Пьер Гассенди

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАССЕНДИ ПЬЕР

французский математик и философ (Шантерсье, близ Диня, 1592 — Париж, 1655). Изложил критику Аристотеля в «Exercitationes paradoxicae adversus Aristotelacos» (1624) и послал Декарту свои «Возражения» (1644) против его «Размышлений». В «De vita et moribus» (1647) развивал эпикурейскую мораль, основанную на удовольствии безмятежности. Оказал влияние на Ньютона и философов XVIII в. Внес вклад в развитие астрономии (наблюдал сателлиты Юпитера, многочисленные затмения, Меркурий и т.д.).

Источник: Философский словарь

ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер
род. 22 янв. 1592, Шамптерсье, Прованс - ум. 24 окт. 1655, Париж) - франц. математик и философ; профессор (с 1645). Выступал против Декарта, а также против господствовавшей в то время аристотелевско-схоластической картины мира. Обновил механистически-атомистическую физику Демокрита и эвдемонистическую этику Эпикура и был (по мнению Бейля) величайшим ученым среди философов и величайшим философом среди ученых своего времени. Осн. произв.: "De vita, moribus et doctrina Epicur", 1647; "Syntagma philosophiae Epicur", 1619; "Syntagma philosophicum", 1658.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГАССЕНДЙ Пьер
1592-1655) - франц. философ-материалист, историк и математик, сторонник атомистики Демокрита и Эпикура. Г. дал изложение и обосновал учение Эпикура, освободив его, по словам К. Маркса, «от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем» (Из ранних произведений. М., 1956, с. 23). Жизнен, позиция и воззрения Г. были противоречивы. Так, возродив атомистику, он признавал бога в качестве нач. причины первого сочетания атомов. Однако, несмотря на миро-воззренч. непоследовательность, он способствовал освобождению фи-лос. мысли от пут ср.-век. схоластики.

Источник: Атеистический словарь

ГАССЕНДИ Пьер
(Gassendi, 1592 - 1655) - франц. философ-материалист и вместе с тем проф. богословия, вынужденный, однако, оставить кафедру из-за происков иезуитов. Критикуя идеалистич. положения Р. Декарта, Г. противопоставлял им атомизм Эпикура, изучению и пропаганде к-рого посвятил мн. годы жизни, что было высоко оценено К. Марксом (см. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956, с. 23). Г. пропагандировал также эпикурейскую этику в противовес проповеди христ. аскетизма. Однако, в противоречии с собств. взглядами, Г. считал, что атомистика Эпикура может составить филос. основание христианству. Христианизированный аристотелизм (перипатетику) он отвергал. Несмотря на внутр. противоречивость позиции Г., его пропаганда и защита филос. и этич. учения Эпикура в условиях XVII в. носили прогрессивный характер, подрывая господство религ. идеологии, влияние схоластики и проповеди аскетизма. Они способствовали развитию во Франции материализма и вольномыслия.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГАССЕНДИ Пьер
французский математик и философ; р. 22.1.1592 (Шантерсье, Прованс) — ум. 24.10.1655 (Париж), будучи профессором (с 1645); выступал против Декарта, а также против господствующей в то время аристотелевско-схоластической картины мира. Обновил механистически-атомистическую физику Демокрита и эвдемонистическую этику Эпикура и был (по мнению Бейля) величайшим ученым среди философов и величайшим философом среди ученых своего времени. Осн. соч.: De vita, moribus et doctrina Epicuri, 1647; Syntagma philosophicum, 1658. Собр. соч.: Opera omnia, 6 vol., 1658, 1964. (На рус. яз.: Соч., т. 1—2, 1966—1968.)
Р. Pendzig. Die Ethik G.s und ihre Quellen, 1910; С. Marwan. Die Wiederaufnahme der griech. Atomistik durch P. G., (Diss.), Breslau, 1935; J. S. Spink. French FreeThought from G. to Voltaire, London, 1960; O. R. Bloch. La philos, de G., La Haye, 1971; R. Tack. Unters, zum Philosophieu. Wissenschaftsbegriff bei P. G., 1974; W. Detel. Scientia rerum natura occultarum. Methodolog. Studien zur Physik P. G. s, 1978; B. Brundell. P. G., Dordrecht, 1987; L. S. Joy. G. the Atomist. Cambridge, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Гассенди Пьер
 (1592—1655) — фр. философ-материалист, физик и астроном, священник, проф. ряда ун-тов. Г. выступил с резкой критикой схоластики, искаженного ею учения Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях; возродил материализм Эпикура, основывая на нем свое учение. В осн. труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в к-рой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в к-рой, обосновывая атомистическую теорию, Г. доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где Г. выступал против аскетической церковной морали и, вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность». По своим общественно-политическим взглядам Г. — сторонник неограниченной монархии, в чем отразился политический компромисс буржуазии с абсолютной монархией. Г. принадлежит множество важных наблюдений и открытий в области астрономии (о прохождении Меркурия по солнечному диску, открытие пяти спутников Юпитера помимо четырех, открытых ранее, и др.) и труды по истории науки. В исторических условиях 17 в. Г. сыграл прогрессивную роль как философ и ученый. Однако его материализм был непоследовательным, что сказывалось в примирении с религией и церковью. Он признавал, напр., бога творцом атомов, считал, что помимо материалистически понимаемой «животной души» у человека имеется еще сверхчувственная «разумная душа».

Источник: Философский словарь. 1963

ГАССЕНДИ Пьер
(1592, Шантерсье, Прованс, – 1655, Париж) – сторонник атомизма, последователь Эпикура. Доктор теологии, с 1617 – католический священник. Преподавал философию в Эксском университете, затем математику в Королевском коллеже в Париже. В работе «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» (1649) Г. объявил господствующий в университетском преподавании схоластический аристотелизм «суетной и бесполезной» философией. Учение Аристотеля, по Г., содержит многочисленные пробелы, ошибки и противоречия; последователи же Аристотеля, отказавшись от исследования истины и полагаясь во всем на авторитет учителя, превратили философию в софистику. В своем главном труде «Система философии» (1658) Г. вслед за Эпикуром отстаивал положение о том, что Вселенная состоит из атомов и пустого пространства. Атомы, по мнению Г., различаются своими основными свойствами: величиной, фигурой и тяжестью. Человеческое знание о внешнем мире базируется на ощущениях: чувственные восприятия сами по себе никогда не бывают ложными. Врожденных душе принципов не существует. Счастье Г. понимал как удовольствие, связанное с телесным здоровьем и невозмутимостью ума; добродетели рассматривал как средства достижения счастья. В отличие от Эпикура, Г. отрицал бесконечность миров, признавал существование бестелесного Бога и бессмертной души, считал атомы сотворенными. Взгляды Г. оказали влияние на мировоззрение Р. Бойля, Мольера, С. Сирано де Бержерака.
Соч.:
Соч. Т. 1–2. M., 1966–1968; Opera omnia. V. 1–6. Florentiae, 1727. Лит.: Быховский, Б.Э. Гассенди. M., 1974; Bernier, F. Abrégé de la philosophie de mr. Gassendi. Lyon, 1676; Rochot, B. Les travaux de Gassendi sur Epicure et sur l’atomisme. P., 1944; Bloch, О.R. La philosophie de Gassendi. La Haye, 1971; Brundell, В. From Aristotelianism to a New Natural Philosophy. Dordrecht, 1987; Joy, L.S. Gassendi the Atomist. Cambridge, 1987. A.A. Кротов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ГАССЕНДИ Пьер
22. 1. 1592, Шантерсье, , близ Диня - 24. 10. 1655, Париж), франц. философ-материалист. Проф. философии в коллеже ЭксанПрованса, откуда за филос. убеждения был удален в 1623 иезуитами. С 1626 каноник, а затем настоятель собора в Дине. Г. занимался также астрономич. и математич. исследованиями. С 1645 Г. переселился в Париж, где был проф. математики Королев. коллежа. В Париже Г. встречался с Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Г. Гроцием, Т. Кампанеллой.
Первая филос. работа Г.- «Парадоксальные упражнения против аристотеликов» (изданная анонимно в 1624, рус. пер. 1968) - памфлет против схоластич. псевдоаристотелизма. Г. ставил задачу разработки философии на науч. основе, усматривая последнюю в атомистич. материализме Эпикура, приведенном в соответствие с открытиями естествознания. Осн. филос. труды Г.- «Свод философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) - были опубликованы лишь посмертно в 1658. «Свод философии» состоит из трех частей: «Логика», «Физика» и «Этика». В «Логике» Г. придерживается принципа материалистич. сенсуализма, служащего фундаментом его гносеологич. учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира, состоящего из многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Г., следуя эпикуреизму, рассматривает счастье как высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражд. добродетели, основанной на «благоразумии» - критерии блага. Философия Г. имела своеобразную форму учения о двойственной истине. Согласно Г., истина обнаруживается благодаря двум различным источникам света - доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и
разуме, освещающих естеств. явления, второй - на божеств. авторитете, освещающем явления сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Г. отступает от материалистич. учения Эпикура, «...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным предпосылкам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Г. от суровых нападок ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.

Источник: Советский философский словарь

ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (1592-1655)
французский философ и математик. В 1614 получил степень доктора теологии в Авиньонском университете, в 1616 - сан священника. Преподавал философию в г. Эксе (до 1622). С 1626 - каноник кафедрального собора в г. Дине. В 1645 приглашен профессором кафедры математики Королевского колледжа в Париже. Был дружен с Гоббсом и Кампанеллой, состоял в переписке с Галлилеем. Испытал влияние скептицизма. Выступал против Декарта, картезианства и господствовавшей в то время аристотелевско-схоластической картины мира. Извлек из забытия наследие античных материалистов и дал ему блестящую по эрудиции и глубине мысли интерпретацию, обновил эти учения современными ему достижениями науки и философии. Свою философскую систему Г. делил на три части: логику, физику и этику. Логику трактовал широко, как включающую в себя собственно логику, теорию познания и методологию. Понимал ее как науку о правилах, канонах, нормах, законах достоверного познания, необходимых для "врачевания духа" от "мрака невежества". Г. последовательный сенсуалист, рассматривающий идеи как результат умственной переработки данных чувств. Отсюда его критика схоластики и рационализма. Однако Г. допускал, что идея Бога мыслится на основе врожденной склонности разумной души. В целом рассматривал логику как условие физики. Физика строится им как натурфилософия на основе атомистики Эпикура. Все состоит из атомов, движение атомов задается силой, которой их наделил Бог. Наряду с атомами существует пустое пространство, без которого невозможно движение. Все тела - результат комбинаций атомов. Животные и человек суть тела, но они обладают чувственной душой как принципом движения организма. Чувственная душа материальна, состоит из атомов и умирает со смертью тела. Человек же наделен еще и разумной душой, созданной Богом, не материальной и бессмертной. Физика - центральное звено в концепции Г., но сам он рассматривает ее лишь как условие этики, исследующей вопросы о том, как следует жить в этом мире, чему содействует его познание. Этика при этом трактуется с позиций эвдемонизма. Основные произведения: "Парадоксальные упражнения против аристотеликов" (1624); "О жизни и нравах Эпикура" (1647); "Свод философии Эпикура" (1649); "Свод философии" (1658). Бейль охарактеризовал Г. как величайшего философа среди ученых и величайшего ученого среди философов своего времени.
Э.К. Дорошевич, В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

ГАССЕНДИ ПЬЕР

1592-1655) - выразитель антисхоластического сенсуализма и эпикуреизма Нового времени. По происхождению из крестьянской семьи, Гассенди окончил университет в Экс-ан-Провансе, но всю последующую жизнь был священнослужителем. Получил по тем временам широкое философское и научное образование, увлекался математикой и астрономией. Был знаком со многими интеллектуалами своего времени, в том числе и с кружком Мерсенна. Написал несколько философских трудов, в том числе против Декарта: «Возражение на "Метафизические размышления"«, и когда Декарт ответил на них, Гассенди написал новые «Возражения». Его перу принадлежат также «Парадоксальные упражнения против аристотеликов...», «Свод философии Эпикура». Самый важный труд Гассенди «Система философии».
В своих произведениях Гассенди активно выступает против схоластических философствований, которые ничего не дают. Отдавая должное глубине мышления Аристотеля, он подвергает критике его идеи, так как полагает, что значение Аристотеля преувеличено и что схоласты сделали из него идола.
Гассенди боролся против догматизма, считая, что опытно-дедуктивным путем мы достигаем относительных истин. Он защищает позиции сенсуализма: нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Для Гассенди лишь чувства - критерий истинности наших знаний, а рассудок - это опосредствующее звено между ощущениями. Заблуждение возникает тогда, когда рассудок действует неверно. Для Гассенди даже аналитическое положение (например, «целое больше части») является эмпирическим.
С этих позиций Гассенди выступал против рационализма Декарта, полагая, что Декарту не удалось доказать очевидность и самодостаточность человеческого ума. Он писал в «Новых возражениях на "Ответы"« Декарта: «Зная об уме только то, что он - мыслящая вещь, ты и подобен слепому, знающему о Солнце лишь то, что оно - вещь греющая» [Соч. М., 1968. Т. 2. С. 760].
Гассенди выступал против учения Картезия (Декарта) о врожденности идей. Он считал, что даже математические понятия имеют опытное происхождение, а ясность и отчетливость, на которые ссылался Декарт, чтобы показать врожденность геометрических аксиом, всего лишь заблуждение, так как со временем те идеи, которые сначала кажутся ясными, потом могут оказаться смутными.
Гассенди пытался возродить философию Эпикура. В этом своем стремлении он руководствовался в основном желанием реабилитировать эпикуреизм перед лицом христианства. Потому центральными в учении Гассенди являются его этические воззрения. Он считает, что зпикуровское учение о гедонизме неправильно истолковывали. Прежде всего это касается понятия удовольствия, которое следует понимать не как чувственное удовольствие, а как стремление к счастью. Главная добродетель, которой должен следовать человек,- это благоразумие. Отсюда вытекает основной вывод Гассенди: «Философия счастья - это не что иное, как философия здоровья» [Соч. М., 1966. Т. 1. С. 317]. Основным условием счастливой жизни Гассенди считает отсутствие страха смерти, полагая, что необходимо исходить из положения: смерть не может причинить страдания ни живым, ни мертвым.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ГАССЕНДИ ПЬЕР

Gassendi), Пьер (22 янв. 1592 – 24 окт. 1655) – франц. философ-материалист, работал также в области астрономии, математики, механики и истории науки. Священник, проф. теологии в Дине (с 1613), философии в Эксе (с 1616), математики в Королевском коллеже в Париже (с 1645). В лекциях и соч., за к-рые подвергался преследованиям со стороны иезуитов, Г. критиковал взгляды схоластов и искаженное схоластами учение Аристотеля, возрождал и пропагандировал атомистические воззрения и этику Эпикура, решительно возражал с позиций материалистич. сенсуализма против теории врожденных идей Декарта, обличал религ. мораль. По словам Маркса, Г. освободил Эпикура "от интердикта, наложенного на него отцами церкви и всем средневековьем..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 23). В философии Г. различаются физика, цель к-рой – достижение истины, и этика, или учение о счастье. Обеим частям предшествует логика: ее задача – установить признаки, отличающие истинное от ложного, показать пути, ведущие к познанию истины. Г. утверждал, что существуют лишь материальные атомы и пустота. Пространство бесконечно, несотворимо, неуничтожимо, неподвижно, бестелесно, проницаемо; оно есть бесконечная возможность наполнения. Время, как и пространство, никем не сотворено и не может быть уничтожено. В пространстве движутся атомы, обладающие внутр. стремлением к движению. Объясняя физич. явления естеств. причинами, Г. признавал, однако, в отличие от Эпикура, сотворение атомов богом. Число атомов хотя и громадно, но ограничено. Непоследовательность материализма Г. отразилась в его стремлении "...примирить свою католическую совесть со своим языческим знанием, Эпикура – с церковью" (там же). Пропаганда антич. атомистики, развернутая Г., его астрономич. наблюдения, труды по истории науки имели прогрессивное значение. По своим политич. воззрениям Г. примыкал к Бодену и высказывался за неогранич. монархию как лучший образ правления, если она не вырождается в тиранию. Соч.: Opera omnia, v. l–6, Lyon, 1658; Florentiae, 1727; Соч. в рус. пер. – Об истине и ее критериях. О чувственных критериях. Об атомах, в кн.: Деборин А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924, с. 181–92; Возражения Гассенди на учение Декарта о душе, в кн.: Столпнер Б. Г. и Юшкeвич П. С., История материализма (в произведениях его представителей и историков), ч. 1, М., 1926; Аристотелики напрасно лишили себя свободы философствования, "Вопр. философии", 1956, No 4. Лит.: История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Коньо Ж., Пьер Гассенди – возобновитель эпикуреизма, "Вопр. философии", 1956, No 3; Bernier F., Abr?g? de la philosophie de mr. Gassendi, Lyon, 1676; его же, Doutes sur quelques uns des principaux chapitres de son Abr?g? de la philosophie de Gassendi, P., 1681; Thomas P.-F., La philosophie de Gassendi, P., 1889; Brett G. S., The philosophy of Gassendi, L., 1908; Pendzig P., Pierre Gassendis Metaphysik und ihr Verh?ltnis zur scholastischen Philosophie, Bonn, 1908; его же, Die Ethik Gassendis und ihre Quellen, Bonn, 1910; Sortais G., La philosophie moderne depuis Bacon jusqu´? Leibniz. Е?tudes historiques, [v.] 1–2, P., 1920–22 (Имеется библиогр.); Humbert P., L´oeuvre astronomique de Gassendi, P., 1936; Hess G., Pierre Gassendi. Der franz?sische Sp?thumanismus und das Problem von Wissen und Glauben, Jena–Lpz., 1939; Rochot В., Les travaux de Gassendi sur ?picure et sur l´atomisme 1619–1658, P., 1944; Pierre Gassendi, 1592–1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955] (Список трудов Гассенди, с. 183–91); Gregory I., La polemica antimetaphisica di Gassendi, "Riv. critica di storia delia filosofia", 1959, anno 14, fasc. 2–3.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАССЕНДИ Пьер
22 января 1592, Шантерсье, Прованс — 24 октября 1655, Париж)—французский философ и ученый. Родился в крестьянской семье, закончил университет в Эксе. Был профессором философии в том же университете, затем профессором математики в Королевском парижском коллеже. С 1626 — каноник кафедрального собора в Дине. Находился под влиянием идей Коперника, Галилея и Эпикура, активно участвовал в научно-философской жизни Франции, полемизировал с Декартом. Будучи католическим священником, являлся главой кружка «либертенов» («свободомыслящих»).
Первое произведение — «Парадоксальные упражнения против аристотеликов, в которых потрясаются основы перипатетического учения и диалектики в целом и утверждаются новые взгляды, либо, казалось бы, устаревшие взгляды древних мыслителей» — вышло в свет в Гренобле в 1624 (рус. пер. 1968). В нем Гассенди опирается на учение Эпикура. В 1649 в Лионе он издает «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966), а спустя еще девять лет—свой основной труд «Система философии» (Syntagma Philosophiae, рус. пер. 1966). Следуя Эпикуру, Гассенди делил философию на логику, физику и этику.
Используя логику в борьбе против схоластов, Гассенди стремился следовать среднему пути между догматизмом, уверенным в постижении абсолютных истин, и скептицизмом, отрицающим всякие истины. В теории познания был последовательным сенсуалистом: чувства—единственный источник и критерий истинности или ложности наших знаний, а заблуждения возникают лишь в результате неправильных рассудочных суждений. Общие понятия существуют только в человеческом разуме, образуясь там в результате синтеза сходных признаков и устранения несходных. Гассенди отвергал учение Декарта о врожденных идеях.
Физика Гассенди представляет собой атомизм. Первоматерия сводится к ограниченному числу атомов, имеющих самые разнообразные внешние формы и обладающих такими свойствами, как плотность, неделимость, величина, вес, а также способность занимать определенное пространство и передвигаться. Для объяснения движения Гассеяди допускал наличие абсолютно пустого пространства. Пространство и время несотворимы и неуничтожимы. Именно Гассенди впервые ввел в научный оборот понятие молекулы (лат. «маленькая масса»), обозначив им определенное сочетание атомов.
Защищая Эпикура от нападок христианских богословов, Гассенди попытался реабилитировать центральное понятие его этики—удовольствие, понимая под ним стремление к счастью и утверждая, что оно есть благо само по себе. Основные добродетели—это благоразумие, при котором разум руководит волей, и необходимость довольствоваться малым. Всякая добродетель есть благо, поскольку она доставляет «безмятежность». Одно из условий счастливой жизни — отсутствие страха смерти, которая «не может причинять страдания ни живым, ни мертвым, ибо первых она не затрагивает, вторые же не существуют» (Соч., т. 1. M., 1966, с. 366).
Гассенди придерживался принципа «двух истин», т. е. идеи о взаимном невмешательстве философии (науки) и религии в дела друг друга, поскольку первая всегда опытна и рациональна, а вторая — иррациональна и не нуждается в доказательствах. Бог, сотворив атомы и движение, затем предоставил миру существовать по собственным законам. Душа — особо тонкая субстанция, бессмертна интеллектуальная душа, дарованная человеку Богом, а не чувственная, унаследованная им от родителей.
Учение Гассенди сыграло большую роль в реабилитации атомизма, оказав воздействие на физику Р. Бойля и И. Ньютона, философию П. Гольбаха. Этика Гассенди повлияла на движение «либертенов», к числу которых относились такие известные литераторы, как Сираиоде Бержерак, Мольер и Лафонтен. Гассенди написал немало трудов по истории науки, совершил ряд важных астрономических открытий и наблюдений (прохождение Меркурия по солнечному диску, открытие пяти новых спутников Юпитера и др.). Соч.: Opera omnia.v. l—6.Lugduni.l658;Co4.,T. 1—2. M., 1966—68. Лит.: Быковский Б. Э. Гассенди. M., 1974: Brett G. S. The philosophy olGassendi. L, 1908.
О. В. Суворов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
151.05 кб

Пьер Гассенди как историк философии

Дьяков Александр Владимирович
В статье преллагается оригинальный взглял на творчество Пьера Гассенди, рассматриваемого прежде всего как историк философии.