МОР ГЕНРИ

Найдено 3 описания персоны МОР ГЕНРИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МОР ГЕНРИ

род. 1614, Грентхейм - ум. 1 сент. 1687, Кембридж) - англ, философ и теолог, профессор. Исходным пунктом его философии было кар. тезианство, но со временем он все чаще обращался к платонизму и мистике, в развитии которых сыграл известную роль (с одной стороны, благодаря Якобу Беме, с другой - благодаря каббале). Соч. (лат.) в 3 тт., 1679.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МОР ГЕНРИ

12 октября 1614, Грентем — 1 сентября 1687, Кембридж) — английский философ, поэт, религиозный деятель, представитель кембриджских платоников. Воспитывался в кальвинистской семье, однако уже в молодости стал сторонником англиканской церкви. Учился в Кембриджском университете, где в 1639 стал профессором философии и теологии. Увлекшись вначале философией Декарта, в дальнейшем в работе «Enchiridion metaphysicum» (1671) подверг ее критике с позиций христианского платонизма. Природа, состоящая из бесконечно малых первичных элементов, есть результат творческой активности мировой души, которая, в свою очередь, является инструментом Бога. В работе «Enchiridion ethicum» (1667) утверждал, что человеческий разум способен к объективному постижению Бога и абсолютных и универсальных законов морали.

Соч.: Opera omnia, 3 vols. L., 1679; The Philosophical Writings of Нету More, ed. by E I. Mackinnon. N. Y, 1925.

Лит.: Rupert Hall A. Henry More: Magic, Religion and Experiment. L..1990.

В. Ф. Коровин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

МОР ГЕНРИ

More), (12 окт. 1614 – 1 сент. 1687) – англ. философ-мистик и поэт, один из гл. представителей школы кембриджских платоников, проф. философии и теологии Кембриджского ун-та. Свой крайне мистич. идеализм М. отстаивал в борьбе против материализма Гоббса и физики Декарта, подвергая механистич. понимание природы критике справа и отрицая, что в мире что-либо существует на основе чисто физич. законов, независимо от духовных факторов. В полемике с Декартом (1648–49) М. отвергал понимание протяжения как атрибута материи и рассматривал его как атрибут бога. Пространству он приписывал четыре измерения, признавая его материальным и считая протяжение присущим как материальной, так и духовной субстанции. М. подверг также критике с идеалистич. позиций механистич. учение Декарта о животных, признавая душу не только у человека (и ангелов), но также животную и растительную души. Против картезианского учения о корпускулах М. выдвинул учение о бесконечно малых одухотворенных первичных элементах, лишенных формы (фигуры). Придерживаясь теизма, М, считал, что "мировая душа", правящая материальным миром, подчиняется богу. Он признавал не только бессмертие души, но и предсуществование душ и присущие им врожденные идеи, отрицая опытное происхождение знания. К врожденным идеям М. относил и вечные аксиомы морали. В противовес детерминизму, а также кальвинистской догме предопределения, он был сторонником свободы воли, основывая на ней свое религ.-этич. учение. Больше, чем у других кембриджских платоников, его философия наполнена фантастич. суевериями, оккультизмом, теософией, каббалистикой. Соч.: Antidotus adversus atheismum, L., 1652; Enchiridion ethicum, [s. 1. ], 1668, [4 ed. ], Amst., 1695; Enchiridion metaphysicum, L., 1671; Opera omnia, v. 1–3, L., 1675–79; переписка с Декартом, см.: Oeuvres de Descartes, ed. Ch. Adam et P. Tannery, v. 5, Correspondence, P., 1903; Philosophical writings..., ed. with introduction and notes by F. I. Mackinnon, N. Y., 1925 (имеется библ.). Лит.: [Смирнов А. И. ], Англ. моралисты XVII в., Каз., 1880; его же, История англ. этики, т. 1, Каз., 1880, с. 346–57; Ward R., The life of the learned and pious, L., 1710, [new ed. ], L., 1911; Сassirеr ?., Die Platonische Renaissance in England..., Lpz.–В., 1932; англ. пер., Edinb., 1953; Anderson P. R., Science in defense of liberal religion; a study of H. More´s attempt to link seventeenth century religion with science, ?. Y.–L., 1933. Б. Быховский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.