МАНРО Томас

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МАНРО ТОМАС

Munro), Томас (р. 1897) – амер. эстетик, последователь эстетики натурализма. Проф., редактор "Journal of aesthetics and art criticism", президент Амер. об-ва эстетики (1942–44). Последователь Дьюи и Сантаяны. В работах "Научный метод в эстетике" ("Scientific method in aesthetics", 1928), "К превращению эстетики в науку" ("Toward science in aesthetics", 1956, и др.) М. обосновывает натуралистич. эстетику. Критикуя философский подход к иск-ву, сводящийся, по М., к абстрактным рассуждениям о красоте, М. утверждает, что эстетика должна "ограничиваться только фактами" (см. указ. соч., ?. ?., 1956, р. 135). Обосновывая идею о равноправии всех направлений в иск-ве и эстетике, М. считает, что натуралистич. эстетика должна вбирать в себя самые разнообразные концепции, как материалистич., так и идеалистич., и утверждает, что натурализм противоположен всем формам супернатурализма и трансцендентализма. М. строит свой науч. метод на анализе эстетич. форм и психологии процесса восприятия, считая решающим критерием в оценке художеств. произведения его форму. Развитие иск-ва М. рассматривает как самостоят. замкнутый процесс, не связанный с развитием общества. Опираясь на социологию Спенсера, М. считает, что иск-ву присущи те же эволюц. тенденции, что и животному, растит. миру. Проблемы эстетич. воспитания М. пытается решить вне социальных отношений ("Художеств. воспитание. Его философия и психология" – "Art education. It´s philosophy and psychology", 1956). Объективизм и аполитичность эстетики М. делают его взгляды чрезвычайно популярными в совр. бурж. эстетике. Соч.: Primitive Negro sculpture, N. Y., [1926 ]; Great pictures of Europe, N. Y., [1930 ]; The arts and their interrelations, N. Y., 1949. Лит.: Агафонова С. М., Социальная сущность эстетики Т. М., "Вопр. философии", 1963, No 12. С. Агафонова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАНРО (Munro) Томас
р. 1897) — амер. эстетик, представитель неопозитивизма. Эстетика, по М.,— не философская, а эмпирическая наука, ориентированная на конкретные наблюдения и эксперимент, на изучение таким способом факторов возникновения, функционирования и восприятия нск-ва,процесса создания худож. ценностей. Красота рассматривается М. как ценность, возникающая в эстетическом опыте, а иск-во определяется как деятельность по реорганизации материала с целью создания такого опыта, к-рый наряду с эстетической ценностью может включать в себя и мн. др. аспекты (познавательные, нравственные, политические, воспитательные). В основе конкретных исследований М., касающихся взаимодействия видов искусства и эволюции стиля, лежит анализ формообразования. Именно форму как способ организации чувственного материала в произв. иск-ва М. считает решающим критерием эстетической оценки, связывая учение о форме с психологией восприятия. Произв. иск-ва, по М.,— не просто физическая структура, а также и эстетическая форма — стимул к восприятию, к эмоциональным оценочным реакциям, к-рые различаются у разных людей, а понять их помогает психология. Поставив в центр своей эмпирической эстетики изучение проблем формы и формообразования, М. в этом ракурсе разрабатывает морфологию иск-ва, в к-рой предлагается ряд принципов классификации его видов. Но плюрализм подходов к худож. деятельности, позволяя охватить почти все ее наличные формы, приводит к существенным просчетам в теории. Ограничив систематизацию иск-ва лишь классификацией форм, М. оставляет в стороне вопрос об их сопряжении с особенностями худож. содержания. Его классификация оказывается в полном смысле формальной, не перерастает в систему, вскрывающую существенные связи между видами иск-ва, уходит в «дурную бесконечность». Предлагаемая М. программа эстетического воспитания (приобщение к миру иск-ва и формирование духовно развитого гражданина об-ва) гуманистична. Однако она не учитывает существующих в буржуазном об-ве социальных перегородок, затрудняющих доступ к культуре выходцам из низших слоев об-ва. Осн. работы М.: «Научный метод в эстетике» (1928), «К превращению эстетики в науку» (1956), «Художественное образование. Его философия и психология» (1956), «Эволюция в искусстве» (1963).

Источник: Эстетика: Словарь