ПОППЕР Карл Раймунд

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПОППЕР Карл Раймунд
английский философ и социолог. Выдвинул теорию открытого общества», в котором господствует принцип индивидуальной ответственности, рационально-критическое осмысление действительности, стремление целесообразно управлять социальным развитием в интересах людей. Противопоставлял «открытое общество» «закрытому», в котором личность подчинена коллективу, а законы функционирования неизменны.
Даты жизни. Родился 28.7.1902 в Вене. До 1937 работал в Вене, в 1937-1945 в Новой Зеландии. С 1946 по сер. 70-х был профессором Лондонской школы экономики и политических наук.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПОППЕР Карл Раймунд
английский философ и социолог; р. 28.7.1902 (Вена) — ум. 17.9.1994 (Лондон, похоронен в Вене); профессор в Лондоне, ведущий критик и противник Венского неопозитивизма, работал в области теории познания, занимался теорией науки в физике, биологии, социальных науках, а также интерпретацией вероятности; старается доказать сомнительность позитивистской точки зрения во всех современных проблемных областях. Осн. соч.: Logik der Forschung, 1935; The Open Society and its Enemies, I—II, 1945, нем. изд. 1957—1958 (рус. пер.: Открытое общество и его враги, т. 1—2, 1992); The Poverty of Historicism, 1957 (рус. пер.: Нищета историцизма, 1993); Conjectures and Refiitations — The Growth of Scientific Knowledge, 1963; Revolution oder Reform? (совместно с Г. Маркузе), 1971; Objective Knowledge — An Evolutionary Approach, 1972, нем. изд. 1973; The Seif and its Brain (совместно c J. Eccles), 1977, нем. изд. 1982; Die beiden Probleme der Erkenntnistheorie, 1979; Ausgangspunkte-Meine intellektuelle Entwicklung, 1979; Vermutungen und Widerlegungen, 1983. (На рус. яз.: Логика и рост научного знания. Избр. работы, 1983.)
М. Bunge (ed.). The Critical Approach to Science and Philosophy. New York, 1964; A. Wellmer. Methodologie als Erkenntnistheorie, 1967; H. Lenk. Neue Aspekte der Wissenschaftstheorie, 1970; P. A. Schilpp. The Philosophy of K. R, La Salle, 1974 (Bibi.); F. Schupp. Rs Methodologie der Geschichtswiss., 1975; H. F. Spinner. Begründung, Kritik, Rationalität, 1977; H. Keuth. Realität und Wahrheit — Zur Kritik des kritischen Rationalismus, 1978; H. F. Spinner. P. und die Politik, 1978; O. P. Obermeier. P.s kritischer Rationalismus, 1980; R Levison (ed.). In Pursuit of Truth. New York, 1982; W. Berkson. Learning from Error. La Salle, 1984.; G. Currie, A. Musgrave (edd.). P. and the Human Sciences. Den Haag, 1985; K. Pähler. Qualtitätsmerkmale wiss. Theorien. Zur Logik u. Ökonomie der Forschung, 1986; A. F. Utz. Die offene Gesellschaft und ihre Ideologien, 1986; E. Döring. K. R. P., 1987; L. Schäfer. K. R. R, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПОППЕР Карл Раймунд
(1902 - 1994) - британский (австрийского происхождения) философ, логик, социолог, основатель школы «критического рационализма», автор работ «Логика и рост научного знания», «Нищета историцизма», «Открытое общество и его враги». Поппер отвергал насаждаемое неопозитивистами мнение о первостепенной важности для философии анализа языка и проблем значения, считая одной из главных ее проблем разграничение науки и ненауки. В качестве критерия демаркации предложил принцип фальсифицируемости, согласно которому любое знание, претендующее на статус научного, должно быть в принципе опровержимо. А само слово «философия» может иметь только характер конвенции или соглашения. Принцип фальсифицируемости есть результат антииндуктивистской позиции Поппера, согласно которой опыт никогда не предшествует теории. Что касается познания истины, то Поппер в этом направлении находятся на позиции скептицизма: истина объективно существует, но, в силу предположительного характера любого знания, в принципе недостижима; а если мы случайно наткнемся на нее, то никогда не будем знать об этом. Поппер предпринял попытку построить логическую теорию правдоподобности, согласно которой максимально правдоподобной будет теория, дающая полное и исчерпывающее знание о мире. В соответствии с этой теорией Поппер рассматривает развитие знания не как переход от одного истинного знания к другому, а как переход от одних проблем к другим, более глубоким. Механизмом этого развития является метод проб и ошибок-предположений и опровержений. Свой критический рационализм Поппер дополнил «теорией трех миров»: 1-й мир - физические объекты и состояния; 2-й мир - состояние сознания, исходные философские абстракции, возникшие на заре становления философии; 3-Й мир - объективного содержания мышления. Его элементами являются теории, предположения, поэтические размышления, произведения искусства, содержание книг и т. д., причем некоторые обитатели 3-го мира - истинны, а другие - ложны. Все они существуют в условиях конкуренции, выживают лишь наиболее приспособленные, так что изменения в 3-ем мире подчиняются дарвинистской теории. Эпистемологический эволюционизм Поппер дополняет космологически-метафизическим. В области социальной философии выступил с критикой марксизма, который, по мнению Поппера, не является наукой и ведет к тоталитаризму, и принципа историцизма применительно к развитию общества. Считал, что идея движения общества как такового есть просто холистское заблуждение. Поппер - один из создателей «социальной инженерии» в двух ее формах: частичной, постепенной и утопической. Утверждал, что локальные изменения социальной действительности являются единственным надежным путем развития общества. Социальный антиисторизм оказался, в конечном итоге, в противоречии с последовательно проводимым Поппером эволюционизмом и историцизмом применительно к естественно-научному знанию и прогрессу научного знания в целом.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД
(1902—1994) — английский философ, методолог науки и социолог. Свою концепцию, названную критическим рационализмом, П. строил как полемически заостренную против позитивизма, с одной стороны, и историцизма гегелевскомарксистского типа, с другой. В качестве близкой ему идейной парадигмы использовал методологию дарвинизма и общие идеи эволюционизма. Рост научного знания не есть увеличение подтверждаемости теорий в результате процедур верификации. Развитие науки представляет собой процесс, начинающийся с осознания проблемы, за которым следует выдвижение гипотез. Основным методом проверки гипотез П. считает метод проб и ошибок. Проверка теории достигается посредством как можно более строгого исследования уязвимых мест. Элиминация неприспособленных реализуется операцией фальсификации. Выжившая гипотеза может получить статус теории, но возможность быть опровергнутой у неё сохраняется, что и происходит рано или поздно (принцип «фаллибилизма»). Задача ученого — фальсификация теории, теория же сопротивляется и улучшается. Большие теории («многообещающие монстры»), как правило, элиминируются, разделяя судьбу динозавров. Принцип фальсификации выполняет и функцию демаркации научного и ненаучного. Концепция, объясняющая все и не предусматривающая даже в мысленном эксперименте процедур проверки, которые потенциально способны ее опровергнуть, научной теорией не является. В то же время принцип фальсификации, выдвинутый П. как антитеза позитивистской верификации, сам в значительной мере основан на позитивистской идее об автономности эмпирического базиса науки от теоретического уровня. Генетическое и историческое родство проблемного поля, ряда черт методологии позитивизма и взглядов П. позволяют отнести его к постпозитивистскому направлению.
Характерно для П. критическое отношение к диалектической методологии. Достаточно рано отвергнув марксизм, П. подвергает критическому анализу идеи даже не К. Маркса, а его идеологических и методологических предшественников — Гераклита, Платона, Г. Гегеля. «Диалектика», опирающаяся лишь на неопределенную и туманную манеру речи, пренебрегает законом противоречия. Мы ищем более совершенной теории только потому, что считаем данную теорию плохой вследствие содержащихся в ней противоречий. Примирение с противоречием обязательно приводит к отказу от критики, а значит, к краху науки. Слово «диалектика» лучше всего вообще не употреблять, ведь мы всегда можем использовать более ясную терминологию метода проб и ошибок. Применение эмпирической социальной технологии, цели которой достигаются методом проб и ошибок, должно заменить историцистский поиск причин нежелательного события и обеспечить их устранение. Это перекликается с идеями о третьей положительной научной стадии развития О. Конта. «Далеко ли мы продвинемся, если вместо введения законов и полиции станем решать «научно» проблему преступности, т.е. попытаемся точно выяснить, каковы причины преступления?», спрашивает П. Необходимо не причины войн изучать, а наращивать силы международной полиции и разрушать принцип национального государства. П. вернул в научный оборот термин А. Бергсона открытое общество как новый тип общества по сравнению с традиционным (закрытым), значительно опередив разработчиков теорий постиндустриального и информационного типов общества. Понятие открытого общества стало составной частью идеологии либеральной глобализации, в частности в работах В. Сороса и Ф. фон Хайека (см. Верификация. Позитивизм).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПОППЕР Карл Раймунд
р. 28.7.1902, Вена), англ. философ и социолог. До 1937 работал в Вене, в 1937-45 в Новой Зеландии, с 1946 до сер. 70-х гг. проф. Лондонской школы экономики и политич. наук. П. испытал влияние логич. позитивизма, но свою филос. концепцию - критич. рационализм, теорию роста науч. знания, фальсификационизм - он построил как антитезу неопозитивизму. В противовес стремлению логич. эмпиристов сформулировать критерии познават. значения науч. утверждений на основе принципа ве­рификации П. выдвинул в качестве одной из осн. за­дач философии проблему демаркации - отделения науч. знания от ненаучного, при решении к-рой он вы­ступил как крайний антииндуктивист. Методом демар­кации, по П., является принцип фальсификации - принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке. П. отказался также от узкого эмпиризма логич. позити­вистов и их поисков абсолютно достоверной основы знания. Согласно П., эмпирич. и теоретич. уровни знания органически связаны между собой; любое науч. знание носит лишь гипотетич. характер, подвержено ошибкам (принцип фаллибилизма). Рост науч. знания состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решит. опровержений, в результате чего решаются все более глубокие науч. проблемы. Для обоснования своей логико-методологич. и космологич. концепций П. использовал общие идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост науч. знания для него является частным случаем общих эволюционных про­цессов, совершающихся в мире; метафизич. теория «трех миров» II. утверждает существование физич. и ментального миров и мира объективного знания, не­редуцируемых друг к другу. П. разработал ряд проблем логики и методологии науки: он один из создателей дедуктивно-номологич. схемы объяснения (нек-рое утверждение считается объясненным, если его можно дедуктивно вывести из совокупности соответств. законов и начальных условий); опираясь на семантич. идеи Тарского, он предложил способ определения истинного и ложного содержания науч. теорий (гипотез), разра­ботал оригинальную т. н. диспозициональную интер­претацию исчисления вероятностей и т. д. Вместо с тем реализация попперовской программы построения тео­рии роста науч. знания натолкнулась на серьезные трудности, связанные с абсолютизацией П. принципа фальсификации, индетерминизмом, отказом от призна­ния объективной истинности науч, знания, конвенцио­нализмом в трактовке исходных оснований знания и отрывом объективного знания от исторически конкрет­ного познающего субъекта. Оказались несостоятель­ными и нек-рые формально-логич. построения П.- так, доказана внутр. противоречивость предложенного им критерия оценки правдоподобности науч. теорий, Филос. работы П. последних лет в основном посвяще­ны разработке теории сознания, к-рую он пытается строить с позиций эмерджентизма на основе резкой критики физикалистского редукционизма.
В области социальной философии П. выступил с кри­тикой марксизма, приписывая ему «профетич.» функ­ции, отрицанием объективных законов обществ. раз­вития, критикой историцизма и в защиту бурж. рсформизма. Он считает ложной дихотомию естеств.-науч. и социального знания: метод фальсификационизма, по П., в равной мере действует во всех формах теоретич. зна­ния; исходя из верного положения, что не существует жесткого детерминизма ни в природе, ни в обществе, П. утверждает, что знание существует только в виде пред­положений, и человек не может якобы установить зако­нов социального развития.
Идеи П. получили развитие в «критич. реализме» X. Альберта, в «методологии науч.-исследоват. про­грамм» И. Лакатоса, в «рационалистич. антропологии» Дж. Агасси; их влияние усматривается и в тех концеп­циях, к-рые стремятся опровергнуть фальсификационизм (напр., в«плюралистич.фаллибилизме» Х.Шпинера, в «анархистской эпистемологии» Фейерабенда и др.).

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
113.53 кб

Философские проблемы квантовой механики в трудах Карла Раймунда Поппера

Никонов О. А., Михайлюк А. В.
В статье анализируются логико-эпистемологическая концепция К. Поппера и ее основания.