Никола Мальбранш

Найдено 8 описаний персоны Никола Мальбранш

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАЛЬБРАНШ Никола (1638— 1715)

фр. идеалист, сторонник окказионализма. Пытался с идеалистических позиций устранить дуализм в системе Декарта. В философии М. исключительная роль отводилась богу: он не только творит все существующее, но и содержит все существующее в себе; постоянное вмешательство бога — единственная причина всех изменений; нет никаких т. наз. “естественных причин” и “взаимодействий” между протяженной и мыслящей субстанциями. На идеалистических позициях стоит М. и в теории познания: человек познает вещи отнюдь не благодаря их воздействию на органы чувств; познание — это созерцание людьми идей всего существующего, источник же этих идей — бог. Гл. произв.— “О разыскании истины” (1674—75).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола

род. 6 авг. 1638, Париж - ум. 13 окт. 1715, там же) - франц. философ. Один из главных представителей контрреформаторской (несхоластической) католич. философии во Франции ("христианский Платон"), наряду с Гейлинксом - глава окказионализма). По Мальбраншу, внешние чувства не могут познать существа вещи. Полученные с их помощью восприятия, напр. восприятия цвета, твердости, вкуса и т. д., суть плоды нашего воображения. Достоверность (здесь Мальбранш рассуждает подобно Декарту) обеспечивают нам только законы чистого мышления, которые содержатся в математических понятиях и суждениях и в необходимости которых проявляется Бог. Вследствие этого мир и человек растворяются в Боге; все в Боге познается только посредством Бога, который оказывает влияние везде и всюду (см. Панентеизм). Осн. произв.: "De la recherche de la verite", 1674 (рус. пер. "Разыскание истины", тт. 1-2, СПБ, 1903-1906).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАЛЬБРАНШ Никола

6.8.1638, Париж, - 13.10.1715, там же), франц. философ-идеалист, гл. представитель окказионализма (наряду с А. Гейлинксом). В 1664 принял сан священника. М. стремился сочетать картезианство с августиновской традицией христ. философии. Осн. соч. - «Разыскания истины» (1674-75, рус. пер., т. 1-2, 1903-06).

Исходя из абс. разграничения протяженной материи и мыслящего духа, М. считал, что эти две субстанции не могут сами по себе воздействовать друг на друга в силу различия их природы. Такое воздействие осуществляется лишь при участии божеств. воли. М. различал четыре пути познания соответственно его объектам: через посредство самих вещей (познание бытия бога); через идеи вещей (познание материальных тел); через внутр. чувство (познание собств. души); по аналогии (познание душ др. людей и чистых духов). Ясное и отчетливое знание человек может иметь только о материальных телах. Знания человека о своей душе, душах других людей и о боге смутны и неопределенны - это область веры, а не разума. В понимании природы идей М. близок к платонизму. Созерцая идеи, человек видит их в боге. В противоположность Спинозе, для М. не бог существует в мире, а мир в боге.

Идеализм М. был подвергнут критике с позиций сенсуализма и материализма Локком и франц. просветителями 18 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МАЛЬБРАНШ Никола

6 августа 1638, Париж — 13 октября 1715, Париж) — французский философ, главный представитель окказионализма. Получив домашнее образование, изучал затем теологию в Сорбонне. В 1664 принял сан священника. Основные сочинения: «О разыскании истины» («De la recherche de la verite», 1674—75, рус. пер. т. 1—2, 1903—06), «Христианские размышления» («Meditations chretiennes», 1683), «Беседы о метафизике» («Entretiens sur la metaphysique», 1688). Мальбранш стремился соединить основные идеи картезианства с учением Августина. В онтологии вслед за Декартом исходил из различения двух субстанций — мыслящего духа и протяженной материи. Вследствие абсолютной независимости и разнородности этих субстанций их действие друг на друга невозможно; причиной связи души и тела в человеке, по Мальбраншу, может быть только Бог. В то время как Бог — общая и единственная истинная причина, обладающая способностью двигать тела, имеется и бесконечное множество частных причин — это причины естественные, или окказиональные. Естественные причины — только повод для проявления божественной воли. В основе гносеологии Мальбранша — учение о видении всех вещей в Боге. Человеческая душа не может непосредственно познавать материю (в силу разнородности двух субстанций). В то же время в Боге с необходимостью имеются идеи всех сотворенных Им существ. Поэтому познание внешних тел возможно для человека лишь через созерцание их идей в Боге. Мальбранш признавал 4 способа познания: непосредственное (знание о Боге); познание вещей через их идеи (знание о материальных телах); через внутреннее чувство (знание собственной души); по аналогии (знание чистых духов и душ других людей). Идеи Мальбранша оказали влияние на Лейбница, Беркли, Юма. Соч.: Oeuvres completes, v. 1—20. Р., 1958—67. Лит.; Ершов M. ff. Проблема богопознания в философии Мальбранша. Казань, 914;01/e-Laprunei. La Philosophie de Malebranche, t. l— 2. P., 1870; GueroultM. Malebranche, t. 1-3. P., 1955-59; Atquie F. Le cartesianisme de Malebranche. P., 1974; McCracken C. J. Malebranche and British philosophy. Oxf., 1983.

А. А. Кротов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Никола Мальбранш (1638-1715)

главный представитель окказионализма, получившего свое развитие на основе идей картезианства. Основные произведения Мальбранша: "Разыскание истины" (1675), "Беседы о метафизике и о религии" (1688). Возникновение окказионализма обязано дуалистической неопределенности Декарта в решении психофизической проблемы. Исходное положение окказионализма: материальная и духовная субстанции сами по себе не могут воздействовать друг на друга в силу своей абсолютной независимости. Но все-таки такое взаимодействие происходит, значит, оно зависит от Бога, только при участии божественной воли происходит взаимодействие духовных и материальных явлении. Бог - единственная причина этого взаимодействия. Таким образом, если Декарт сводил роль Бога к минимуму и склонялся к деизму, то Мальбранш, напротив, максимилизирует роль Бога, возвращаясь к августианскому пониманию Божеской воли в жизнедеятельности человека. Мальбранш отрицал существование объективных причинных связей между вещами, так как полагал, что духовная движущая сила тех не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное как воля Божья. "Единственная причина, - писал он в "Разыскании истины" - не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение Творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае". В этих словах сформулирована своего рода "философия случайности" (отсюда название этого течения - окказионализм - учения о случайности), при которой развитие мира не имеет своей самостоятельности, а целиком зависит от Бога Отсюда следует и главный гносеологический вывод Мальбранша. познание вещей - это всего лишь наше "видение их в Боге". В то же время Мальбранш сохраняет основные исходные установки Декарта: рационалистическое требование ясности как критерия истинности. Чувственные представления подтверждают существование вещей, но свойства вещей мы познаем посредством идей. Вещи мы воспринимаем ясно и отчетливо, но это свидетельствует лишь об истинности божественных идей, которые отражаются в вещах. Мальбранш защищал в основном пантеизм, в силу чего его книги трижды вносились католической церковью в "Индекс запрещенных книг".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь философских персоналий

Мальбранш Никола

1638- 1715) французский философ, главный представитель окказионализма, получившего свое развитие на основе идей картезианства.

Основные произведения Мальбранша: «Разыскание истины» (1675), «Беседы о метафизике и о религии» (1688).

Своим возникновением окказионализм обязан дуалистической неопределенности Декарта в решении психофизической проблемы. Исходное положение окказионализма: материальная и духовная субстанции сами по себе не могут воздействовать друг на друга в силу своей абсолютной независимости. Но все-таки такое взаимодействие происходит, значит, оно зависит от Бога, только при участии божественной воли происходит взаимодействие духовных и материальных явлений. Бог - единственная причина этого взаимодействия.

Таким образом, если Декарт сводил роль Бога к минимуму и склонялся к деизму, то Мальбранш, напротив, максимизирует роль Бога, возвращаясь к августинианскому пониманию Божьей воли в жизнедеятельности человека.

Мальбранш отрицал существование объективных причинных связей между вещами, так как полагал, что их духовная движущая сила не находится в движущихся телах, ибо эта движущая сила не что иное, как воля Божья. «Единственная причина, - писал он в «Разыскании истины», - не есть реальная и истинная причина, а причина случайная, определяющая решение Творца природы действовать тем или иным образом в том или ином случае». В этих словах сформулирована своего рода «философия случайности» (отсюда название этого течения - окказионализм - учения о случайности), при которой развитие мира не имеет своей самостоятельности, а целиком зависит от Бога.

Отсюда следует и главный гносеологический вывод Мальбранша: познание вещей - это всего лишь наше «видение их в Боге». В то же время Мальбранш сохраняет основные исходные установки Декарта: рационалистическое требование ясности как критерия истинности. Чувственные представления подтверждают существование вещей, но свойства вещей мы познаем посредством идей. Вещи мы воспринимаем ясно и отчетливо, но это свидетельствует лишь об истинности божественных идей, которые отражаются в вещах. Мальбранш защищал в основном пантеизм, в силу чего его книги трижды вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

МАЛЬБРАНШ Никола (1638- 1715)

французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной, или причиной волевого акта, следует понимать не что иное, как лишь "повод" для истинно "действующей" причины, т.е. Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом, взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Декарта М. дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах. В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что, созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. "Все существует в Боге", "Бог есть место духов" - эти и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им "материальных творений" придавало его учению пантеистическую окраску ("Бог находится повсюду в мире"). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 ". идеи М. были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

МАЛЬБРАНШ (Ма1еbrаnсhе) Никола (1638-1715)

французский философ, главный представитель окказионализма. Основные произведения: "О разыскании истины" (1675), "Христианские размышления" (1683), "Беседы о метафизике" (1688) и др. Отправным пунктом учения М. стала неспособность картезианского дуализма объяснить проблему взаимодействия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуиция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозможность взаимодействия души и тела в силу их абсолютного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной или причиной волевого акта следует понимать не что иное, как лишь "повод" для истинно "действующей" причины, т.е. Бога, с помощью которого только и возможно такое взаимодействие. Таким образом взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерывного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической интерпретации основных идей Картезия М. дошел до утверждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; познание своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге, являются все же областью веры, а не разума, поэтому к ним не могут быть применены критерии ясности и отчетливости, как это возможно в знании о материальных вещах. В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что созерцая последние, человек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир в Боге. "Все существует в Боге", "Бог есть место духов" - эти, и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им "материальных творений" придавало его учению пантеистическую окраску ("Бог находится повсюду в мире"). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., направив их на отрицание материальности как таковой. В 18 в. идеи М. были подвергнуты резкой критике со стороны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.

Т.Г. Румянцева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь