Ранеру, каждый познавательный акт основывается на имплицитном знании бытия, раскрываемом в процессе вопрошания, и, прежде всего, в вопрошании об основах собственного существования. Это нетематизированное знание бытия в процессе своего развития превращается в положение о том, что за всем человеческим знанием стоит универсальное бытие и тем самым абсолютное бытие Божье (ранеровское понятие Vorgriff  "предпостижение"). Т.о., человеческая личность, по самой природе ее разума, предрасположена к знанию о Боге.
Сам факт неизменной потенциальной возможности установить отношения с Богом составил ядро антропоцентрической теологии Ранера. Людям не присуща врожденная божественность, но Бог дал их природе потенциальную возможность обрести благодать,  это "сверхъестественный экзистенциал". Фактически Ранер утверждает, что способность услышать Бога (potentia obedientialis)  главная черта человеческого бытия. Быть человеком  значит нести в себе семя союза с Богом.
Из учения Ранера вытекает несколько важных выводов. Вопервых, мы вступаем в отношения с Богом внутренним образом, посредством нашей человеческой природы, а не через внешний акт соединения. Соответственно, чтобы установить отношения с Богом, не требуется быть частью внешней христианской Церкви. Подобное расширение границ искупительного поля включает представителей других религий и даже атеистов все они относятся к "анонимным христианам".
Вовторых, у Ранера обрела новый облик христология. Он рассматривает Иисуса Христа как уникальное исполнениеpotentia obediential в человеческой природе. Тем самым Ранер стремится обойти проблему парадоксального сочетания двух природ во Христе; просто человеческой природе присуща открытость к принятию божественного. К-ром е того, Ранер получает возможность видеть в Христе вершину человеческой эволюции. Здесь, правда, можно отметить, что гуманизм Ранера недостаточно учитывает падшее состояние человечества и последствия греха.
Ранеру принадлежат тысячи опубликованных работ. Охарактеризовать в полной мере его вклад в теологию просто невозможно; он считается одним из самых глубоких и влиятельных теологов нашего столетия.
W. c0rduan (пер. Ю.Т.) Библиография: Rah пег, Foundations of Christian Faith; Hearers of the Word; with K.H. Weger, Our Christian Faith: Answers for the Future; Spirit in the World; and Theological Investigations, 20 vols.; ed., Mysterium Salutis, 3 vols.; ed.,Sacramentum Mundi, 6 vols.; K. Baker, A Synopsis of the Transcendental Philosophy of Emerich Coreth and Karl Rahner; W. Corduan, *Hegel in Rahner: A Study in PhilosophicalHermeneutics", HTR 71:28598; J. Donceel, The Philosophy of Karl Rahner; G. A. McCool, The TheologyofKarl Rahner; L. Roberts, The Achivement of Karl Rahner; H. Vorgrimmler, Karl Rahner: His Life, Thought and Works; K.H. Weger, Karl Rahner: An Introduction to His Theology.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
100.24 кб

Хромец И. С. Введение в антропологию Карла Ранера

Коначева С.А.
Читать PDF
206.39 кб

Антропологическая проблематика в творчестве Карла Ранера

Тимерманис Елена Борисовна
В статье рассмотрены проблемы соотношения традиций и модернизма в католической церкви после II Ватиканского собора, принявшего идею «открытой церкви».
Читать PDF
323.21 кб

Из разговора о бытии. Между метафизиком и вопрошающим (Мартин Хайдеггер и Карл Ранер)

Коначева Светлана Александровна
Эксплицируется влияние экзистенциальной аналитики Хайдеггера на теологию Карла Ранера. Демонстрируются фундаментальные различия между теологическим вопросом об абсолютном бытии и хайдеггеровским вопросом о бытии как таковом
Читать PDF
58.39 кб

Проблема соотношения философии религии и теологии в антропологическом учении Карла Ранера

Хромец Ирина Сергеевна
В статье предпринимается анализ смыслов, вкладываемых выдающимся католическим теологом ХХ в.
Читать PDF
141.36 кб

Карл Ранер, вальтер Каспер и ганс Кюнг о положении, задачах и путях современного богословия

Пилипенко Евгений Анатольевич
Политическая история, философия, культура и наука XX в. стали важными факторами развития христианской богословской мысли, в первую очередь в Западной Европе.
Читать PDF
141.02 кб

«Реальный» символ в неоплатонизме и в христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранер

Петров Валерий Валентинович
В статье рассматриваются три примера особого подхода к пониманию «символа» в богословии, когда высшее бытие (то, что символизируется) полагается истинно присутствующим в своем символе.