Поль Анри Гольбах

Найдено 13 описаний персоны Поль Анри Гольбах

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гольбах Поль Анри

1723-1798) - французский философ, сыгравший важную роль в распространении материализма во второй половине 18 века.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ГОЛЬБАХ Поль Анри

де): французский философ (Эдесхейн, Палатина, 1723 — Париж, 1789). Сыграл важную роль в распространении материализма во второй половине XVIII в. Автор «Системы природы» (1770). Критиковал религию по трем пунктам: она противоречит разуму, она мешает человеку обрести счастье, она потворствует политической тирании.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри

род. 1723, Гейдесгейм, Пфальц - ум. 21 июня 1789, Париж) - франц. философ; соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании "Энциклопедии", автор "Systeme de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral", 1770 (рус. пер. "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного", 1924) - главного произв. франц. материализма и атеизма; в нем дается систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма, утверждается вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГОЛЬБАХ Поль Анри

1723-?789) - франц. философ-материалист, воинств, атеист. Осн. соч. - «Система природы» (1770), в к-ром Г. обобщил и систематизировал воззрения метафизич. и механистич. материализма 18 в. Активно участвовал в подготовке и издании «Энциклопедии». Перу Г. принадлежит ряд выдающихся атеистич. произведений: «Разоблаченное христианство» (1761) «Карманное богословие» (1768) «Священная зараза» (1768) «Письма к Евгении» (1768) «Здравый смысл» (1772) и др Подверг остроумной критике почти все стороны религ. мировоззрения и церк. деятельности: показал несостоятельность идеи бога, мифа о божеств, сотворении мира из ничего, церк. учения о бессмертии души, нелепость церк. таинств и обрядов, реакц. сущность религ. морали. Сильной стороной атеизма Г. было то, что он сумел показать религию и церковь как орудие угнетения народа феод. гос-вом, дворянством и духовенством. За свои атеистич. взгляды постоянно подвергался гонениям; «Система природы» по решению парламента была публично сожжена, его работы вносились католич. церковью в Индекс запрещенных книг. Несмотря на просветит, характер и ис-торич. ограниченность, творчество Г. было яркой вехой в развитии атеистич. идей и сохранило свою значимость до наших дней.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ГОЛЬБАХ Поль Анри

фр. философ-материалист и атеист. По происхождению нем. барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Гл. труд Г. “Система природы” (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Др. его работы — “Разоблаченное христианство” (1761), “Карманное богословие” (1768), “Здравый смысл” (1772). Г. выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г.,— это “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”. Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г.,— часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Г.— сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма. Во взглядах на об-во Г.— идеалист, утверждал, будто “мнения правят миром”. Решающую роль в истории придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Г., привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное об-во Г. трактовал как царство разума.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри

1723-89) - философ-материалист и атеист, идеолог революционной фр. буржуазии XVIII в. Г, систематизировал этику Гельвеция и развил его взгляды гл обр, в произв. «Основы всеобщей морали, или Катехизис природы», «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» и «Социальная система, или Естественные принципы морали и политики». Как и Гельвеций, Г. рассматривал истинную мораль в качестве основания разумного законодательства и политики; разделял его т. зр. на взаимоотношение интересов и определяющую роль общественного интереса: «Добродетель есть не что иное, как польза людей, соединенных в общество. Любить других, значит сливать свои интересы с интересами наших сотоварищей, чтобы работать для общей пользы». Но в отличие от Гельвеция Г. считал природное неравенство людей основой их сотрудничества, взаимно полезного. «Нравственность, как и вселенная, основывается на необходимости или на вечных отношениях вещей.. Будем черпать свою мораль в природе, в разуме Следуя этой морали, мы будем счастливы и довольны в этом мире, приятны своим согражданам» К важнейшим добродетелям Г. относил гуманность, справедливость, благоразумие, умеренности и силу (активность в общественно полезной деятельности). Пороками же у Г. выступают те качества, к-рые «лишают человека способности к активной деятельности, к проявлению смелости и энергии, необходимых для поддержания общества». «У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении... изображается в виде отношений полезности и использования... Теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации еще можно было изображать как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобожденного от старых феодальных пут» (Маркс К,., Энгельс Ф., т. 3, с. 409-411).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789)

французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770), "Разоблаченное христианство" (1761), "Карманное богословие" (1768), "Здравый смысл" (1772) и др. Г. разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецием, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-1789)

французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770), "Разоблаченное христианство" (1761), "Карманное богословие" (1768), "Здравый смысл" (1772) и др. Г. разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей неза-висимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецией, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.

Е.В. Петушкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ГОЛЬБАХ Поль Анри

1723, Эдесхайм, Пфальц - 21.6.1789, Париж), франц. философ, один из основателей школы франц. материализма и атеизма 18 в., идеолог революц. буржуазии. Был соратником Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». В филос. салоне Г. обсуждались вопросы экономич., социально-политич. и духовного обновления Франции, преодоления сословного неравенства и деспотич. формы правления.

Разносторонние естеств.-науч. знания Г. способствовали обоснованию материалистич. философии и атеизма, систематич. критике идеализма и религии. В осн. филос. соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (т. 1-2, 1770, рус. пер. 1924) Г. утверждает вечность и несотворенность материи, к-рая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. Вселенная, по Г., представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из ее сущности. Однако, говоря о единстве материи и движения, Г. понимал движение механистически. Механистич. ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и необходимости и др.

Теория познания Г. опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания. Г. был противником агностицизма, отстаивая способность человеч. разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория отражения Г. несла на себе отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Г. не раскрыл активной природы сознания и роли обществ. практики в познании.

Материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой обществ. развития. В понимании обществ. явлений у Г. имелись отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о значении материальных интересов в обществ. развитии и др.

Г. развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дезориентации нар. масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки и культуры, однако с позиций идеалистич. понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни религии, считая ее порождением невежества и сознат. обмана со стороны духовенства. Г. уделил много внимания критич. оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики.

В «Естеств. политике...» («La politique naturelle...», v. 1-2, L., 1774) Г. показал реакц. сущность феод. политич. строя и обосновал неизбежность его падения.

Отвергая феод. форму собственности, он отрицал перспективу обществ. собственности, обосновывал утверждение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г. содействовали возникновению утопич. социализма 18 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ГОЛЬБАХ Поль Анри

1723, Эдесхайм, Германия—21 июня 1789, Париж) — французский философ. Изучал химию в Лейденском университете. Переехав в Париж, принял активное участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии», для которой написал 375 статей. Открытый Гольбахом салон приобрел известность как место регулярных философских дискуссий между энциклопедистами. В своем основном сочинении «Система природы» (1770) Гольбах выступил систематизатором материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения, в этой (по выражению современников) «Библии материализма» осуществлена попытка философского осмысления механики Ньютона.

Онтология Гольбаха—это материалистический монизм. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение» (Избр. произв., т. 1. M., 1963, с. 66). Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства» (там же, с. 84). Все существующее в природе образовано сочетанием мельчайших материальных частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда—атомами). Общие и первичные свойства материи — протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность, сила инерции. Движение — «это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи». Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, инерция—особый вид сил противодействия, свидетельствующий о внутренней активности тел. Движение Гольбах понимал преимущественно как пространственное перемещение, признавая в то же время скрытое внутреннее движение в телах, обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул материи.

В своем учении о причинности Гольбах развивал своеобразную «систему фатализма»: все происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет. В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врожденных идей нет. Умственные способности (размышление, память, воображение) происходят от способности чувствовать. Главным мотивом человеческих действий Гольбах считал интересы, важнейший среди них—стремление к счастью. Счастье состоит в соответствии желаний человека окружающей его обстановке, но он не может его достичь без помощи других людей, отсюда его заинтересованность в содействии счастью ближних; быть добродетельным означает приносить пользу людям. Подвергнув резкой критике деспотизм, Гольбах связывал улучшение общественных порядков гл. о. с деятельностью просвещенного монарха, допуская, однако, и возможность революции как средства упразднения деспотической формы правления. Справедливое государственное устройство должно основываться на общественном договоре, в соответствии с которым каждый гражданин обязуется служить общему благу, получая, взамен со стороны общества помощь и защиту. С атеистических позиций Гольбах рассматривал проблему происхождения религии. По его мнению, религию создали страх, невежество и обман. Бог не существует, и само представление о нем получено путем соединения взаимоисключающих атрибутов — метафизических (вечность, бесконечность и т. п., это—отрицания человеческих качеств) и моральных (ум, воля и т. д.). Прорыв в познании природы приведет к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей. Идеи Гольбаха оказали влияние на последующее развитие материалистической философии.

Соч.: Systeme social... v. 1—3. L., 1773; Systeme de la nature, v. 1—2. L., 1781; La morale universelle, v. 1—3. P., 1820; Textes choisis, v. 1. P., 1957; в рус. пер.: Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956; Галерея святых. М., 1962; Избр. произв., т. 1—2. М., 1963.

Лит.: Кочарян М. Т. Поль Гольбах. М., 1978; Hubert R. DHolbach et

ses amis. P., 1928; Naville P. DHolbach et la philosophie scientifique au XVIII siecle. P., 1967; Lecomple D. Marx et le baron dHolbach. Aux sources de Marx: le materialisme athee holbachique. P., 1983; Baupt M. Von Holbach zu Marx. Hamb., 1987.

A. A. Кротов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Поль Анри Гольбах (1723-1789)

крупнейший французский философ. Он родился в Германии и настоящее его имя Пауль Дитрих Тири Фамилию Гольбах получил от дяди, который усыновил его и оставил значительное состояние. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в Лейденском университете. Его творческая деятельность протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности которого принимали участие все ведущие умы того времени. Участвовал в работе "Энциклопедии". Основное сочинение Гольбаха "Система природы (1770). В нем он представил в систематическом виде свое мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего, "она существует благодаря себе", "она будет существовать и действовать вечно". "Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все она - колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие". Все эти философские выводы - следствие достижении естествознания XVIII в., тем более что с этими достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо знаком. К пониманию природы Гольбах подходил исключительно детерминистически. Природа для него - это необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В природе могут существовать лишь естественные причины и следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность он отрицал, полагая, что она - следствие незнания причин, отождествляя тем самым причинность с необходимостью. Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с принципом изменчивости всего в природе. Более того, он выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться. Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах объяснял с помощью "самопроизвольного самозарождения". Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека. Процесс познания, по Гольбаху, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов. Гольбах полагал, что "душа приобретает свои идеи на основе впечатлений, последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы" [Избр. произв. Т. 1. С. 183]. В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт. Разум же - инстанция, которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность Гольбах понимал как способность производить опыты, предвидеть последствия причин, чтобы устранить отрицательные следствия. "Разум показывает истинную природу вещей и объясняет действия, которых мы не можем от них ожидать" [Избр. соч. Т. 1. С. 332]. Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и проникновения в самые сокровенные тайны природы. Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет. "Человек не свободен ни одну минуту своей жизни". "Жить - значит необходимым образом существовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности". "Наша жизнь - эта линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент". Такой механистически-детерминистический подход сочетается у Гольбаха с признанием того, что человек - это социальное существо и должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины. Деятельность человека, утверждает Гольбах, направляется внутренним органом - мозгом, получающим восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека выступает как модификация мозга. Волю Гольбах трактовал по-разному. Вначале он был того мнения, что воля определяется чисто биологическими факторами. Он писал, что на социальные катаклизмы могут влиять "излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха". Но в дальнейшем развил взгляд, что существуют более важные причины действия воли и стал признавать, что мысли - очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал, что "хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа" [Избр. произв. Т. 1. С. 235]. Здесь он выступал против системы фатализма, фундамента своего учения. Вопреки фаталистическому призыву "покоримся своей судьбе", Гольбах уже стал призывать противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа. Надежным средством против всевозможных слабостей, по мнению Гольбаха, выступает добродетель. Он писал: "Воспитание, закон, общественное мнение, пример, привычка, страх - все это причины, которые должны изменять людей, влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направлять их страсти, нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели общества". Причину распространения христианского вероучения Гольбах видел в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения. Христианство "стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она Давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей". Гольбах показал полную иррациональность религии и несостоятельность христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упоминаются города, которых не существовало во времена Моисея, и другие противоречия. Гольбах делал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить только невежественный народ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь философских персоналий

Гольбах Поль Анри

1723-1789) крупнейший французский философ. Он родился в Германии и настоящее его имя Пауль Дитрих Тири. Фамилию Гольбах получил от дяди, который усыновил его и оставил значительное состояние. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в Лейденском университете. Его творческая деятельность протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности которого принимали участие все ведущие умы того времени. Участвовал в работе «Энциклопедии».

Основное сочинение Гольбаха «Система природы» (1770). В нем он представил в систематическом виде свое мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего, «она существует благодаря себе», «она будет существовать и действовать вечно». «Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все, она - колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие».

Все эти философские выводы - следствие достижений естествознания XVIII в., тем более что с этими достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо знаком.

К пониманию природы Гольбах подходил исключительно детерминистически. Природа для него - это необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В природе могут существовать лишь естественные причины и следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность он отрицал, полагая, что она - следствие незнания причин, и отождествляя тем самым причинность с необходимостью.

Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с принципом изменчивости всего в природе. Более того, он выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться. Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах объяснял с помощью «самопроизвольного самозарождения». Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека.

Процесс познания, по Гольбаху, складывается из сенсуалистических, эмпирических и рационалистических элементов. Гольбах полагал, что «душа приобретает свои идеи на основе впечатлений, последовательно производимых материальными предметами на наши материальные органы» (Избр. произв. М., 1963. Т. 1. С. 183].

В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт. Разум же - инстанция, которая дает нам высшее познание. Разум, рациональность Гольбах понимал как способность производить опыты, предвидеть последствия причин, чтобы устранить отрицательные следствия. «Разум показывает нам истинную природу вещей и объясняет действия, которые мы можем от них ожидать» [Избр. произв. Т. 1. С. 332].

Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и проникновения в самые сокровенные тайны природы.

Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет. «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни». «Жить - значит необходимым образом существовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности». «Наша жизнь - это линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». Такой механистически-детерминистский подход сочетается у Гольбаха с признанием того, что человек - это социальное существо и должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины.

Деятельность человека, утверждает Гольбах, направляется внутренним органом - мозгом, получающим восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека выступает как модификация мозга. Волю Гольбах трактовал по-разному. Вначале он был того мнения, что воля определяется чисто биологическими факторами. Он писал, что на социальные катаклизмы могут влиять «излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха». Но в дальнейшем развил взгляд, что существуют более важные причины действия воли, и стал признавать, что мысли - очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал, что «хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа» [Избр. произв. Т. 1. С. 235]. Здесь он выступал против системы фатализма, фундамента своего учения. Вопреки фаталистическому призыву «покоримся своей судьбе» Гольбах уже стал призывать противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа.

Надежным средством против всевозможных слабостей, по мнению Гольбаха, выступает добродетель. Он писал: «Воспитание, закон, общественное мнение, пример, привычка, страх все это причины, которые должны изменять людей, влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направлять их страсти, нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели общества».

Причину распространения христианского вероучения Гольбах видел в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения последнего. Христианство «стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей». Гольбах доказывал полную иррациональность религии и несостоятельность христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упоминаются города, которых не существовало во времена Моисея, содержатся в ней и другие противоречия. Гольбах сделал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить только невежественный народ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ГОЛЬБАХ Поль Анри

1723 – 21 июня 1789) – франц. философ-материалист и атеист, один из идеологов революц. франц. буржуазии 18 в. Род. в г. Эдесхейме в Пфальце, воспитывался и провел свою жизнь в Париже. Г. был деятельным сотрудником "Энциклопедии". В салоне Г., ставшем одним из центров филос. и атеистич. мысли предреволюц. Франции, часто встречались Дидро, Гельвеций, Д´Аламбер, Бюффон, Нежон и др.; одно время здесь бывал и Руссо. Во Франции 18 в. "философская революция служила введением к политическому перевороту" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 5). Г. был одним из основных деятелей этой идейной подготовки революции. Он теоретически обосновывал необходимость замены феод. порядков новым, "естественным" и "разумным" обществ. строем, к-рый в действительности оказался бурж. обществом. Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеч. сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; ее простейшими, элементарными, частицами являются неизменные и неделимые атомы, осн. свойства к-рых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Все формы движения Г. сводил к механич. перемещению. Этот метафизич., механистич. характер материализма Г. и его единомышленников объясняется состоянием естествознания в 18 в., когда из наук были развиты гл. обр. механика и математика, и классовой ограниченностью бурж. идеологии. Материя и движение, по Г., нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, ее атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Г. отрицал всеобщую одушевленность материи, считая, что чувствительность присуща лишь определ. образом организованным формам материи. Используя данные совр. ему естествознания, Г. создал свой главный труд – "Систему природы..." ("Syst?me de la nature...", v. l–2, 1770), явившийся, по словам современников, "библией материализма". Г. писал: "Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, представляет нам повсюду лишь материю и движение; ее совокупность раскрывает перед нами лишь необъятную и непрерывную цепь причин и следствий;... идея природы заключает в себе необходимым образом идею движения. Но, спросят нас, откуда эта природа получила свое движение? Мы ответим, что от себя самой, ибо она есть великое целое, вне которого ничто не может существовать. Мы скажем, что движение – это способ существования (fa?on d´?tre), вытекающий необходимым образом из сущности материи; что материя движется благодаря собственной своей энергии" ("Система природы...", М., 1940, с. 12, 18). Г. признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинен ее законам. Свободу воли Г. отрицал, считая поведение людей причинно обусловленным. Отстаивая познаваемость материального мира, Г., исходя из материалистич. сенсуализма Дж. Локка и преодолевая непоследовательность его взглядов, считал ощущения единств. источником познания. Познание, по Г., является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистич. теория познания Г., разделяемая также другими франц. материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистич. сенсуализма Дж. Беркли и учения Р. Декарта о врожденных идеях. Бурж. сущность мировоззрения Г. резко проявилась в его социально-политич. взглядах. Г. критиковал феод. собственность и феод. формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлеченное, абстрактное понятие человеч. природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения обществ. явлений в законах природы и разделял идеалистич. договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеч. общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т.д. Осуждая феод. строй как неразумный, Г. ожидал осуществления "царства разума" (бурж. строя) в результате появления просвещ. монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека Г. считал его интерес, пользу. "У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении, например речь, любовь и т.д., изображается в виде отношений полезности и использования". Эта "теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации еще можно было изображать, как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобожденного от старых феодальных пут. Впрочем, освобождение, как его понимает буржуазия, – т.е. конкуренция, – являлось для XVIII века единственным возможным способом открыть перед индивидами новое поприще более свободного развития" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409–11). Считая себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса наиболее существ. чертой человеч. природы, Г., однако, отвергал крайний эгоизм и защищал идею сочетания личного и обществ. интересов. В числе др. франц. материалистов Г. учил о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определ. роль в идейной подготовке утопич. социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144–45). Г. принадлежат написанные в духе бурж. просветительства остроумные воинствующие атеистич. произведения, проникнутые едким сарказмом. Их высоко оценил Ленин (см. Соч., 4 изд., т. 33, с. 204). На основе учения о единстве материи и движения Г. опровергал не только традиционно-религ. представления о боге-творце, но и деистич. учение о "первом толчке". Опираясь на учение о единстве материи и сознания, отвергая субстанциальное существование последнего, Г. наносил сокрушительный удар по религ. вымыслам о бессмертии души. Ввиду преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно и, как правило, за пределами Франции. Совр. империалистич. реакция, к-рой ненавистны материалистич. прогрессивные традиции прошлого, враждебно относится к Г. и др. представителям франц. материализма 18 в. М. Цебенко. Москва. "Система природы" – главный труд Г. Издан впервые под именем – Ж. Б. Мирабо (J.-B. Mirabaud, член Французской академии, умерший в 1760). Местом издания числится Лондон, но книга вышла в Амстердаме в 1770. 13 авг. 1770 книга была предана публичному сожжению по приговору париж. парламента. Несмотря на это, она продолжала выходить новыми изданиями, причем с 1774 автор помещал в приложении речь гос. обвинителя и свой краткий ответ. В 1820 вышло издание в двух томах с примеч. Д. Дидро. В 1821 и 1822 книга издана в Париже под именем Г. Во Франции готовится новое критич. издание, оно должно войти во второй том гольбаховских "Textes choisis" (первый том вышел в 1957). Переводы на рус. языке – М., 1924, с библиографией, составленной И. К. Лупполом, и М., 1940, с предисловием издательства и послесловием П. С. Попова. В "Санктпетербургском журнале" И. Пнина (1798, ч. 1, с. 197–206) П. Яновский поместил искаженный перевод двух глав "Системы природы". Он опубликован также в приложении к Соч. И. Пнина, М., 1934. Рукоп. перевод "Системы природы" ходил в декабристских кругах, в частности имелся у члена юж. об-ва декабристов Н. Крюкова (см. "Избр. соц. политич. и филос. произв. декабристов", т. 2, 1951, с. 556). На нем. яз. издана в 1783 как книга Мирабо ("System der Natur...", aus dem Franz. von K. G. Schreiter, Tl 1–2, Frankfurt – Lpz., 1783), на англ. – L., 1797, Philadelphia, 1808; Boston, 1853 – включает заметки Дидро. В 1957 изданы двухтомный польский перевод с введением К. Шанявского (К. Szaniawski) в Кракове и однотомный румынский – в Бухаресте, выполненный известным румынским философом Д. Бэдэрэу и снабженный его же вводной статьей. "Разоблаченное христианство или исследование начал и выводов христианской религии" – одно из ранних произведений Г., направленное против религии. Первое изд. вышло с нарочито искаженными выпускными данными. На тит. листе автором числится Н. А. Буланже, место и год изд.: Londres, 1756, однако предисловие первого издания помечено 1758. Фактически книга издана в Нанси в 1761. Затем появилось издание в Голландии, 1766 (П. Шарбоннель считает его первым, дошедшим до широкой публики). При жизни автора книга издавалась девять раз, неоднократно выходила и после его смерти. В 1957 вышло новое критич. издание в кн.: P. Holbach, Textes choisis, v. 1, P., 1957, автор примечаний П. Шарбоннель. Перевод на рус. яз. – 1924 (с предисловием А. М. Деборина), в 1936 под ред. и с предисл. И. К. Луппола; на англ. – N. Y., 1795, L., 1814; на исп. – L., 1821. Л. Азарх. Москва. Соч.: La morale universelle, ou les devoirs de l´homme fond?s sur la nature, v. 1–3, Amst., 1776; La politique naturelle, ou discours sur les vrais principes du gouvernement, 2 tt. en 1 v., L., 1773; Карманное богословие, M., 1959; Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, M., 1934; Священная зараза. – Разоблаченное христианство, М., 1936; Здравый смысл. Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным, М., 1941; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956. Лит.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; их же, Немецкая идеология, там же, 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Соч., 4 изд., т. 19, М., 1948; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, М., 1951; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М., Философия Гольбаха, М., 1925; Васильев С. Ф., Механический материализм и Гольбах, в его кн.: Из истории научных мировоззрений. Сб. статей, М.–Л., 1935, с. 105–17; Коган Ю., Мегружан Ф., Атеистические памфлеты Гольбаха, "Фронт науки и техники", 1936, No 10; История философии, т. 2, [М.], 1941 (см. Указатель имен); Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, "Уч. зап. Тульского гос. пед. ин-та", 1955, вып. 6; Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, "Новая и новейшая история", 1957, No l, с. 29–55; Кочарян М. Т., Атеизм Гольбаха, М., 1957 (Автореф. дисс.); История философии, т. 1, М., 1957, с. 559–65 и др. по указат.; Сushing M. P., Baron d´Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D´Holbach et ses amis, P., [1928].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.