Никколо Макиавелли

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАКИАВЕЛЛИ, НИККОЛО

знаменитый писатель-политик начала XVI в. Маккиавелли считается основоположником науки о политике. Идеалом Маккиавелли была централизованная абсолютная монархия. Маккиавелли оправдывал всякие средства для достижения определенных политических целей. /Т. 13/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
итальянский политический мыслитель, общественный деятель. Разработал концепцию буржуазного государства с позиций философии права и этики, основанных на принципах индивидуализма. Признавал необходимость насилия как инструмента обуздания царящего в обществе эгоизма. Подчеркивал независимость политической деятельности от нравственных норм.
Даты жизни. Родился 3.5.1469 во Флоренции. Участвовал в борьбе с режимом Медичи во Флоренции. Был сторонником демократического республиканского строя и создания единой Италии. С 1512 находился под домашним арестом. Умер 22.6.1527 во Флоренции.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Макиавелли, Никколо (1469—1527)

итал. мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Об-во, учил М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе развития истории лежат “материальный интерес” и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного национального государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавлять народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих целей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Историческая заслуга М., по словам Маркса, состоит в том, что он одним из первых стал рассматривать государство человеческими глазами и выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии (Т. 1. С. 111). Осн. труд — “Государь” (1532).

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо
род. 3 мая 1469, Флоренция - ум. 22 июня 1527, там же) - итал. политический деятель и историк. Известен как автор "Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio" (1531; "Государь и рассуждения на первую декаду Тита Ливия", СПБ, 1869, или "Князь", см. "Сочинения", "Academia", 1934). В этом соч. он под влиянием впечатления от произв. Ливия разрабатывает правила политического поведения и превозносит этику и мощь гордой дохрист. Римской империи. Известна и др. его работа - "II principe" (1532), - где он характеризует самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать соответствующие средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе (см. Государственный интерес). Отсюда термин "макиавеллизм" для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Макиавелли, Никколо

1469-1527) - самый известный политический философ Европы, вплоть до сегодняшнего времени. Его работы и поныне актуальны. В своих основных произведениях: («Государь», «История Флоренции», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия») обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политической сферы. Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек обладает рядом качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый «культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат. Религия и мораль - это только инструменты политики, но жить государство по правилам религии и морали не может. Цель оправдывает средства, поэтому в политике допустимы жестокость и насилие. «Макиавелизм» - термин для определения беззастенчивой политики, которая добивается своих целей, пренебрегая нормами морали.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
итальянский политический деятель и историк; р. 3.5. 1469 (Флоренция) — ум. 22. 6. 1527 (там же); известен как автор «Discorsi sopra la prima decade di Tito Livio» (1531, нем. изд. 1922, изд. Цорна, 1977, Kröners Taschenausgabe, Bd. 377; рус. пер.: Рассуждения на I декаду Тита Ливия, 1869), в этом сочинении он под влиянием впечатления от произведений Тита Ливия разрабатывает правила политического поведения и превозносит этику и мощь гордой дохристианской Римской империи. Известно и другое его произведение — «Il principe» (1532, нем. изд., 1714, 1955, Kröners Taschenausgabe. Bd. 235; рус. пер.: Государь, 1869, Князь, 1934); в нем он характеризует национальную самостоятельность, величие и мощь государства как идеала, для достижения которого политики должны использовать соответствующие средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе (см. Государственный интерес). Собр. соч.: Opere, 8 vol, 1960—1965 (на рус. яз.: История Флоренции, 1973; Избр. соч., 1982).
Friedrich d. Große, Anti-М., 1740 (frz.), dt. (anonym) 1741; M. Kemmerich. M., 1925; K. Vorländer. Von M. bis Lenin. Neuzeitl. Staatsu. Gesellschaftstheorien, 1926; H. Freyer.
М., 1938; U. Spirito. М. е Guicciardini. Roma, 1944; М. Brion. М. Genie et destinée. Paris, 1948; M. Joly. Gespräche in der Unterwelt zwischen M. u. Montesquieu, 1948; E. Barincou. M. par lui-même. Paris, 1957; K. Kluxen. Politik u. menschl. Existenz bei M., 1967; C. Lefort. Le travail de Г oeuvre. M., Paris, 1972; M. Buck. M., 1985; Q. Skinner. M. zur Einf., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Макиавелли, Никколо

государственный деятель, итальянский писатель и политический теоретик (Флоренция, 1469 — там же, 1527). Рожденный в благородной, но бедной семье, к 30 годам Макиавелли стал секретарем второй канцелярии Флорентийской республики. До 1512 г. выполняет многочисленные дипломатические поручения при папском дворе, где правит Цезарь Борджиа, при французском дворе, где правит Людовик XII, при дворе императора Максимилиана I. Эти поручения дали ему возможность наблюдать нравы двора, деятельность правительств. Так постепенно выковывается его политическая мысль. В своем главном произведении — «Государь» (1513) он описывает, как полагают, Цезаря Борджиа — образец трезвого правителя, волевого и, что особенно важно, лишенного щепетильности, непреклонно осуществляющего свои замыслы, каковы бы ни были цели для их исполнения. Однако позднее образ самого Макиавелли стали странным образом отождествлять с его «отвратительным героем» — Цезарем Борджиа; его даже обвинят в том, что именно он посоветовал Екатерине Медичи устроить Варфоломеевскую ночь — отсюда выражение «макиавеллизм». В действительности автор отнюдь не был «мажордомом дьявола», он просто был озабочен спасением своей родины — республиканской или нет: высшим законом было для него «благо государства», хотя «Речи о первой декаде Тита Ливия» (1513-1519) четко выражают позицию сторонника республиканского и демократического правления. Макиавелли не разрабатывал ни общую историческую теорию, ни прославлял двурушничество правителей. Он прежде всего наблюдатель и писатель, довольно точно описавший нравы современного ему правительства. Кроме всего прочего, им написаны: «О способе подавления народного восстания в Валь де Чиана» (1504), «Рапорт о положении дел в Германии» (написан в 1508 г., опубликован в 1532 г.), «История Флоренции» (1521-1525), а также ряд писем и литературных произведений.

Источник: Философский словарь

Макиавелли, Никколо (Machiavelli)

итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1520), "История Флоренции" (начата в 1520) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.н. "высшие государственные интересы". Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". При этом М. призывал уделять особое внимание "общему благу" - общенациональным интересам - ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый институт: "Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание - хорошими законами, а хорошие законы - теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются". После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Воден. В 1546 среди "отцов" Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что "Государь" написан рукой Сатаны". В 1559 все сочинения М. были включены в первый "Индекс запрещенных книг". М. писал: "Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно".
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
(1469 - 1527) - представитель социальной философии итальянского Возрождения. Родился во Флоренции в семье образованного юриста среднего достатка. Решающее влияние на его мировоззрение оказала античная литература по истории и философии, гуманисты Возрождения. Республиканец, противник всевластия римской церкви. Макиавелли в 30 лет избирается секретарем Синьории - самоуправления городской республики Флоренция. На этом посту он служит 14 лег. В 1512 г. испанцы восстанавливают тиранию банкирского дома Медичи. Макиавелли отправляют в ссылку. Последние 15 лет жизни он проводит в небольшом родовом имении под Флоренцией, здесь создает основные работы: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции)).
Многие современники восприняли «Государя» как апологию политического насилия и тирании. С тех пор Макиавелли по неизжитой и сегодня традиции считают творцом макиавеллизма - учения о том, что в политике цель оправдывает средства. Макиавелли действительно утверждал, что приемлема любая политика, даже вероломная, если она служит упрочению государства. Успех такой политики обеспечивает сильная власть, а сильной она является тогда, когда сосредоточена в руках одного правителя. В раздробленной междоусобицами Италии доктрина Макиавелли была выражением политического реализма и одновременно, как это ни парадоксально, политического идеализма Макиавелли. Он мечтал об объединенной Италии, защищал единовластие во имя конечного торжества эаконовластия. Его идеал - республиканский, а не императорский Рим. Об этом его «Размышления...». Об этом и его «История Флоренции». ЛЮДИ, говорит он, делают свою историю, руководствуясь присущим им от природы эгоизмом. Частные интересы движут ими, а главный среди них - интерес к приобретению богатства. Ради этого они объединяются друг против Друга, а борьба партий определяет судьбу государства. История - это с необходимостью совершающийся процесс возвышения и падения государства. Это процесс не фатально предопределенный. В историк многое зависит от «доблести» человека, его умения трезво оценить силу обстоятельств и либо приспособиться к ним, либо подчинить их собственной воле. Доблесть отличает тех, кто стремится к пользе и выгоде государства. Сильный правитель не будет действовать вопреки мнению и воле народа, ибо народ мудрее правителя. Политика несовместима с морализированием, считает Макиавелли. Но это не проповедь политического аморализма, а убеждение в том, что история сообразуется не с велениями совести, а с объективными законами и политическим разумом.

Источник: Краткий философский словарь 2004

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
3.5.1469, Флоренция, - 22.6.1527, там же), итал. обществ. деятель, политич. мыслитель, историк, воен. теоретик. Происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В период республики М. активно занимался политич. деятельностью, в течение 14 лет бессменно занимая место секретаря Совета десяти (1498-1512), выполнял важные дипломатич. поручения. После политич. переворота, к-рый вернул власть семье Медичи, М. был заподозрен в участии в антиправительств. заговоре, отстранен от дел и затем выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большую часть своих произведений.
В политич. трактатах М. дано теоретич. описание гос-ва с позиций бурж. идеологии, выдвинут «... постулат самостоятельной трактовки политики», «...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» и религии (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 314). Гос-во признается М. высшим проявлением человеч. духа, а служение гос-ву - целью, смыслом и счастьем человеч. жизни. Разделяя традиц. христ. представление об изначальном зле человеч. природы, М. отводит воспитат. функции не церкви (что было нормой ср.-век. миросозерцания), а гос-ву. Почти на полтора века раньше Гоббса М. обосновывал необходимость гос-ва эгоистич. природой человека и потребностью ее насильств. обуздания.
Политич. идеал М. - Рим. республика, в к-рой он видел воплощение идеи сильного гос-ва, умеющего сохранять внутр. порядок и распространять влияние на др. народы. М. описывал строй др.-рим. гос-ва с т. зр. искреннего республиканца, приверженца демократии. Он считал, что республика - лучшая форма правления, т. к. каждого делает ответственным за судьбу гос-ва. Но респ. форма правления не всегда возможна; нельзя сохранить свободные политич. учреждения, если в народе не развиты гражд. добродетели. Рим. республика достигла могущества потому, что сумела воспитать респ. дух в pим. народе. В трактате «Рассуждения на I декаду Тита Ливия» М. на историч. примерах разъясняет отношение римлян к гос-ву и пытается внушить его своим современникам.
М. противопоставляет величие Др. Рима упадку совр. ему Италии, к-рый он связывает с влиянием католич. церкви. Пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, церковь расшатала устои светской государственности и ослабила в людях стремление к служению гос-ву. В самом известном трактате М. «Государь» («II Principe», 1532) описываются способы создания сильного гос-ва в условиях, когда в народе не развиты гражд. добродетели. М. считает, что все средства дозволены для достижения политич. целей. Выступая как частное лицо, государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе гос-ва. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политич. целей.

Источник: Советский философский словарь

Макиавелли, Никколо

1469-1527) - итал. мыслитель, государственный деятель, историк, писатель. М. одним из первых среди буржуазных мыслителей подошел к занимавшим его политико-социальным проблемам, опираясь, по словам К. Маркса, на разум и опыт, а не на теологию. Он считал, что в истории действуют законополагающие силы (судьба, фортуна), но в то же время она арена деяний человека, его разума и свободней воли. Залог успеха - согласие образа действий людей и реального хода вещей, т. е. судьбы, к-рую (чтобы подчинить себе) надо «бить и толкать». М. связывает деятельность индивида со столкновением общественных группировок, говорит даже о борьбе имущих и неимущих классов, объясняя ею конкретное социально-экономическое состояние различных слоев населения, происхождение ми. политических установлений. В этом смысле он отделяет теоретический анализ политики от морали. М. знал лишь санкционированную церковью теологическую этику и мораль. Он видел, что последняя бессодержательна и почти нигде не соблюдается, что высшие слои об-ва, особенно духовенство, папский двор, погрязли в пороках. К тому же она парализует волю, культивирует страдания, игнорирует реальные (гл. обр. имущественные) интересы, т. е. основу жизни народов. Мораль, разрывающая действительное и должное, обычно приводит, по мнению М., человека к неудаче: тот, кто «хотел бы творить одно только добро, неминуемо погибнет среди стольких чуждых добру». Люди склонны ко злу, и только необходимость приводит их к добродетели. Эта необходимость раскрывает себя как основанная на силе власть. В совр. ему условиях, полагает М., для решения национальной задачи -создания на месте раздробленной Италии свободного, могучего и независимого государства (а это было его заветной целью) - возможны любые средства. Добродетелен человек, для к-рого нет ничего выше блага родины, ради нее дозволено решительно все. «Родину надо защищать средствами славными или позорными, - писал М., выражая т. зр. стремившейся к национальному объединению итал. буржуазии, - лишь бы защищать ее хорошо». Он, по словам Гегеля, «руководясь высоким сознанием необходимости формирования государства, формулировал те правила, соответственно которым должны были образоваться государства при обстоятельствах того времени». Подобная постановка вопроса вела к противопоставлению морали и политики (что с необходимостью порождается условиями классового, особенно буржуазного, об-ва), а в дальнейшем к обоснованию принципов и действий в политике, получивших название макиавеллизма, к-рый нельзя отождествлять с воззрениями М. Ведь он верил, что в идеале наступает соответствие целей и средств, видел свой долг в том, чтобы учить молодежь добру, призывал ее избегать пороков, звал к труду, именуя дворян бездельниками. Хотя М. н считал, что добрые порядки (имея в виду прежде всего буржуазную республику) делают людей счастливыми, в его учении отсутствует мысль о гармонии общего и отдельного интересов. а индивид приносится в жертву государству. Осн. этические идеи М. изложены в соч. «Государь» (1513, изд. 1532).

Источник: Словарь по этике

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
(1469–1527) – представитель итальянского Возрождения, мыслитель, политический деятель, развивавший идеи сильной государственной власти. Основные сочинения: «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции».
Человек для М. – индивидуалист, более того, неисправимый эгоист, лицемерный, трусливый и жадный. Известно высказывание М.: люди скорее простят вам смерть собственного отца, чем потерю имущества. Каждым человеком, группами людей правит частный интерес. Только на основе совпадения своих интересов люди и могут объединяться. Реализация интереса возможна только с помощью воли. Воля – основа человеческой активности, человек – не созерцательное, но деятельное существо. Воля, направляемая интеллектом и стимулирующая достижение больших целей, рассматривается М. как особое моральное качество – «доблесть». Христианство с его «пассивностью», созерцательностью, проповедью ухода от активной общественной жизни мешает эффективным социальным преобразованиям, не говоря уже о продажности служителей церкви. Церковь как политическая сила должна уйти с общественной арены. Но обновленная религия может стать одним из стимулов человеческой доблести, поэтому необходимо «дополнить» христианство языческими культами, даже ввести ритуальные жертвоприношения.
Развивая идеи Пико делла Мирандолы, М. рисует картину неограниченного развертывания человеческих возможностей на общественном поприще. Понятие Фортуны, судьбы занимает важное место в его воззрениях. Фортуна Ренессанса – это не слепой и неумолимый рок античности. Фортуна – это скорее «судьба-случай», а не «судьба-необходимость». Ее можно обыграть, обмануть: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим». Фортуна – «подруга молодых», ибо они способны ее укротить.
Все люди эгоистичны, но степень их дерзости, активности различна. Большинству недоступны великие замыслы, волевые усилия, доблесть. Только в рамках сильного государства такие эгоисты смогут сосуществовать, не уничтожая друг друга. М. развивает идеи государства как человеческого соглашения, «общественного договора». Основа государственности – сила. Во главе государства должен стоять человек, чья «доблесть» максимальна, он не должен требовать любви, он должен внушать страх, не вызывая при этом ненависти народной. «Новый» государь хитер как лис и силен как лев; это человек, в котором эгоизм «частный» вырос до масштабов всенародного интереса. Единое национальное государство – идеал М. Государь – воплощение государственного «блага», поэтому он имеет право «не чураться зла» при достижении великих целей, национальных интересов. Оптимальным для М. является государство. в котором смешаны «три правительственных начала» – монархическое, аристократическое, демократическое. М. стремился отделить сферу политической деятельности от философско-теологических спекуляций, он сторонник политического реализма. Одновременно в работах М. можно обнаружить идеи, служащие основой будущих теорий манипуляции массовым сознанием.

Источник: Краткий философский словарь.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
(1469— 1527) — итал. гос. деятель, полит. мыслитель, писатель и историк. Происходил из обедневшей патрицианской семьи. В 1498—1512 гг. — канцлер-секретарь Совета Флорентийской республики. После ее падения М. был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и отправлен в ссылку. С 1520 г. — историограф и советник кардинала Дж.Медичи (впоследствии — Папа Римский Климент VII). В 1526 г. участвовал в неудачной военной кампании Климента VII против императора Священной Рим. империи Карла V. Осн. соч.: «Государь» («Князь») (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516—17), «О военном искусстве» (1519—21), «История Флоренции» (1520—25). По М., гос-во — это полит. состояние об-ва, выражающее отношения господства и подчинения, к-рые складываются между правителями и подданными; оно явл. высшим проявлением чел. духа. Гос-во вызывается к жизни потребностями человека в безопасности и защите частной собственности. М. первым применил термин «stato», к-рый позволяет отличать гос-во от формы правления, страны, или органа, осуществляющего верховную власть. Он выделял три правильные формы правления — монархия, аристократия, демократия — и три неправильные — тирания, олигархия, лицензия (вседозволенность, распущенность). Источником развития гос-ва и фактором, определяющим выбор формы правления, явл. борьба народа и знати. По М., республика предпочтительнее монархии во всех случаях, кроме тех когда надо ввести новые порядки и законы. Но республиканская форма правления возможна только там, где в народе развиты гражд. добродетели. Наилучшей формой правления М. считал умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Народ явл. более надежной опорой власти правителя, нежели знать. Для поддержания стабильного гос. устройства следует использовать религию. М. сформулировал принципы полит. деятельности: 1) правитель должен быть скорее скуп, нежели щедр; 2) государь должен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили; 3) важно, чтобы правитель не испытывал ненависти подданных и не наживал себе внутр. врагов; 4) государь должен избегать презрения подданных; 5) свое слово государь должен держать только тогда, когда ему это выгодно; 6) правитель должен обладать силой льва и хитростью лисицы; 7) государь должен заботиться о том, какое он производит впечатление; 8) мудрый правитель имеет и мудрых советников. В политике верховный з-н есть общее благо, но для спасения народа иногда приходится употреблять и такие средства, к-рые не оправдываются моралью. Соч.: Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1996; Государь. М.; Харьков, 1998. Лит.: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н. История политических и правовых учений: от Античности до Нового времени. Нижневартовск, 2007; Моэм С. Жизнь Никколо Макиавелли. СПб., 1993; Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (Античность — первая четверть XIX в.). М., 2001; Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАКИАВЕЛЛИ Никколо
3 мая 1469, Флоренция — 22 июня 1527, там же) — итальянский политический писатель, историк, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале. Независимый в своих гражданских симпатиях и политических взглядах, Макиавелли не был сторонником Медичи, не стал он и приверженцем Савонаролы. После его падения в 1498 Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретарем Второй канцелярии, а позже — Совета Десяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял поручения флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке в последующем собственных политических и социальных концепций. В 1512 во Флоренции реставрирована власть Медичи; Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и на год выслан из города. В начале 1513 он по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке. Вскоре, однако, был амнистирован и отправлен в свое именьице в СантАндреа. Здесь он начал работу над «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» (1531), в конце того же года был создан трактат «Государь» (1532), обессмертивший его имя. Провозглашая в нем в качестве нормы политического действия принцип «цель оправдывает средства», Макиавелли считал при этом, что подлинной целью «нового государя» не может быть частный, сугубо личный интерес, но только «общее благо» и прежде всего объединение Италии в сильное национальное государство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия», завершенных, по-видимому, в 1516, Макиавелли доказывал преимущества и прочность республиканского образа правления. Здесь же примерами из истории Древнего Рима он обосновывал мысль о благотворности социальной борьбы для утверждения народной свободы и могущества государства. Возникновение же самого государства, а также права, морали и даже религии он объяснял потребностями защиты людей от враждебных им сил природы и друг от друга, пользой для их совместной жизни. Руководствуясь критерием пользы, с позиций итальянского патриота он подвергал критике католическую религию, не воспитывавшую в людях гражданские доблести и любовь к отечеству, обвинял папство, сделавшее невозможным государственное объединение Италии.
В последующие годы Макиавелли написал поэму «Золотой осел» (1549), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» (1549), комедию «Мандрагора» (1524), трактат «О военном искусстве», «Жизнь Каструччо Кастракани изЛукки» (1532). В 1520 Макиавелли начал писать «Историю Флоренции» (1532), положив в ее основу концепцию циклического развития и смены различных государственных форм под влиянием постоянно происходящей борьбы интересов, конфликтов общественных групп. Долгое время ему не удавалось вернуться к активной политической деятельности. Только в 1526 он был привлечен для организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла У Однако его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики весной 1527 была отклонена Большим Советом. Макиавелли оказал огромное влияние на последующее развитие социально-политической мысли в Европе.
Соч.: Opere, Mil., vol. 1—8, 1961—65.; в рус. пер.: История Флоренции. Л., 1973; Избр. соч. М.. 1982.
Лит.: Ви.иари П. Макиавелли и его время. СПб., 1914; Юсим Этика Макиавелли. М., 1990; Gilbert F. Niccolo Machiavelli e la vita culturale del suo tempo. Bologna, 1964. См. также лит. к ст. «Государь».
О. Ф. Кудрявцев

Источник: Новая философская энциклопедия

Никколо Макиавелли (1469-1527)
один из первых идеологов эпохи Ренессанса, которые излагали новые воззрения на развитие общества и государства. В своих произведениях "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" и "Государь" Макиавелли стремился обосновать новый подход к пониманию государства и государственной деятельности с позиций этической природы человека. Он занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство своих произведений написал после ареста в период высылки в свое поместье, когда свершилась реставрация Медичи в 1512 г., противником которых он был. Это был человек действия, говоривший: "Сначала жить, потом философствовать". В своих произведениях Макиавелли представил развернутую концепцию человека. Прежде всего, он считал, что человеком движет личный интерес, проявления которого чрезвычайно разнообразны, в том числе и стремление сохранить свое имущество, собственность. Он писал в "Государе": "Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". Таким образом, он описал принципы, определяющие природу человека, сущность которой состоит в основном в эгоизме. Примеры для своей концепции брал из жизни окружавших его итальянских городов. Исходя из этой этической доктрины Макиавелли строит свою концепцию государственной организации, которая, по его замыслу, должна противодействовать человеческому эгоизму, осуществляя государственное насилие. Макиавелли выступил активным противником той созерцательности, которая была характерна для Средневековья, и таким образом стал еще одним выразителем гуманистической активности Ренессанса. В теории государства у него не находилось места для церкви и религии. Хотя он и признавал необходимость религии для народных масс, но выступал против католической религии, которая, по его мнению, изжила себя. Все эти положения нашли свое выражение в так называемой концепции фортуны, под которой он понимал объективную закономерность общественного развития. Макиавелли вычленяет разные стороны этой проблемы и пытается провести определенное соотношение между необходимостью и свободной волей человека. Он пишет, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим" [Избр. соч. С. 111-112]. Поэтому говоря о фортуне, Макиавелли также подчеркивает необходимость активных действий человека: лучше быть смелым, чем осторожным, но при этом деятельность должна направляться трезвым умом и волей, стремящейся к определенной цели, естественно, высокой и благородной. Все это Макиавелли называет вирту - доблестью. Полная реализация вирту - дело почти неосуществимое, его добивались лишь немногие выдающиеся люди. Большинство же людей выбирают средние пути, которые часто губительны. Но при этом необходимо учитывать особенности времени, в котором живет личность, и если последняя считается с особенностями времени, то достигает многого. В понятии " вирту" отразились те моральные требования к поведению личности, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человек стал цениться очень высоко. Создание произведения "Государь" связано с конкретной политической историей Флоренции и Италии, раздробленной и слабой по сравнению с окружающими ее соседями. Поэтому Макиавелли считал, что требуется государь, способный объединить Италию и создать республику. Образцом такого государственного деятеля Микиавелли взял Чезаре Борджиа, известного своим аморализмом и предательством. В "Государе" Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости и не чураться зла. Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли любое насилие можно оправдать во имя государственного блага. Однако было бы неправильно представлять Макиавелли проповедником вероломства и насилия. Он был прежде всего сыном своего времени, гуманистом. Его теория, концепция, взгляды - это отражение политической ситуации той эпохи. Сам Макиавелли ни в коей мере не оправдывал ни насилие, ни аморализм в политике. Наоборот, он считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, что глас народа - глас Божий, что государь должен быть гибким. Если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. Он подчеркивал, что насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика, хотя республиканская форма правления не всегда возможна, если в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения высших целей, по мнению Макиавелли, и возможны ситуации, когда все средства хороши для достижения политических целей. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали, но если государственные интересы требуют действий, которые пренебрегают требованиями нравственности, то можно пойти на это.

Источник: Краткий словарь философских персоналий

Никколо Макиавелли
(1469–1527)
«Сначала жить, потом философствовать!»
Жизнь. Сын скромного флорентийского юриста, Макиавелли не получил в юности классического образования, хотя, самостоятельно выучив латинский язык, ознакомился со многими трудами античных авторов. Особенно интересовали его книги греческих и римских историков. Размышления на эту тему и сформировали его основной интерес к социальнополитической проблематике, которой он занимался до конца своей жизни. Безусловную роль в этом сыграла и профессия Никколо: начав государственную службу простым работником в республиканской канцелярии, он со временем становится секретарем «Комиссии десяти» – органа, фактически управлявшего Флорентийской Республикой. Длительное время находясь на этом посту, Макиавелли выполнял разнообразные дипломатические и политические поручения, что было связано с постоянными путешествиями в различные страны и города. Это дало ему возможность наблюдать напряженное биение политической жизни. Поэтому впоследствии сам Макиавелли любил повторять древнюю поговорку, ставшую его жизненным девизом: «Сначала жить, потом философствовать».
«Государь». Нетрудно догадаться, что в случае Макиавелли речь пойдет о совершенно новом явлении в европейской мысли эпохи Возрождения – о политической философии. Правда, отдельные элементы ее мы можем найти уже у Платона и Аристотеля, но в таком полном, углубленном и развитом виде она появляется лишь у Макиавелли. Из наиболее ярких работ на эту тему можно выделить знаменитого «Государя», написанного Макиавелли в зрелом возрасте и опубликованного пять лет спустя после его смерти. В этой работе дана полная картина политической стратегии и тактики всякого властителя, желающего любыми средствами остаться у власти. Можно смело утверждать, что «Государь» является своеобразным настольным руководством для власть имущих, ибо содержит целый ряд практических советов и общефилософских рассуждений на тему «власть и народ». Чтобы добиться успеха на этом поприще, говорит Макиавелли, в первую очередь необходимо трезво и непредубежденно взглянуть и на саму жизнь, и на природу человека. И сделать это тем более необходимо, что в центре всякой политики всегда стоял и будет стоять человек, с его сложным комплексом моральнонравственных и психологических проблем.
Человек. Так что же такое человек, и какова его природа? В этом отношении Макиавелли пессимистичен: на счет душевных качеств человека не надо питать лишних иллюзий, и это поможет избежать многих ошибок в политической борьбе. Человек, утверждает Макиавелли, в отношении морали и нравственности существо в высшей степени нейтральное. Взятый сам по себе, он изначально ни хорош, ни плох, ни добр, ни зол. Однако тяготы жизни делают его все же больше склонным к плохому, нежели к хорошему. Следовательно, хорошему дальновидному властителю никогда нельзя полагаться на людей, точнее, на их благородство или великодушие: при первом удобном случае люди его обязательно подведут. Поэтому он должен выстраивать самостоятельную политику, полагаясь только на свой ум, мудрость и, конечно, силу.
Власть. Неблагодарность и неизменная склонность людей к плохому должны побуждать властителя к твердым, решительным и даже жестоким методам правления. Не нужно бояться быть строгим и суровым правителем – люди в массе своей уважают силу и трепещут перед ней. А это позволяет удержаться у власти и прочно держать бразды правления в своих руках. Конечно, идеально было бы, говорит Макиавелли, если бы своего правителя люди одновременно и боялись, и любили, но такое сочетание, по его мнению, невозможно. Поэтому умный государь всегда применяет те меры воздействия на своих подданных, которые посчитает нужными в данный момент. И если для удержания власти необходимо применить насилие, то надо его применить, даже если прольется большая кровь.
Особенности применения силы. Однако в учении Макиавелли не все так мрачно и цинично, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что все эти рекомендации можно воспринять как крайне негативные только при одностороннем подходе. Так оно, к сожалению, зачастую и случалось со многими исследователями его творчества. Но идеи Макиавелли гораздо глубже и тоньше, чем это кажется. Говоря о необходимости применения силы в отношении подданных, он прежде всего имел в виду те случаи из политической практики, когда никаких иных мер у государя уже не остается. На откровенное насилие и зло со стороны политических противников надо отвечать столь же решительно и жестоко. Самое главное – избегать компромиссов и половинчатых, нерешительных действий, ибо это прямой путь к гибели! При этом надо учесть, что насилие в этом случае воспринимается не как разрушение, а наоборот, как исправление, восстановление разрушенного.
Рекомендации Макиавелли. В целом же, говорит Макиавелли, лучше всего обойтись вообще без кровопролития, но, увы, такому ходу событий зачастую мешают сами же государи, которые без надобности применяют все эти меры, хотя они «до крайности жестоки и враждебны всякому образу жизни, не только христианскому, но и вообще человеческому. Их должно избегать всякому: лучше жить частной жизнью, нежели сделаться монархом ценой гибели множества людей. А тому, кто не желает избрать вышеозначенный путь добра, суждено погрязнуть во зле. Но люди избирают некие средние пути, являющиеся самыми губительными, ибо они не умеют быть ни совсем дурными, ни совсем хорошими…»
Выводы. Учение Макиавелли знаменует собой новую страницу в истории западноевропейского Возрождения. На этом этапе человек уже начинает всерьез интересоваться идеями социальнополитического устройства человеческого общества. Характерно, что Макиавелли является, по сути, рационалистически мыслящим философом, поэтому тема Бога у него практически отсутствует. И хотя Макиавелли не отрицал большого значения религии для общегосударственного блага, господствующей в то время католической доктрины он решительно не принимал. И в этом видится еще одно проявление возрожденческой мысли: все усилия, все внимание человека сосредоточились на возможно более рациональном политическом устройстве общества. Именно на этих путях виделось многим мыслителям будущее счастье человечества.

Источник: Философия. Краткая история.

Макиавелли, Никколо (1469-1527)

итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: "Государь" (1513, впервые опубликован в 1532), "Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия" (1516-1517), "О военном искусстве" (1519-1521), "История Флоренции" (1520-1525) и др. Отдавая симпатии "народу" (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и
церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь "гордой" дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие "государственный интерес" для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. "высшие государственные интересы". Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., "правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи".) "Государь" М. - это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал "новому государю" "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла". Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., - это "славные преступления". С точки зрения М., "ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами". При этом М. призывал уделять особое внимание "общему благу" - общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как "необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства", религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения М. ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М. полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: "Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание - хорошими законами, а хорошие законы - теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются". Стяжательство, по мнению М., - это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у М. "скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества". Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu - основополагающего достоинства удачливого правителя - способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же - удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., - гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди "отцов" Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что "Государь" написан рукой Сатаны". В 1559 все сочинения М. были включены в первый "Индекс запрещенных книг". М. писал: "Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно". (Самой известной попыткой литературного опровержения М. было сочинение Фридриха Великого "Антимакиавелли", написанное в 1740; в нем отмечалось: "Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о "Государе" Макиавелли - главу за главой, - чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие".) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М. находится надпись: "Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени". Труды М. знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество М. увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования - как искусство создания и усиления государственной власти.

Источник: История Философии: Энциклопедия

Макиавелли, Никколо

Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3 мая 1469 – 22 июня 1527) – итал. политич. мыслитель, обществ. деятель и писатель. Происходил из обедневшей флорентийской дворянской семьи нотариуса. Противник Медичи, фактич. государей Флоренции, М. встал на сторону республиканцев и выполнял во время республики ответств. внешнеполитич. поручения. После реставрации Медичи (1512) был арестован и выслан в свое поместье близ Флоренции, где написал большинство произведений. Один из ранних бурж. идеологов, М. стремился обосновать теорию бурж. гос-ва с т. зр. этики, философии и права, основанных на принципе единой, неизменной природы человека. Он пытался раскрыть законы обществ. развития, не прибегая к теологич. идее; отмечал влияние климата на нравы людей. Значительно раньше Гоббса М. выводил необходимость гос-ва из эгоистич. природы человека, из его стремления к личному интересу и к самосохранению. Из этого стремления вытекает, по его мнению, необходимость насилия над людьми для обуздания эгоизма и установления порядка. Эту функцию насилия и выполняет гос-во. М. подошел к идее объективной закономерности обществ. развития, к-рую называл "фортуной" и считал, что человек, как разумное существо, может познать ее, а познав – направить "закон" на благо человечества. М. был уверен в победе разумного начала в человеке, а поэтому считал, что все историч. развитие общества идет "от несвободы к свободе", от жестокого насилия к победе гуманности. Борьба людей за свои интересы выражается полнее всего в приобретении собственности и ее защите. На этой почве развивается борьба между "народом" и "высшими классами", к-рая способствует обществ. прогрессу, как это стремился показать М. на примере истории Флоренции. Само существование в обществе богатых и бедных является, по М., естественным и должно быть сохранено при условии ограничения чрезмерного обогащения и ликвидации крайней нищеты. Являясь защитником бурж. собственности, М. резко критиковал феод. строй, а также христианство с его проповедью смирения и непротивления злу. Он осуждал богатство и светскую власть папства как препятствия к развитию новых экономич. отношений, нац. объединения и культуры. В то же время М. боялся самостоят. действий народа. Политич. идеалом М. была умеренно демократич. республика, но ее осуществление в современных ему условиях политич. раздробленности Италии М. считал невозможным. Только после завершения нац. объединения Италии и изгнания иноземных захватчиков следует, по его мнению, постепенно переходить к организации республики. Нац. объединение Италии М. связывал с деятельностью сильного государя, к-рый во имя этой великой цели может применять по отношению к врагу все средства – вероломство, убийство явное и тайное, обман и т.д. Образцом такого политич. деятеля для М. являлся Чезаре Борджа, прославившийся аморализмом и политич. предательством. Взгляды М. оказали сильное влияние на мн. социологов, политич. писателей и практич. политич. деятелей 17–18 вв., опиравшихся на него в защите абсолютизма против идеи суверенитета народа. Реакц. бурж. историки и государствоведы эпохи империализма и особенно фашистские теоретики использовали макиавеллизм, не учитывая особенностей историч. и нац. обстановки его времени. Они выдвигали на первый план защиту М. единоличной власти князя, полностью замалчивая его респ. идеал гос-ва, к-рое придет на смену единовластия. Вопреки ясно выраженному убеждению М. в независимости социально-политич. строя от законов морали и религии, реакц. бурж. историографы отождествляют философию истории М. с волюнтаризмом Ницше и Шпенглера. Марксистские историки и философы в оценке М. опираются на положения Маркса о том, что у М. "...теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...", "...был выдвинут лишь постулат самостоятельной трактовки политики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 314), что М. относится к числу тех, к-рые "...стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (Маркс К., там же, т. 1, с. 111). Глубокому анализу взглядов М. посвятил многие свои заметки Грамши (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 55; т. 3, 1959, с. 125–29 и 160–61), рассматривавший М. как крупнейшего передового мыслителя Италии. З. Мелещенко. Ленинград. Соч.: "Государь" или "Князь" ("Il Principe") – гл. соч. М., закончено в основном к 1513 г., дописывалось, вероятно, в течение 1514–1515, издано впервые во Флоренции и Риме в 1532 на итал. яз. На яз. оригинала – итальянском – она издавалась десятки раз, отдельно, в т.ч. Roma, 1955, и в собр. соч. Лат. пер. книги издавались в Базеле (1560 и др.) и др. городах. Первый франц. перевод издан Ж. Гогори в 1544. Последний – 1956. Англ. переводы: первый – L., 1640, посл. – L., 1954; Chi., 1955. Первый нем. перевод – Fr.–Lpz., 1745, последний – Stuttg., 1955. Исп. пер. – Md., 1821,последний – Md., 1957. В 1920 в Барселоне вышел каталанский перевод. Имеются переводы на: швед. – 1757, 1867, Stockh., 1914, норв. – Kristiania, 1898, Oslo, 1948, дат. – Kbn., 1876, голл. – Hague, 1940, Amst., 1955, польск. – Kr., 1868, Lw.–Warsz., 1920, чеш. – Praha, 1873, 1901, болг. – С., 1933, венг. – Pest, 1848, Bdpst, 1906. Рус. пер. – одновременно (СПБ, 1869) под названием "Государь" (пер. Н. Курочкина) и "Монарх" (пер. Ф. Затлера). Н. Курочкин переводил с франц. версии, повторяя ее ошибки, Ф. Затлер – с нем., его перевод также несовершенен. В 1900 вышло сокр. изложение А. Пресса, в 1910 – перевод С. М. Роговина (Москва). Лучшее рус. изд.: "Князь" – в кн.: Соч. М., М.–Л., 1934, переводчик – М. С. Фельдштейн, примеч. составил А. Дживелегов. Л. Азарх. Москва. Opere, Mil.–Napoli, 1954; Opere, v. 1–2, 6–, [Mil. ], 1960–1961 –; в рус. пер. – Соч., т. 1, М.–Л., 1934; Мандрагора, Берлин, 1924; О военном искусстве, М., 1939; Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия, СПБ, 1869. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 3, 13, 14, 15, 16; их же, Соч., т. 22, М.–Л., 1929 (см. Указатель имен); Архив Маркса и Энгельса, кн. 4, М.–Л., 1929; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 72–75; Деборин А. М., Социально-политич. учения нового времени, т. 1, М., 1958; История политич. учений, 2 изд., М., 1960; Виллари П., Н. М. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; ?ommasini О., La vita e gli scritti di N. Machiavelli..., v. 1–2, 2 ed., Roma, 1911; Orsini ?., Bacone e Machiavelli, Gen., 1936; ?orsa ?., Il prinzipio della forza nel pensiero politico di Niccolo Machiavelli, Mil., 1936; Whitfield J. H., Machiavelli, Oxf., 1947; ?orsa ?., N. Machiavelli, Mil., 1949; Gramsci ?., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo Stado moderno, Torino, 1949; К?оskowska ?., Machiavelli jako humanista..., L?d?, 1954; Prezzolini G., Machiavelli anticristo, Roma, 1954; Ridоlfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Butterfield H., The statecraft of Machiavelli, L., 1955; M?bus G., Die politischen Theorien von den Anf?ngen bis zu Machiavelli, K?ln-Opladen, [1958 ]; Sasso G., N. Machiavelli. Storia del suo pensiero politico, Napoli, 1958; Сhabod F., Machiavelli and the Renaissance, L., 1958. З. Мелещенко. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
1469–1527)   Итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520–1525, писатель (комедия «Мандрагора», 1518). Видел главную причину бедствий Италии в ее политической раздробленности, преодолеть которую способна лишь сильная власть («Государь», 1513). Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали. Когда Никколо Макиавелли появился на свет 3 мая 1469 года, его семья имела средний достаток. Конечно, сравнивая доход семьи практикующего юриста с колоссальными богатствами первых фамилий Флоренции, Никколо Макиавелли вправе был писать «Я родился бедным и скорее мог познать жизнь, полную лишений, чем развлечений». Отец Никколо, строго следивший за семейным бюджетом, имел также доходы от своих земельных участков. Он получал половину урожая зерна, а также часть винограда и оливкового масла. Критическое отношение Макиавелли к церкви и ее деятелям сложилось еще в детстве. Бернардо Макиавелли, отец Никколо, не был склонен к религиозности. В большей степени религией интересовалась мать Никколо — донна Бартоломеа, сочинявшая гимны и канцоны в честь Девы Марии и распевавшая их в хоре в церкви Санта-Тринита. Молодой Никколо Макиавелли не только жил в окружении античных традиций, свойственных гуманистическому духу эпохи, но, очевидно, и непосредственно обращался к сочинениям древних классиков, хранившимся в библиотеке отца. В мае 1476 года Никколо поступил в школу магистра Маттео и стал обучаться грамматике. Через год он был отдан в городскую школу, где также изучали латинских классиков. Бюст Данте над порталом здания был как бы олицетворением ее гуманистического направления. Эту школу Никколо посещал в течение трех лет, а незадолго до своего одиннадцатилетия, 3 января 1480 года, приступил к изучению счета у Пьеро Марио. Двенадцати лет Никколо начал проходить курс латинской стилистики в школе Паголо Рончильоне. Образование Макиавелли, как об этом свидетельствует его переписка, дополнялось знакомством с музыкой, которую он любил. Греческого языка он не знал, но широко пользовался переводами с греческого текстов, приписываемых Диогену, а также сочинений Геродота, Плутарха, Ксенофонта, Аристотеля, Фукидида и др. Латинские авторы были для него не только предметом школьных занятий, но и постоянным чтением на протяжении всей жизни, особенно Тит Ливии, Тацит, Цицерон, Цезарь, Виргилий, Светоний, Овидий, а также Тибулл и Катулл. Очевидно, с Титом Ливием и Цицероном он познакомился еще в юности по рассказам отца. Его интересовало и волновало творчество классиков раннего Возрождения — Данте и Петрарки. У Данте ему очень нравился «Ад». Макиавелли не только восхищался языком Данте и Петрарки, но и изучал созданные ими образы итальянцев, сопоставляя их с теми, которых он наблюдал вокруг себя. Сравнение древних и современников привело его к убеждению о неизменности человеческой натуры, о том, что главное в жизни — это сама жизнь. Относительно небольшой достаток семьи Макиавелли не позволил Никколо поступить в университет. Но, по-видимому, отец ознакомил сына с основами юридической науки и практики. Биографию Макиавелли обычно делят на два периода первый — годы его государственной службы (1498–1512), когда он выступает как политический деятель, второй — годы его изгнания (1512–1527). Всю жизнь Макиавелли был мыслителем и писателем и всю жизнь стремился к политической деятельности, хотя не всегда мог ею заниматься. Февраля 1498 года Макиавелли баллотировался на пост секретаря второй канцелярии республики и был побежден кандидатом партии Савонаролы. В апреле начался суд над арестованным Савонаролой, завершился процесс 23 мая повешением доминиканца на площади Синьории и сожжением его трупа. В июне Макиавелли, победив кандидата приверженцев Медичи, был утвержден секретарем второй канцелярии, 14 июля ему была также доверена канцелярия комиссии Десяти и положено жалованье в 100 флоринов в год. Итак, на ответственный пост республики был назначен человек, по своим политическим убеждениям являвшийся противником правления «плакс», как флорентийцы называли сторонников Савонаролы, с одной стороны, и противником диктатуры Медичи — с другой. Современники не могли еще предугадать в 29-летнем Макиавелли мыслителя и политика крупного масштаба, но они были хорошо осведомлены о его образовании и об успешном опыте в решении некоторых юридических дел в высоких инстанциях, как это было при поездке в Рим за два года до его назначения секретарем Синьории. Очень скоро флорентийская Синьория могла убедиться в том, что она не ошиблась, избрав секретарем второй канцелярии Никколо Макиавелли, и его успешная деятельность обеспечивала ему неоднократное переизбрание на эту должность. За четырнадцать лет он составил многие тысячи дипломатических писем, донесений, правительственных распоряжений, военных приказов, проектов государственных законов, совершил тринадцать дипломатических и военно-дипломатических поездок с весьма сложными поручениями к различным итальянским государям и правительствам республик, к папе, императору и четырежды к французскому королю, как секретарь комиссии Десяти он был организатором и участником военных кампаний и инициатором создания республиканского ополчения. Выполняя эти сложные обязанности, Макиавелли вовсе не превратился в замкнутого чиновника и чопорного моралиста. Он обладал живым, общительным характером, любил хорошо одеться и не жалел на это денег, даже когда их было не слишком много. Особенно заботился он о своей одежде, когда представлял республику перед чужеземными государями. Остроумный и веселый, он был душой вечеринок, которые иногда устраивали члены комиссии Десяти, пьеса «Мандрагора» является зеркалом его возрожденческого понимания любви как свободного чувства. Макиавелли женился в 33 года на Мариетте Корсини, а в 34 года стал отцом первого ребенка. Он беспокоился о семье, с шутливой нежностью именуя ее своей «командой», заботился о ее достатке. При выполнении дипломатических поручений всегда спешил завершить их и возвратиться к своей семье, но только в том случае, если они становились бесперспективными. «Я вижу невозможность быть полезным нашему городу, — писал он 22 ноября 1502 года — Вдобавок на родине нет никого, кто присмотрел бы за моими делами надо Коммуну освободить от расходов, а меня от беспокойств». Макиавелли по своему характеру отнюдь не был жестоким человеком, и те трагические события, которыми изобиловала в то время действительность как во Флорентийской республике, так и в других государствах, где ему довелось побывать, вызывали в нем мучительные переживания. Это ясно из его писем к родным и друзьям, в которых часто за внешне шутливым тоном угадывается негодование и сочувствие к окружающим его страданиям, которые, однако, он не находил возможным ни предотвратить, ни пресечь. Характеристики, которые дают Макиавелли некоторые католические авторы как человеку жестокому, кровожадному, «учителю тиранов», весьма преувеличены. Нередко они основываются не столько на фактах его биографии, сколько на отдельных цитатах, тенденциозно подобранных из его сочинений. Тем не менее не приходится отрицать, что Макиавелли и в теории, и на практике признавал необходимость решительных и крайних мер в политике для укрепления централизованной государственной власти. В этом проявляется противоречивость личности и образа мышления Макиавелли, которые складывались в условиях гибели республики и первых шагов медичейского абсолютизма. Первая поездка Макиавелли состоялась в марте 1499 года, когда он, прервав работу по составлению приказов, распределению денег и оружия в канцелярии Десяти, отправился в Понтедера к владетелю Пьомбино, расположенного километрах в ста на юго-запад от Флоренции. Тридцатилетний секретарь комиссии Десяти сумел убедить коронованного военачальника не требовать увеличения платы за военную службу Флорентийской республике, которая и без того несла колоссальные затраты на наем кондотьеров. Этим ведала комиссия Десяти, которую флорентийцы называли «Десятью расхитителями». В июле того же года Макиавелли направили к правительнице крайне важного для республики стратегического пункта — Форли, дочери Галеаццо Сфорца, Катарине. Посол прибыл к ней с официальным письмом первого канцлера Флоренции Марчелло Вирджилио Адриани, ученика. Полициано, университетского профессора литературы. Несмотря на все ухищрения коварной и опытной правительницы, первый дипломатический экзамен флорентийский посланец сдал на отлично: дружба с правительницей Форли была сохранена, что было крайне важно в условиях напряженной борьбы за Пизу, важнейший торговый центр. Опыт удач и поражений был изложен Макиавелли в его первом сочинении, написанном в 1499 году, «Рассуждении, подготовленном для магистрата Десяти о пизанских событиях». По форме это была обычная докладная записка, по сути — первые наброски «Военного искусства», трактата, который Макиавелли создаст через двадцать лет. Между тем тучи над Италией сгущались. В октябре 1499 года французские войска вошли в Милан, а в начале следующего 1500 года его правитель Лодовико Моро был пленен и увезен во Францию. Судьбы итальянских государств зависели теперь от Людовика XII, к которому Флорентийской республикой в июле 1500 года и была направлена дипломатическая делегация в составе Никколо Макиавелли и Франческо Каза. Раньше вопрос о Пизе решала Флоренция, отныне его решал французский двор, требовавший огромных средств за военную помощь. Макиавелли не принадлежал к числу парадных послов из знатных и богатых семей, которых посылали в торжественных случаях. Он был оратором-дипломатом, который, по его собственному выражению, «готовит пути Господу», то есть, не имея «средств и веса», добивается всего своими талантом и умом. Великий флорентиец не только выполнял официальные инструкции, но внимательно оценивал обстановку, изучал людей и обычаи. Макиавелли посетил Лион, Невер, Мелея, Париж, присутствовал на королевских аудиенциях и выступал там, вел полуофициальные и частные разговоры на латинском и французском языках. Его сообщения флорентийской Синьории были не менее важны, чем ведение переговоров. «Французы ослеплены своим могуществом, — писали Макиавелли и Каза, — и считаются лишь с теми, кто обладает оружием или готов давать деньги». Вскоре Каза заболел, и Макиавелли остался единственным представителем республики при дворе. Он не только изучал французскую политику, но и пытался оказать на нее влияние. Когда однажды кардинал Руанский заявил, что итальянцы ничего не понимают в военном деле, Макиавелли ответил ему, что «французы ничего не понимают в политике, так как если бы понимали, то не позволили бы папству достичь такого могущества». Совет Макиавелли заставил французский двор пристальнее оценивать политику папства. Этот диалог Макиавелли счел достойным через тринадцать лет внести на страницы своего «Государя». По возвращении из Франции, в 1501 году, на секретаря комиссии Десяти свалились заботы, связанные с подчиненной, но вечно непокорной Пистойей: он ведет переписку, пишет приказы, трижды ездит туда для улаживания сложных внутренних политических столкновений. И здесь он не остается только чиновником, представителем метрополии. Пистойские дела дают ему пищу для размышлений, результатом которых явилось написанное им в апреле 1502 года «Сообщение о мерах, принятых Флорентийской республикой для замирения партий в Пистойе». В 1502 году Макиавелли встречается с тем, кто послужил ему прообразом «Государя», Цезарем Борджа — герцогом Валентине. Жестокий, хитрый, не считающийся с какими-либо нормами морали, герцог произвел на него большое впечатление как смелый, решительный и проницательный правитель. Флорентийский секретарь не идеализировал Цезаря Борджа, а изучал его способы подчинить и объединить целые области Италии. Макиавелли не раз будет встречать этого героя шпаги и отравленного вина, но всегда, судя по его донесениям, будет искать в нем черты государственного деятеля, достойные послужить материалом для теоретических обобщений. Вместе с епископом Вольтерры Франческо Содерини Макиавелли прибыл в Урбино, захваченный Цезарем Борджа. Содерини и Макиавелли были приняты в два часа ночи 24 июня 1502 года. Их общее впечатление было изложено в донесении: «Герцог так смел, что самое большое дело кажется ему легким. Стремясь к славе и новым владениям, он не дает себе отдыха, не ведает усталости, не признает опасностей. Он приезжает в одно место прежде, чем успеешь услышать о его отъезде из другого. Он пользуется расположением своих солдат и сумел собрать вокруг себя лучших людей Италии. Кроме того, ему постоянно везет. Все это вместе взятое делает герцога победоносным и страшным». Этот портрет военачальника и политика можно считать первым наброском знаменитого трактата «Государь», появившегося из-под пера Макиавелли в 1513 году. В сентябре 1502 года во Флорентийской республике была учреждена должность пожизненного гонфалоньера, которым стал Пьеро Содерини, брат епископа Вольтерры, ездившего в Урбино вместе с Макиавелли. Он был павой Синьории, имел право законодательной инициативы и вмешательства в судебные дела Содерини был хорошим оратором, но не обладал ни особыми дарованиями, ни особой энергией. От имени комиссии Десяти Макиавелли поспешил уведомить нового гонфалоньера об избрании и, поздравив, выразил надежду на успешную его деятельность. Вскоре Макиавелли приобрел неограниченное доверие Содерини, стал его постоянным советчиком и фактически правой рукой. Так будущий автор «Государя» стал «государем» своей республики, ее первым умом, и оставался им в течение десяти лет. Не будучи диктатором по натуре, Макиавелли выполнял роль умного и опытного советчика, но это заставляло его еще глубже обдумывать и решать вопросы теории и практики государства. На второй год после начала своего секретарства Макиавелли руководил поимкой находившегося на службе у Флоренции известного кондотьера Паоло Вителли, готовившего измену в пользу Пьеро Медичи. Вителли был схвачен, допрошен и через день казнен. В эту эпоху политических противников устраняли без колебаний и сожалений. Через полтора года был задержан Пьетро Гамбакорти, которого допрашивали о деталях предательства уже казненного Вителли, часть протокола написана рукой Макиавелли. В1503 года против Флоренции восстали Ареццо и Валь-ди-Кьяна, в связи с чем Макиавелли счел необходимым сформулировать способы замирения городов, отложившихся от своей метрополии. Он советовал применять решительные меры не только по отношению к аретинцам и вальдекьянцам, но и к любым нарушителям государственных интересов и предателям. Хотя второй канцлер республики и был первым человеком при главе правительства, он продолжал выполнять сложные дипломатические поручения, так как никто не мог точнее и вернее оценить политическую атмосферу в чужой стране и дать характеристику ее деятелям. Когда Синьория торопила его с присылкой донесений, он отвечал «серьезные вещи не отгадываются если не хочешь излагать выдумок и сновидении, необходимо все проверить». Во все ответственные моменты итальянской и европейской истории второй канцлер отрывался от своих дел во Флоренции и направлялся в другие государства и чужие страны. В 1503 году он оказался в войске Цезаря Борджа, занимавшего Перуджу, Ассизи, сиенские замки. В том же году его срочно направили в Рим в связи со смертью Александра VI и выборами нового папы Юлия II. В 1504 году он вторично едет во Францию, в Лион, с новыми инструкциями флорентийскому послу при Людовике XII Никколо Валори, который в письмах к Десяти лестно отзывался о Макиавелли, помогавшем ему советами. В следующем году он едет с дипломатическими поручениями к синьору Перуджи Бальони, к маркизу Мантуи и синьору Сиены Пандольфо Петруччи, а еще через год представляет республику при папе Юлии II, который во паве своих войск направлялся на захват Перуджи и Болоньи. Флорентийский посол должен был в дипломатичной форме сообщить воинственному папе, что Флоренция, хотя и является его союзником, пока не может оказать ему помощи в его «святом деле»10 января 1507 года состоялось избрание Девяти, а 20 января они принесли присягу правительству. Секретарем Девяти был избран Макиавелли, который до 1511 года фактически руководил всеми делами этой комиссии. В1509 году он занят делами, связанными с империей, и направляется в Мантую для уплаты денежного взноса республики Максимилиану, а затем в Верону, откуда наблюдает за ходом военных действий между Венецией и союзниками Флоренции. В следующем году он в третий раз едет с дипломатической миссией во Францию для переговоров о совместной борьбе против Венецианской республики. После этой поездки им были созданы «Описания событий во Франции». Не прошло и года, как его снова направляют во Францию через Милан для обсуждения вопроса о Пизанском церковном соборе, который организовал Людовик XII против папы Юлия II. В ноябре 1511 года в Пизе открылся собор, и Макиавелли был послан туда республикой для наблюдения за его ходом. Многое сделал Макиавелли как секретарь военной комиссии Десяти, проявив себя на этом поприще не только как умелый исполнитель, но и как инициативный организатор. Однако в 1512 году произошли драматические события, которые привели к гибели Флорентийской республики и пресекли бурную политическую деятельность Никколо Макиавелли, человека действия, говорившего: «Сначала жить, потом философствовать». 11 апреля испанское войско захватывает Прато, учинив там беспощадную резню и разграбление Пьеро Содериьн бежит из Флоренции, где восстанавливается синьория Медичи. В результате переворота Макиавелли лишается должности и высылается на год за пределы города, несмотря на его попытку обратиться с дипломатичным воззванием к «партии шаров». В следующем году был раскрыт антимедичейский заговор во главе с Боски, в соучастии в котором был заподозрен Макиавелли в марте этого года он был брошен в тюрьму, подвергнут пытке — ему нанесли шесть ударов плетьми, — и вышел из заключения только благодаря амнистии, объявленной в связи с избранием на папский престол Джованни Медичи, принявшего имя Льва X. Как неблагонадежному ссыльному ему разрешили проживание только в расположенном недалеко от Флоренции принадлежащем ему небольшом имении Сант-Андреа в Перкуссино, около Сан-Кашьяно. Имение это находилось близ придорожной гостиницы на пути в Рим и получило название Альбергаччо («гостиничка»). Впервые напряженная и безостановочная деятельность Макиавелли была прервана, и он был обречен на вынужденное бездействие. Он мог лишь переписываться со своими друзьями — Содерини и Веттори. «Так долго продолжаться не может, — писал Макиавелли, — такая бездеятельная жизнь подтачивает мое существование, и если Бог не сжалится надо мною, то в один прекрасный день я покину свой дом и сделаюсь репетитором или писарем у какого-нибудь вельможи». Но Медичи не доверяли бывшему секретарю республики и в течение пятнадцати лет не допускали Макиавелли к политической деятельности. Это была своего рода гражданская казнь для человека, который почти полтора десятилетия находился в центре политической жизни Флорентийской республики. Однако активный период деятельности не был для него лишь школой политической практики Макиавелли наблюдал, размышлял и, обобщая, записывал свои выводы. Эта вторая сторона его деятельности не приостановилась и во время ссылки, наоборот, 1513–1520 годы были периодом его продолжительного творческого подъема. В «Государе» Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли, любое насилие можно оправдать во имя государственного блага. Если правитель прибегает к насилию, то это не должно быть самоцелью. Он подчеркивал, что насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли была Римская республика. Поэтому он и считал, что лучшей формой правления является республика. В отличие от гуманистов, Макиавелли относился к античным писателям как политик — теоретик и практик. Любая возможность воплотить их идеи в жизнь не упускалась новоявленным сельским отшельником. Такой была его весьма смелая попытка внести улучшения в систему и метод правления Медичи в 1520 году, что выразилось в составлении «Рассуждения» об улучшении дел во Флоренции. Не отказывался он и от незначительных деловых поручений, редко перепадавших на его долю, вроде поездок в Карпи во францисканский монастырь в 1521 году, который он в письме к Гвиччардини едко назвал «республикой деревянных сандалий», или в Лукку в 1520 году и в Венецию в 1525 году для защиты интересов флорентийских купцов. Издалека он мог видеть купол кафедрального собора любимой им Флоренции, куда с 1516 года он мог приезжать к собратьям по литературному творчеству, встречавшимся в садах дома Ручеллаи. Кружок во главе с Бернардо Ручеллаи представлял собой своеобразную академию по выработке литературного языка и новых принципов литературы. Макиавелли излагал там свои идеи и зачитывал главы из «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия». Когда в 1522 году был обнаружен новый антимедичейский заговор, созревший в кругах «садов Ручеллаи», Макиавелли с трудом избежал обвинения в причастии к нему. Затем Макиавелли целиком отдался постановке своей комедии «Мандрагора». В 1524 году, когда она была поставлена на сцене дома Бернардо ди Джордано, Макиавелли был во Флоренции и встречался там с певицей Барнабой Салутати. В следующем году автор «Истории Флоренции» прибыл в Рим и преподнес первые ее восемь книг папе Клименту VII, по заказу которого это произведение и было написано. Он был приглашен в Фаенцу к Гвиччардини для обсуждения проекта новой организации пехоты. В1526 году, когда Италии угрожало порабощение со стороны испанцев, Макиавелли снова поспешил послужить на благо родного города он предложил проект укрепления стен Флоренции для ее защиты, который был принят. Более того, была создана коллегия Пяти по укреплению стен, ее проведитором и секретарем в апреле этого же года назначили Никколо Макиавелли. Однако чужеземное нашествие остановить не удалось 4 мая 1527 года Рим пал и достался на разграбление немецким ландскнехтам. Флоренция ответила на это антимедичейским восстанием и восстановлением республики. Пятидесятилетний Макиавелли ощущает в себе еще достаточно сил для большой государственной работы, он предлагает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики. Вопрос решается на Большом Совете республики 10 мая 1527 года. Вскоре после этого 21 июня 1527 года Никколо Макиавелли скончался, а еще через день его похоронили в церкви Санта-Кроче, ставшей флорентийским пантеоном. Рядом с ним там покоятся Микеланджело, Галилей и другие великие итальянцы.      

Источник: 100 великих мыслителей

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
196.79 кб

Философия истории Никколо Макиавелли

Лимонов Владимир Андреевич
Развернутому анализу подвергаются взгляды ренессансного мыслителя Никколо Макиавелли на природу исторического процесса, который мыслится как циклический.
Читать PDF
184.15 кб

«Политический разум» Никколо Макиавелли

Толстенко А. М.
В истории философии Макиавелли занимает уникальное место. С его именем связана одна из первых попыток создать «новую» науку власти, где ключевое значение обретают оптимальность и эффективность сугубо политических действий.
Читать PDF
421.44 кб

Никколо Макиавелли и складывание основ теории социального протеста

Шульц Э. Э.
В статье рассматривается вклад Н. Макиавелли в изучение проблем радикальных форм социального протеста.
Читать PDF
750.10 кб

Кардинал де Рец и идеи Никколо Макиавелли(по материалам "мемуаров")

Павлова Светлана Юрьевна
Рассматривается влияние идей Никколо Макиавелли на кардинала де Реца как героя и создателя «Мемуаров» (опубл. в 1717).
Читать PDF
1.67 мб

Учение о «Совестливом компромиссе» Ивана Ильина и доктрина Никколо Макиавелли

Нижников Сергей Анатольевич
Тема насилия ненасилия сегодня остра как никогда, что делает необходимым установление границы данных понятий.
Читать PDF
648.50 кб

Политико-правовая интенция применения военной силы в трудах Никколо Макиавелли

Тюкмаева Аида Маратовна
Слаженное функционирование политического аппарата управления обществом во многом определяется состоянием действующей политической обстановки, определяющей направление развития всех сфер общественной жизни.
Читать PDF
290.00 кб

Персональные мифы флорентийских политических деятелей в русской литературе (Никколо Макиавелли и Фил

Гребнева Марина Павловна
Статья посвящена персональным мифам флорентийских политиков Н. Макиавелли и Ф. Строцци, сложившимся в русской литературе благодаря А.С. Пушкину, И.С. Тургеневу, А.И. Герцену, Д.С. Мережковскому.
Читать PDF
53.79 кб

2002. 04. 036. Кун Х. Никколо Макиавелли (1469-1527): хорошее государство для плохих людей. Kuhn H.

Кимелев &tabю А.
Читать PDF
303.38 кб

Нравственные проблемы государственного управления в произведениях Никколо Макиавелли и Мухаммеда Каз

Алимардонов Тулкин
Анализируются морально-нравственные аспекты приобретения и удержания власти в идеях мыслителей Н. Макиавелли и М. Кази. Раскрываются причины разногласий в данном вопросе, роль моральных ценностей в управлении.
Читать PDF
272.00 кб

Никколо Макиавелли и «Тайное» знание эпохи Возрождения(как государь может «Уподобиться» льву и лисе?

Руднев Ю.В.
Анализируя некоторые концепты языка «Государя», отсылающие к традициям гуморальной медицины, астрологии, симпатической магии и алхимии, Ю.В.Руднев приводит аргументы в пользу того, что, говоря об уподоблении лисе и льву, Н.

Похожие термины:

  • Макиавелли Никколо ди Бернардо

     (1469—1527) — итал. мыслитель. Идеолог зарождающейся буржуазии. Об-во, согласно М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. Движущие силы истории — «материальный интерес» и сила. Он о
  • Социально-философские идеи Никколо Макиавелли

    Богатство личностного и социального опыта, столь глубоко отличавшее ренессансное общество Италии от общества феодального, в той или иной форме нашло свое отражение в различных гуманистических и