МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

Найдено 3 описания персоны МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

род. 14 апр. 1753, Шамбери - ум. 26 февр. 1821, Турин) - франц. политический деятель и философ. Защищал резко выраженное консервативное католич. учение о государстве, в эпоху Реставрации пользовался большим влиянием. Основатель новейшего ультрамонтанизма: абсолютная власть над всеми народами земли принадлежит церкви и папе, постоянному наместнику Бога. Осн. произв.: "Essai sur le principe generateur des constitutions politiques", 1810; "Les soirees de St. Petersbourg, ou le gouvernement temporel de la providence", 2 vol., 1821; "Du pape", 2 vol., 1819.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

1.4.1753, Шамбери, Савойя - 26.2.1821, Турин), граф, франц. публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуитами, в 1774 окончил Туринский ун-т. В 1802-17 посланник сардинского короля в Петербурге, где былинаписаны осн. соч.: «Опыт о порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe generateur des constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1-2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l-2, 1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению обновленного религ. миропорядка. Великую франц. революцию считал божеств. карой за грехи человечества В антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la France...», 1796) М. выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религ. упорядоченности: ее пособниками и установителями он готов признать не только Бурбонов или Наполеона, но даже революц. пр-во, поскольку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал ср.-век. Европу 12-13 вв., предлагая «реставрировать» теократич. конгломерат монархич. гос-в, спаянный непосредств. духовным авторитетом папы. Как философ истории М.- сторонник религ. провиденциализма; божеств. провидению противится злое, своевольное на, чало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ. клерикальномонархич. движения 1-й пол. 19 в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МЕСТР Жозеф де

1 февраля 1753, Шамбери — 26 февраля 1821, Турин) — французский публицист, политический деятель, философ, основоположник традиционалистского, консервативного течения во французской политической мысли. Выходец из Савойи, из патриархальной и глубоко религиозной семьи; был членом Сената Савойи, канцлером Сардинского королевства, посланником короля Сардинии в Санкт-Петербурге (1802—17). Основные сочинения: «Опыт о порождающем принципе человеческих учреждений» («Essai sur le principe generateur des constitutions politiques», 1810), «О папе» («Du pape...». 1—2, 1819), «Петербургские вечера...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. 1—2,1821).

Просветительской атеистической философии де Местр противопоставляет понятие Божественного Провидения, главенствующего в истории и во всех политических институтах. Именно Бог создает и суверенов, и конституции. Человек — ничто, если он не опирается на Божественный промысел, он — лишь инструмент в руках Провидения. Для де Местра не существует случайности в управлении человеческими делами. Все вытекает из порядка Провидения, включая и хаос, который порожден Божественной волей в целях, неведомых человеку. Называя свой метод «экспериментальным», Местр считает историю опытным полем политической науки. Признавая значимость разума в естественных науках, он ограничивает его компетенцию в области политики и морали, где принципы разума носят абстрактный характер и применимы только к «человеку вообще», существование которого де Местр отрицает. Кроме того, индивидуальный разум склонен подвергать сомнению сложившиеся институты, проверенные временем и историческим опытом, и способен развязывать революции. Представление об изолированном индивиде, наделенном своеволием и стремлением к социальности, де Местр считает ложной и пустой абстракцией, выдумкой либерализма. Человека обуревают страсти, он зол по природе, и воспитание не может его изменить. Общество и индивид созданы друг для друга, но ни один из них не есть цель сама по себе — оба существуют ради высшего предназначения. Де Местр выступает против концепций общественного договора, в частности против идей Руссо: общество не может быть результатом соглашения, которое уже предполагает существование общества, в т. ч. власти и языка. «Представить себе человеческое общество, народ без правителя столь же невозможно, как вообразить улей без матки. Общество и власть возникают одновременно» («Опыт о суверенитете»). Подчеркивая пагубность идеалов свободы, равенства и братства, де Местр отстаивает органически сложившийся традиционный общественный порядок, согласный с Божественной волей, проповедует синтез религии, философии и науки.

Соч.: Oeuvres completes, 14 vol. Lyon, 2 ed., 1924—28; в рус. пер.: Петербургские письма. Спб., 1995; Рассуждения о Франции. М., 1997. Лит.: Bayle F. Les idees politiques de Joseph de Maistre. Lyon, 1945; Cordelier J.-P. La theorie constitutionnelle de Joseph de Maistre. P., 1965.

M M. Федорова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия