МУНЬЕ Эмманюэль

Найдено 1 определение
МУНЬЕ Эмманюэль
(1905, Гренобль – 1950, Шатене-Малабри, близ Парижа) – основатель и ведущий теоретик французского персонализма, создатель журнала «Esprit» (1932; в годы оккупации он был запрещен, а М. находился под арестом; издается по настоящее время). Философское образование М. получил в Гренобльском университете и в Сорбонне. В основе учения М. лежит признание абсолютной ценности личности, находящейся в постоянном творческом самоосуществлении; личность первична по отношению к любым социальным системам, материальной и экономической необходимости. Непосредственное влияние на формирование взглядов М. оказала ситуация в период между двумя войнами, которую он расценил как общий кризис человека и цивилизации – одновременно экономический и духовный – и выход из которой видел в преобразовании мира на личностных началах. Опираясь на традицию философии субъективности, идущую от Сократа и Августина, и усваивая антропологические идеи Г.В. Лейбница, И. Канта, К. Маркса, М. Шелера, А. Бергсона, H.A. Бердяева, М. стремился создать общецивилизационное миропонимание, в центре которого находится человек, вовлеченный в судьбу мира, т.е. осмысленно и ответственно присутствующий в нем, и в то же время трансцендирующий – постоянно преодолевающий себя и мир в движении к абсолютному началу (Богу), несоизмеримому с человеком и вместе с тем задающему ему подлинные жизненные ориентиры. Способом коренного изменения цивилизации М. признает революцию – одновременно социально-экономическую и духовную, – при этом он более всего полагается на «внутреннюю революцию» человека, преобразующего свой внутренний мир, на усвоение им христианских ценностей. М. – в значительной мере под влиянием марксизма – развивает учение о трех основных измерениях личности: воплощении, призвании, объединении, – делая акцент на «воплощении в труде». Труд понимается им как творчество, в процессе которого человек выступает законодательным, целеполагающим существом, совершенствующим свой разум и чувства. В трактовке духовного мира личности М. сближается с христианским экзистенциализмом Г. Марселя. Заимствуя у феноменологии идею интенциональности, М. трактует ее как трансцендирование, как открытость человеческого внутреннего мира высшей реальности, устремленность к высшему бытию, существование которого человек ощущает в моменты откровения, когда мир предстает перед ним во всей своей глубинной реальности и он соединяется с Целым. Значительное место в персонализме М. принадлежит проблеме человеческой общности. Чувство общности он относит к фундаментальным характеристикам личности; неопровержимым показателем существования человека признает акт любви, которая представляет собой сверхприродное отношение, новую форму бытия, даруемую человеку по ту сторону его естества и требующую от него максимально полной самореализации в свободе. Создавая журнал «Esprit», M. намеревался содействовать развитию литературы и искусства и через них выражать идеи «личностной философии». Художник в его концепции представал проповедником и проводником личностного существования, а произведения искусства расценивались как модель подлинно личностного самоосуществления человекатворца. Только искусству, по М., дано отобразить невыразимую сущность божественной трансценденции; высшее назначение искусства – проникновение во внутренние бездны человека, где обнаруживается присутствие божественной души; искусству принадлежит и особая роль в обеспечении подлинного общения людей – благодаря восприятию художественных произведений нравственная взаимность людей получает эстетическое подтверждение и обоснование. Идеи М. получили широкое распространение в мире. Персоналистски ориентированные философские концепции существуют во многих странах: Италии, Швейцарии, Польше, Венгрии, в Скандинавии, Латинской Америке. Воззрения М. стали теоретической основой различных направлений социальной теологии: теологии труда, теологии личности, теологии революции, теологии освобождения. Персоналистская версия христианства способствовала переориентации официальной доктрины современного католицизма. На идеи персонализма опирался глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II.
Соч.: Что такое персонализм? М., 1994; Надежда отчаявшихся. М., 1995; Манифест персонализма. М., 1999; Oeuvres. V. 1–4. Р., 1961– 1962. Лит.: Вдовина, И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981; Ее же. Французский персонализм. М., 1990; Domenach, J.-M. Emmanuel Mounier. P., 1972; Lurol, G. Mounier, I: Genèse de la personne. P., 2000; Idem. Mounier, II: Le lieu de la personne. P., 2000. И.С. Вдовина

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.