МОРЕН

Найдено 3 описания персоны МОРЕН

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МОРЕН (Эдгар)

французский социолог (р. Париж, 1921). Руководитель исследований в CNRS (1973), изучал взаимоотношения между воображаемым и реальным в массовой культуре, связанной с новыми средствами массовой информации («Кино, или Воображаемый человек», 1956; «Дух времени», 1962). Он проанализировал феномен распространения антисемитских слухов. Разрабатывал социологию настоящего, или так называемую «событийную» социологию («Калифорнийский дневник», 1970; «Потерянная парадигма: человеческая природа», 1973). В «Сознательной науке» (1982) он задается вопросом о статусе общественных наук и их отношении с моральными целями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Морена

Морена – богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее – смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество – богиня ночи, зимы. От этого имени вошли в наш язык слова мрак, мор, смеркаться. Славяне представляли, что Морена живет на севере, в недрах покрытых вечными снегами скал. Она всесильна, но светлые боги заключают ее в оковы с приходом весны. Поэтому, встречая весну, славяне сжигали чучело Морены. Но кончается лето – и возвращается злая Морена. Так происходит вечная борьба между светлыми и темными богами за власть над миром. Одним из весенних обрядов было сжигание соломенной куклы – Морены.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь славянской мифологии

МОРЕНО

Moreno), Якоб (Джэкоб) (р. 20 мая 1892) – бурж. социальный психолог и психиатр, основатель социометрии. Род. в Бухаресте. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Работал в психиатрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927); создатель первого терапевтич. театра (1936); основатель (1936) и гл. врач клиники в Бикон-Хилле (ныне – санаторий Морено), основатель журн. "Sociometry" (1937), Ин-та социометрии и психодрамы (1940; Ин-т Морено), проф. (с 1951) Нью-Йоркского ун-та. Отталкиваясь от психоанализа и гештальтпсихо-логии, под влиянием Зиммеля, Кули, Л. фон Визе, М. сконцентрировал внимание на психологич. взаимоотношениях людей в небольших группах. Целостностью первого порядка М. считает "социальный атом" – индивида в окружении эмоциональных связей с другими людьми. Эта связь осуществляется якобы посредством "теле" – невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии, направленных от человека к человеку. Гл. качество людей, по М., – их "спонтанность", соответствующая "жизненному порыву" Бергсона. М. исходит из того, что, кроме ясно видимой, офиц. макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует некая внутр. неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. В тех случаях, когда внешняя структура не соответствует внутренней, возникают неврозы и конфликты. Микроструктура обнаруживается с помощью разработанного М. социометрич. теста, результаты к-рого оформляются в социограмму. Последняя является как бы статич. срезом отношений в коллективе. Динамику этих отношений и причины конфликтов позволяют вскрыть, по М., психодрама и социодрама. Обнаруженный конфликт устраняется хирургически (перестановка людей) или терапевтически (терапевтич. театр). Применение социометрич. методов иногда позволяет достигнуть нек-рых практич. результатов повышения производительности труда, смягчения конфликтов, лечения неврозов. М. критиковал пороки капиталистич. строя, он выступал против подготовки новой войны и гонки вооружений. В то же время он выступил против учения Маркса, ложно утверждая, что марксизм сводит жизнь общества к экономич. схемам, игнорирует роль психологич. отношений между людьми. М. абсолютизирует роль психологич. отношений и неправомерно распространяет выводы, полученные на небольших социально однородных группах, на все общество. В целом его социометрия, выдаваемая за беспартийную науку, – лишь социальная утопия, объективно служащая сохранению капиталистич. строя. Соч.: Das Stegreiftheater, Potsdam, [1924 ]; англ. пер. – The theatre of spontaneity, ?. ?., 1947; Application of the group method to classification, 2 ed., ?. ?., 1932; The words of the father, N. Y., [1941 ]; Sociometry and the cultural order, [N. Y. ], 1943; Sociodrama, a method for the analysis of social conflict, N. Y., [1944 ]; Who shall survive?, Washington, 1934, 2 ed., Beacon [N. Y. ], 1953; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Gruppenpsychotherapie und Psycliodrama, Stuttg., 1959; в рус. пер. – Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, М., 1958. Лит.: Бахитов М. Ш., Об одной "новейшей" социальной утопии, М., 1958. В. Ольшанский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.