КОТАРБИНЬСКИЙ Тадеуш

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОТАРБИНЬСКИЙ Тадеуш
31.3.1886, Варшава - 3.10.1981, там же), польск. философ и логик. В 1957-62 президент Польск. АН. Иностр. чл. АН СССР (1958).
Будучи одним из осн. представителей львовско-варшавской школы, К. занимал позицию, близкую к материализму, рассматривая психическое как отражение объективной реальности, принципиально доступной чувств. восприятию. Эти взгляды сочетались со стремлением к макс, рационализации процесса познания, средством к-рой К. считал логич. реконструкцию языка науки как условие освобождения его от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. К. сформулировал направленную против субъективно-идеалистич. и неореалистич. интерпретаций науки программу «реизма», или «конкретизма» (от лат. res - вещь, соncretio - материя, вещество). Ее осн. постулаты: реально существуют только вещи (тела), свойства и отношения не существуют помимо вещей; каждому имени (термину) соответствует реальная вещь; общие имена, а также названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, к-рые в языке науки должны быть элиминированы. Номиналистич. программа «реизма» встретилась с серьезными трудностями. В более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования. К. принадлежат оригинальные работы по теории вывода, логич. семантике, истории логики.
Идею рациональной реконструкции К. перенес в сферу этики и практич. деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности. Осн. принцип этич. концепции К., к-рую он противопоставлял бурж. утилитаризму, а также религ. морали, гласит: человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ,на судьбы к-рых он может оказать влияние. Демократизм и гуманизм этики К. ослабляются абстрактностью ее осн. категорий («голос совести», одинаковый для всех людей, в любых обществ.-историч. условиях и др.).

Источник: Советский философский словарь

КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш
1886-1981) - польск. логик и философ, один из главных представителей Львовско-варшавской школы. С 1919 - проф. Варшавского ун-та, в 1957-62 - президент Польской академии наук. К. занимал позицию, близкую к номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-е годы К. сформулировал направленную против субъективно-идеалистических и неореалистических интерпретаций науки программу "реизма", или "конкретизма" (от лат. res - вещь, koncreto - материя, вещество). Она постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей. Значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в принципе можно элиминировать из языка науки. Вещь - любой предмет с пространственно-временными характеристиками. "Реизм" отвергает психофизический параллелизм и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы.
Номиналистическая программа "реизма" встретилась с принципиальными затруднениями; невозможностью "реистического" обоснования объективности познания, адекватности субъективных образов познаваемым предметам, разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями - с другой. В плане методологии трудность состояла в интерпретации теоретических терминов: последовательный "реизм" должен видеть в этих терминах "псевдоимена", не имеющие реальных дисигнатов, но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми¤ препятствиями при "переводе" классических понятий (классы классов, кардинальные числа и проч.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования.
Аналитический стиль мышления был перенесен им в сферу этики и практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание ученых различных специальностей: логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Основной принцип этики К., которую он противопоставлял утилитаризму, а также религиозной морали, гласит: "человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние". Принцип "минимизации зла" допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство и справедливость.
В. Н. Порус
Развитие праксеологии // Польское обозрение. 1962, № 12-13; Избранные произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М., 1975; Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera. Krakow, 1915; Wybor pism. T. 1-2. Warszawa, 1957-58; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologii nauk. Wroclaw, 1961.

Источник: Современная западная философия: словарь

КОТАРБИНЬСКИЙ Тадеуш
З марта 1886, Варшава — 3 октября 1981, Варшава) — польский логик и философ, один из главных представителей Львовско-Варшавской школы». Закончил Львовский университет, где учился у К. Твардовского. Профессор Варшавского университета (1919—60), ректор Лодзинского университета (1945—49), президент Международного Института философии (1960—63), президент Польской АН (1957—63). Котарбиньский был близок номиналистическому материализму, сочетавшемуся с рационалистической теорией познания и аналитическим стилем, акцентирующим логическую реконструкцию языка философии и науки как условие освобождения от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. он сформулировал программу «реизма» или «конкретизма» (от лат. res — вещь, concrete — материя, вещество). Эта программа постулировала реальность существования только телесных объектов (вещей) и отвергала реальность существования свойств и отношений помимо вещей; значением имени является вещь, а общие имена, названия свойств и отношений должны рассматриваться как метафоры или сокращения, в принципе элиминируемые из языка науки. Вещь — любой предмет с пространственно-временными характеристиками, «Реизм» отвергает психофизический параллелизм и трактует психические процессы как деятельность организмов и состояния нервной системы. Номиналистическая программа «реизма» встретилась с принципиальными затруднениями: невозможностью «реистического» обоснования объективности познания, адекватности субъективных состояний познаваемым предметам; метафизическим разрывом между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями — с другой. В методологическом плане трудность состояла в интерпретации теоретических («ненаблюдаемых») терминов: «реизм» должен был видеть в этих терминах «псевдоимена», но в то же время теоретические термины неустранимо существенны для развития научного познания. Номиналистическая трактовка логики и математики сталкивается с непреодолимыми препятствиями при «переводе» классических понятий (классы классов, кардинальные числа и пр.) в язык первопорядкового исчисления предикатов. В более поздних работах он признал объективность свойств и отношений, настаивая, однако, на вторичном, производном характере их существования.
Аналитический стиль мышления был перенесен Котарбиньским в сферу теоретической этики и понимания практической деятельности. Он сформулировал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности, привлекшую внимание логиков, экономистов, психологов, кибернетиков. Развитие этой программы должно было привести к общим решениям проблем организации и управления, которые можно было бы применить в различных конкретных сферах человеческой деятельности: в экономике, политике, производстве и др. Методологию науки он рассматривал как раздел праксеологии: общая методология рассматривает способы и методы успешной научной деятельности как таковой, конкретные методологии относятся к специальным научным областям: физике, математике, истории и т. п. Котарбиньский развивал концепцию «независимой этики», для обоснования положений которой нет необходимости обращаться к каким-либо источникам помимо оценок, вырабатываемых в межчеловеческих отношениях. Этические нормы не зависят от учений о бессмертии души или о взаимоотношениях духа и материи. Основным принципом «независимой этики» является «практический реализм»: человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ, на судьбы которых он может оказать влияние. Совесть человека в первую очередь зовет его к действию, направленному не на увеличение практической пользы, а на устранение несчастий. Высшие нравственные качества человека: отвага, добросердечие, стойкость в труде и борьбе, внутренняя дисциплина, справедливость. Принцип «минимизации зла» допускал различные прочтения: индивидуалистическое самоусовершенствование, непротивление злу насилием, активное сопротивление злу, включая борьбу за социальное равенство и справедливость. Поэтому его применение в жизни всегда должно быть конкретно ориентировано общей гуманистической установкой.
Соч.: Utylitarysm w etyce Milla i Spensera. Krakow, 1915; Wybor pism, т. 1—2. Warsz., 1957—58; Elementy teorji poznania, logiki formalnej I metodologii nauk 2. Wroclaw, 1961 ; Lecons sur lhistoire de la logique. P 1964, в рус. пер.: Развитие праксеологии. — «Польское обозрение», 1962,№ 12—13; Избр. произведения. М., 1963; Трактат о хорошей работе. М.,1975.
Лит.: Нарскии И. С., Берников М. И. Номиналистический материализм Т. Котарбиньского и С. Лесневского. — «философские науки», 1972, № 4; Верников M. H. Методологический анализ кризиса философского идеализма. На материалах польской философии конца 19-1-й трети 20 в. К., 1978.
В. H. Порус

Источник: Новая философская энциклопедия

КОТАРБИНЬСКИЙ Тадеуш

(р. 31 марта 1886) – польский логик и философ, проф. ун-та в Варшаве (с 1919), ректор ун-та в Лодзи (1945–49), зав. кафедрой логики Варшавского ун-та (1951–61), президент Польской АН (1957–62), иностранный член АН СССР (с 1958) и АН Болгарии. В начале своей филос. деятельности К. представлял наиболее близкое к материализму крыло львовско-варшавской школы; утверждал, что психическое есть отражение объективно-реального (тезис т.н. радикального реализма), что не существует ничего, что принципиально не могло бы стать, в той или иной форме, предметом чувств. восприятия. По мере филос. эволюции К. его материалистич. взгляды становились все более определенными. К. выдвинул онтологич. учение (к-рое назвал р е и з м о м, от лат. res – вещь, или к о н к р е т и з м о м, от concretus – букв. – сросшийся; цельный), являющееся номиналистич. разновидностью материализма. Осн. идея конкретизма такова: единственной онтологич. категорией является категория вещи; при этом под вещью понимается любой пространств.-временной объект, т.е. нечто конкретное и телесное (отсюда др. название реизма: с о м а т и з м, от греч. ???? – тело); общие свойства и отношения К. первоначально истолковывал как метафорически употребляемые термины. Семантический аспект этого учения, относящийся к выражению онтологич. категорий в языке, приводил к признанию в качестве подлинных предложений (т.е. выражений, относительно к-рых можно ставить вопрос об их смысле) лишь таких выражений языка, в к-рых (помимо логич. терминов и вспомогат. выражений) встречаются только имена вещей, но нет названий свойств и отношений (квазиимен); предложения, в к-рых встречаются квазиимена, суть сокращения для предложений, относящихся к вещам. Этот характерный для конкретизма К. метафизич. разрыв между вещами, с одной стороны, и их свойствами и отношениями, с другой, постепенно преодолевался К. В последние годы (см. Wyb?r pism, Warsz., 1958, t. 2, s. 180) К. признал объективность свойств и отношений, подчеркивая вместе с тем, что их существование носит вторичный, производный по сравнению с вещами характер. Такое истолкование конкретизма К. рассматривает как проведение точки зрения диалектич. материализма в вопросах логической семантики. Филос. взгляды К. тесно связаны с его работами в области совр. формальной логики (так, его конкретней можно рассматривать как филос. истолкование исчисления имен Лесьневского); ему принадлежат работы по проблеме истинности, теории вывода, по проблемам логич. семантики, по истории логики (см., напр., "Лекции по истории логики" – "Wyk?ady z dziej?w logiki", 1957) и применениям логики в конкретных науках (в деятельности юриста и педагога, см., напр., "Курс логики для юристов" – "Kurs logiki dla prawnik?w", 1951, 6 wyd., 1963). К. сыграл большую роль в постановке логич. образования и в развитии логич. науки в Польше. В настоящее время К. разрабатывает т.н. праксеологию, к-рую он определяет как науку о законах результативности любой человеч. деятельности (см. "Развитие праксеологии" в журн. "Польское обозрение", Варшава, 1962, No 12, с. 12; см. также No13, с. 7–11). В праксеологии рассматриваются понятия действия, деятельности, действующего лица, объекта действия, орудия, средства, цели, продукта труда, результата действия и т.п. Хотя в праксеологии К. имеются спорные моменты, очевидно ее родство кругу идей кибернетики и проблематике научной организации труда. В этике К. неизменно занимал прогрессивные демократич. позиции; он подверг резкой критике этику утилитаризма (см., напр., "Утилитаризм в этике Милля и Спенсера" – "Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera", 1915). Свою систему этики К. назвал независимой, стремясь тем самым подчеркнуть ее светский, независимый от церкви характер. Осн. принцип ее – минимизация несчастий (если человек не в состоянии делать добро, он должен, по крайней мере, не делать зла). Преодолевая пассивный характер своей этики, К. в выступлениях 1956–60 включает в нее принцип борьбы трудящихся за освобождение от эксплуатации. К. активно борется за освобождение школы и обществ. жизни от влияния католич. церкви. Общедемократич. гуманизм и антиклерикализм взглядов К. сыграли большую роль в борьбе с религ. моралью в Польше. Соч.: Szkice praktyczne, Warsz., 1913; Elementy teorji poznania, logiki formalnej i metodologji nauk, Lw., 1929, 2 wyd., Wr., 1961; ? zagadnie? og?lnej teorii walki, Warsz., 1938; Traktat о dobrej robocie, ?odz, 1955; [2 wyd. ], Wr.–Warsz., 1958; Sprawno?c i b??d, Warsz., 1956, 3 wyd., Warsz., 1960; Wyb?r pism, t. 1–2, Warsz., 1957–58; Prakseologia czyli zasady sprawnego dzia?ania, "Argumenty", 1963, No 19; B??d praktyczny, "Studia Filosoficzne", 1963, No 2 (33); в рус. пер. – Развитие праксеологии, "Польское обозрение", 1962, No 12, 13; Избр. произв., М., 1963. Лит.: Васzkо В., О pogl?dach filozoficznych i spo?eczno-politycznych T. Kotarbi?skiego, Warsz., 1951; Греневский Г., Кибернетика без математики, M., 1964, гл. 5.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КОТАРБИНЬСКИЙ ТАДЕУШ

польский философ и логик, создатель праксеологии. Учился в Краковском университете, Высшем политичесом училище Дармштадта, с 1907 по 1912 - во Львовском университете у К. Твардовского. Учительствовал в гимназиях Варшавы, с 1919 - экстраординарный, а с 1929 - ординарный профессор Варшавского университета (с перерывами до 1961). С 1927 - руководитель Польского философского общества. В войну преподавал на подпольных курсах, организованных в Варшаве и Радоме. В 1944 в Варшаве погибла часть его архива и работ (в частности, первый вариант "Праксеологии"). С 1946 по 1949 - ректор университета в Лодзи, с 1951 - заведующий кафедрой логики в Варшавском университете. Член Польской АН с 1951, в 1957-1962 ее президент. Иностранный член АН СССР (с 1958). Основные работы: "Практические оценки" (1913); "Утилитаризм в этике Милля и Спенсера" (1915); "Элементы теории познания, формальной логики и методологии науки" (1929); "Из проблем общей теории борьбы" (1938); "Трактат о хорошей работе" (1955); "Точность и ошибка" (1956); "Лекции по истории логики" (1957); "Избранные письма" (т. 1-2, 1957-1958) и др. К. - один из основных представителей Львовско-Варшавской школы аналитической философии. Признавал, в частности, влияние на себя номиналистической концепции другого крупного представителя школы Ст. Лесьневского (1886-1939). Свою философию обозначил трояко: как "реизм" (лат. res - вещь), как "конкретизм" (лат. concretio - материя, вещество), как "пансоматизм" (греч. coma - тело и pan - все), что оттеняло разные ее аспекты. В конце жизни чаще пользовался термином "пансоматизм", отличая его от "материализма". Много занимался проблемами логики (логической семантикой, теорией вывода, историей логики), однако свою заслугу видел прежде всего в разработке, наряду с концепцией реизма, "независимой этики" (независимой в двояком смысле слова - от религии и от собственных философских построений), исходящей из принципа "минимизации зла" в жизни, и предписывающей индивиду поступать в соответствии с "голосом совести", и "праксеологии" как общей теории организации деятельности. Последняя принесла К. поистине мировую известность. В своей философской концепции исходил из номиналистической посылки о существовании только вещей и введенных человеком для их обозначения знаков описывающего вещи языка. Под вещью понимал любой предмет, обладающий пространственно-временными характеристиками и способный, следовательно, воздействовать на другие вещи. Исходя из принципа "радикального реализма" отрицал существование имманентных образов сознания, последние не суть вещи, так как идеальность не позволяет иметь предметность, быть "физическим нечто". На тех же основаниях отрицается существование свойств, отношений, "положений вещей" ("фактов"), событий ("актов") в силу их вневременности и (или) внепространственности, т.е. неспособности быть вещами (телами). В духе общей установки и аргументации ("в силу противоречивости") номинализма отрицается существование общих предметов. Существуют только вещи ("реизм"), точнее бесконечное множество тел ("конкретизм"), одним из типов тел (способных мыслить) являются субъекты ("пансоматизм"). Соответственно наука может иметь своим предметом только вещи, а гуманитарная наука - человека и связанные с ним вещи (произведения, изделия и т.д.). О гневе, умственном развитии, усталости и т.д. как предметах изучения психологии, например, можно говорить лишь при условии, что смысл подобных утверждений имеет лишь вторичный, замещающий, переносный характер. Ведь реально существует только индивид, что-то переживающий, а сверх этого, наряду с ним или кроме него нет никакого другого объекта. Мы принципиально способны отобразить вещи непосредственно или через знаки. "И если мы наблюдаем внимательно и при благоприятных условиях, если мы, кроме того, правильно понимаем знаки, мы верно отображаем действительность и вещи открываются нам такими, какими они являются в действительности; мы мыслим истинно, мы познаем действительность и суждения, которые мы как таковые высказываем, являются истинными". Однако, для этого процесс познания должен быть рационализирован на основе реконструкции языка науки, освобождения его от неоднозначных понятий, т.е. "языковых гипостаз". Фактически, "реизм" - это программа "проверки возможности оперирования изъявительными предложениями". Отсюда его постулаты: каждому имени (термину) должна соответствовать реальная вещь; общие имена, а также названия свойств, отношений, положений вещей ("факты") и событий ("актов") должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в языке науки должны быть элиминированы. Последний постулат в поздних работах К. ослаблен: за этими названиями признан вторичный, замещающий, переносный характер. Однако, в любом случае наука должна избегать "нелегально записанных" пустых знаков. В силу принципиальной противоречивости номиналистической установки К. многократно на протяжении жизни менял, удерживая суть концепции, аргументацию и постоянно колебался между логико-семантической и онтологической версиями "реизма" (сам он насчитывал восемь таких "поворотов" - стадий становления концепции). К тому же под воздействием марксизма К. (во второй период своего творчества) стал определять реизм как материализм, освобожденный от языковых гипостаз. См. также: Универсалии, Номинализм.
В.Л. Абушенко

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
307.11 кб

Философский портрет Тадеуша Котарбиньского (на основе биографических и автобиографических сведений)

Ильина Юлия Андреевна
Рассматривается философская личность Тадеуша Котарбиньского с учетом всех сопутствующих обстоятельств бытийного и научного характера. На основе воспроизведения личной и творческой биографии и автобиографии Т.