МЕЛИСС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕЛИСС

древнегреч. философ 5 в. до Р. X., принадлежал к элейской философской школе, учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует).

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕЛИСС

5 в. до н. э.), др.-греч. философ, последний представитель элейской школы. Развивая идеи Парменида, настаивал на единстве сущего (DK фр. ?8), на его неизменности (фр. 7) и вечности (фр. 1, 2), а также на том, что показания чувств дают только видимость истины (фр. 8). В отличие от Парменида, утверждал, что сущее беспредельно (фр. 5). Распространенное представление, будто М. отрицал телесность сущего, основывается на ошибочном понимании фр. 9, в к-ром в действительности оспаривается телесное существование отд. вещей. Познание богов М. считал невозможным, а потому предлагал не высказываться о них (Диоген Даэртий IX 24). М.«полемизировал с учением Эмпедокла о четырех началах,с атомистами, Анаксименом или его последователями, с Анаксагором.

Источник: Советский философский словарь

Мелисс
V в. до н.э.) - древнегреческий философ, представитель Элейской школы. О Мелиссе из Самоса известно очень мало. Он был своего рода систематизатором идей элеатов. В его почти несохранившемся трактате «О природе, или О сущем» дается ясное изложение элейского учения. Он повторяет парменидовскую идею о единстве бытия, его неподвижности, неизменности и добавляет к этому основополагающему положению идею о бесконечности всего сущего как в пространстве, так и во времени.
Мелисс дает очень важную формулировку так называемого закона сохранения исходя из всего учения Парменида: «Из ничего никогда не может возникнуть нечто».
Гален свидетельствовал, что Мелисс «того мнения, что в основании четырех элементов лежит некая всеобщая сущность, не возникшая и не уничтожимая, которую его последователи называли материей. Этого, однако, он был не в состоянии ясно доказать. И вот эту сущность он именует всеединым».

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

МЕЛИСС

5 в. до н. э.) — древнегреческий философ, завершитель и систематизатор традиций Элейской школы. Архаическая темнота стихов Парменида побудила Мелисса дать ясное прозаическое изложение элейского учения с развернутой аргументацией. Философский трактат Мелисса «О природе, или О сущем» известен в основном по конспектам Симпликия и псевдо-аристотелевскому сочинению «О Мелиссе, Ксенофане, Горгии». Из исходного постулата «нечто есть» Мелисс дедуцирует все атрибуты сущего: оно вечно (в силу закона ex nihilo nihil, фр. 1), бесконечно (фр. 2—4), одно (так как два бесконечных граничили бы между собой, фр. 6), однородно (так как неоднородность имплицирует множественность, фр. А 5), неподвержено изменениям (росту и убыли; трансформации) и аффектам (боли, печали, фр. 7), неподвижно (т. к. необходимая предпосылка движения — существование пустоты, но пустота — «ничто», фр. 7). Полученный т. о. априорный критерий реальности опровергает данные чувственного опыта: если бы феномены мира мнения-доксы были реальны, то каждый из них (напр., «земля, вода, воздух, огонь, железо») должен был бы обладать атрибутами «того, что есть» (фр. 8), а это невозможно. Аргумент о бестелесности единого сущего (тело обладает «толщиной», толщина имплицирует наличие частей, части — множественность, фр. 9, ср. антиномию множества у Зенона, 29 В DK) основан на предположении, что бесконечная протяженность и «полнота» исключает «бестелесность». Указание на отсутствие «боли» и «печали» в бытии свидетельствует об этико-психологическом измерении сущего, очевидно, служившего парадигмой внутреннего спокойствия и душевной неуязвимости мудреца. Отступлений от Парменида у Мелисса немного (бесконечность бытия, отказ от «вечного настоящего»), но его аргументация достаточно оригинальна. Отношение Мелисса к Эмпедоклу и Анаксагору проблематично, влияние на генезис атомистики вероятно. Фрага. и свидетельства: DK I, 258—276: Reale G. (ed.), Melisso Samius. Testimonianze e frammenti. Firenze, 1970. Лит.: LoenenJ. H.. Parmenides, Melissus, Gorgias, a Reinterpretation of Eleatic Philosophy. Assen, 1959; Solmsen F. The «Eleatic One» in Mdisisus. Amst., 1969.
А. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕЛИСС
????????) С а м о с с к и й (сер. 5 в. до н.э.) – др.-греч. философ, ученик Парменида, последний из представителей элейской школы, развивший ее метафизич. и идеалистич. тенденции. Видный гос. и воен. деятель (командующий флотом самоссцев и политич. противник Перикла, А 1–3, Diels9), написавший не дошедшее до нас соч. "О природе, или О сущем" (A 4). М. критиковал и пифагорейство, и Гераклита, и Эмпедокла, и атомистов с т. зр. элейского единого, неподвижного, нерасчлененного, бестелесного, доразумного, бесконечного и самотождественного. По его учению, ничто вообще не может возникать, т.к. в конце концов оно возникало бы из ничего, а из ничего не может возникнуть ничего. То, что есть, абсолютно едино, поскольку два единых указывали бы уже на множественность. Оно не имеет ни начала, ни конца, т.к. будучи всем, оно ничего не имеет, кроме себя, от чего оно могло бы отличаться и в области чего оно имело бы начало или конец. Движение тоже невозможно, потому что нельзя передвинуться ни в пустоту (ибо пустое есть ничто), ни в заполненное (потому что это последнее ничего не может пустить на свое место). Также невозможно и смешение вещей, потому что, если бы вещи были различны, то мы узнали бы их в любой их смеси. Новым моментом в элейской философии является здесь то, что бесконечность понимается не только временным образом, но и пространственно (А 5, 9–10). Однако М., как и элейцы вообще, не отрицал существования чувств. мира и его разнообразия. Симпликий, напр., прекрасно понимал, что у элейцев речь идет о природе не в смысле обыкновенных чувств. вещей, но в смысле отвлеченной категории бытия (А 4, В 1–4). Это особенно ясно видно на таких категориях, как движение (В 7), телесность (В 9), величина (В 10). Элейцы не были бы греками, если бы целиком отрицали подвижный и разнообразный мир с его вечным становлением. Эпифаний (А 12), напр., прямо говорил, что у М. "в природе нет ничего постоянного, но все в возможности подвержено гибели". В древности говорили также и о том, что отрицат. рассуждение у М. имеет только эвристич. характер, а на самом деле он вполне признавал чувств. ощущения и на них базировался (А 14; ср. 7). Ощущения обманчивы, если они берутся вне разумного усмотрения, но если они не мешают разумной определенности сущего, они имеют вполне положит. характер (В 8). И в конце концов, как единое у М. ни отвлеченно, все же он трактует его как божество (А 13) и даже приписывает ему блаженство (А 5), а уж относительно чувств. конкретности греч. богов сомневаться не приходится. Наконец, свое знаменитое единое, или бытие, он называл самым простым и обыкновенным греч. термином "природа" и даже приписывал ему пространств. бесконечность. Т.о., единое у М. не отрицает природы, а только выдвигает в ней на первый план один из ее моментов, именно непрерывную целостность. Фрагм.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratlker, 9 Aufl., Bd 1, В., 1960; Маковельский А. О., Досократики, ч. 2, Каз., 1915. гл. 20. Лит.: Мандес М. И., Элеаты, О., 1911, с. 245–310; Дынник ?. ?., Очерк истории философии классич Греции, М., 1936, с. 98–99; История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по имен. указ.); ?pеlt О., Melissos bei Pseudo-Aristoteles, in: Jahrb. klass. Philol., Bd 133, В., 1886, S. 729–66; ?abst ?., De Melissi Samii fragmentis, Bonnae, 1889 (Diss.); Offner M., Zur Beurteilung des Melissos, "Arch. Geschichte Philos.", 1891, Bd 4, S. 12–33; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Meloni P., Contributo ad una interpretezione del pensiero di Melisso di Samo, "Annali della Facolt? di Lettere, Filosofia e Magistro della Universit? di Cagliari", 1948, v. 15; Untersteiner M., Senofane e Mellisso nel "De Melisso Xenophane Gorgia", "Antiquitas", 1953, pp. 3–65. A. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
345.71 кб

Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «Гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры

Лобовиков Владимир Олегович
Развивается формально-аксиологическая интерпретация учения Парменида и Мелисса о небытии небытия, множества и движения.
Читать PDF
459.91 кб

Метафизика и физика Парменида и Мелисса в свете двузначной алгебры формальной аксиологии

Лобовиков В.О.

Похожие термины:

  • МЕЛИСС ИЗ САМОСА

    (V в. до н. э.) - древнегреческий философ, представитель школы элеатов. Мелисс систематизировал в прозе философию элеатов, внеся в нее свои изменения. Так, в отличие от Парменида, он считал бытие беско
  • МЕЛИСС САМОССКИЙ

    греческий философ V в. до н. э., принадлежал к элейской философской школе, по всей вероятности был учеником Парменида, учил о том, что бытие не страдает и безгранично во времени (времени не существует
  • Мелисса (Мелитта)

    В древнегреческой мифологии имя Мелисса (Мелитта) принадлежало трем героиням, так или иначе, но непременно связанных с пчелами. Пчелы считались божественными насекомыми, бывшими некогда нимфами.
  • Мелиссей

    В древнегреческой мифологии Мелиссеем звали критского царя, отца нимф Адрастеи и Мелиссы, вскормивших младенца Зевса медом и молоком козы-нимфы Амалфеи.