Клод Анри де Сен-Симон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СЕН-СИМОН Клод Анри де
(1760, Париж – 1825, там же) – оригинальный мыслитель, которого трудно отнести к определенному философскому течению: он сам положил начало важным направлениям философско-социологической мысли. Вместе с О. Контом создал основы позитивистской социологии; от него ведет начало технократическая традиция в современной социологии; в философии истории первым обратил внимание на громадную роль производства в развитии общества. Опираясь на естественные науки, он стремился научно объяснить природу человека и выработать модель общества будущего. С.-С. происходил из знатной дворянской семьи, получил блестящее домашнее образование, которое впоследствии углубил под руководством профессоров Политехнической и Медицинской школ, общаясь с учеными из Англии, Германии, Швейцарии. В молодости он поступил на военную службу и в 1779 уехал в Северную Америку, где сражался за независимость Соединенных Штатов. Вернувшись во Францию, какое-то время занимался скупкой и перепродажей земельных участков, но был разорен недобросовестным компаньоном. После этого и до конца своих дней жил в нищете, перебиваясь случайными заработками и уделяя основное время научным исследованиям. С.-С. был приверженцем развития производства и высоко ценил роль производителей в обществе («производителем» он считал и капиталиста, и рабочего, ученого, крестьянина, торговца и даже банкира). В «Письмах к американцу» (1817–1818) он положительно характеризует американскую демократию, ценя в ней особенно ее религиозную терпимость, отсутствие привилегированных слоев и ориентацию на мирное промышленное развитие. Отмечая в ходе анализа Французской революции, что она не ликвидировала окончательно привилегии аристократии, С.-С. вообще ставит под вопрос значимость политических перемен в жизни общества. Гораздо более важными он считает перемены социального характера, связанные с техническим и индустриальным прогрессом. В «Катехизисе промышленников» (1823–1824) С.-С. критикует либерализм, принцип свободы индивида как мешающий воздействию общества на личность, поскольку подчинение части целому для общества необходимо. Разработанная им иерархическая модель управления промышленным обществом имела административно-хозяйственный характер. С.-С. придерживался своеобразного взгляда на ритм человеческой истории, отмечая в ней смену «органических» и «критических» периодов. Органическими он считал те общества, в которых все подчинено единому принципу (таким ему виделось не только раннее, до XV в., феодальное общество, но и будущее промышленное общество). Критические периоды истории отличаются плюрализмом принципов: общество распадается на фрагменты и оказывается нежизнеспособным (таким он считал либеральное общество). Принципом, объединяющим промышленное общество, должно было стать «братство» производителей, которое С.-С. думал увязать со строгой общественно-производственной иерархией. Идею «братства» он положил в основу разрабатывавшегося им «нового христианства», которое не сулило людям небесного рая, но обещало рост благосостояния многочисленным бедным классам в результате развития производства, наук и искусств. У С.-С. было довольно много учеников (П. Анфантен, С.А. Базар, О. Конт, О. Тьерри и др.); после смерти учителя они пропагандировали и развивали его идеи. Базар, Анфантен и др. издали книгу «Изложение учения Сен-Симона» (1828–1829), представлявшую собой систематизацию взглядов С.-С., но содержавшую также ряд новых положений, которые придали сенсимонизму четкую социалистическую окраску: их идеалом была всемирная ассоциация человечества, где исчезли бы войны, эксплуатация человека человеком и было бы отменено право наследования собственности.
Соч.: Собрание сочинений А. де СенСимона. М.; Пг., 1923; Избр. произв. М.; Пг., 1924. Лит.: Чичерин, Б.Н. Клод Анри де Сен-Симон и его школа. Б/м, 1901 (2015); Плеханов, Г.В. Французский утопический социализм //
Соч. М.; Л., 1925. Т. 18; Семенов, В.С. СенСимон, Фурье и их школы. М.; Л., 1926; Воробьев, Ю.А. Критика К. Марксом и Ф. Энгельсом утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). М., 1950; Волгин, В.П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961; Levasseur, Е. Les études sociales sous la Restauration. Saint-Simon et saint-simonisme. P., 1902; Dumas, G. Psychologie de deux messies positivistes. Saint-Simon et O. Comte. P., 1905; Leroy, M. Le socialisme des producteurs. Henri de Saint-Simon. P., 1924; Brunet, G. Le mysticisme social de Saint-Simon. P., 1925; Durkheim, E. Le socialisme, sa définition, ses dé- buts: la doctrine saint-simonienne. P., 1928; Gouhier, H. La jenesse d’Auguste Comte et la formation du positivisme. V. 1–3. P., 1933, 1936, 1941; Shine, H. Carlile and the Saint-simoniens. L., 1941; Manuel, F. The New World of Henri de Saint-Simon. Cambridge (Mass.); Harvard, 1956; Gurvitch, G. Les fondateurs français de la sociologie contemporaine. P., 1958; Perroux, F. Industrie et création collective. V. 1. P., 1964; Fisichella, D. Il potere nella societa industriale. Saint-Simon et Comte. Napoli, 1965; Walch, J. Bibliographie du saint-simonisme avec trois textes inédits. P., 1967; Rouchdi, F. Sociologie, socialisme et internationalisme prémarxistes. Neuchâtel, 1968; Ansart, P. Saint-Simon. P., 1969. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

Клод Анри де Сен-Симон
1760-1825) - французский социолог, социалист-утопист. Аристократ по происхождению, участвовал в борьбе за независимость североамериканских колоний как французский офицер. Приветствовал Великую французскую революцию 1789-1794 гг.
На мировоззрение Сен-Симона и его интерес к философии и науке оказали влияние идеи Просвещения XVIII века и прежде всего идея прогресса. Он был не удовлетворен результатами Великой французской революции и задумал создать социологическую систему как орудие реорганизации общества на научных основах. При этом он исходил из того, что и природа и общество подчиняются действию единого ньютоновского закона всемирного тяготения.
Сен-Симон выдвинул концепцию «социальной физиологии» («науки о человеке») - научного изучения человека и общества. В основе этой концепции Сен-Симона лежал принцип историзма, т.е. рассмотрение общества как целостного организма, который закономерно развивается от низших стадий к высшим. В этом организме все стороны связаны как определенными религиозными и моральными принципами, так и трудовой деятельностью. Это единство, по мнению Сен-Симона, обеспечивалось во все времена связью науки (теоретического знания) и индустрии, под которой он понимал не только производство, но и всю продуктивную деятельность. Наука и индустрия - это ключевые факторы, формирующие различные типы общества в ходе эволюции человека от примитивного состояния до настоящего времени. При этом прогресс для Сен-Симона состоял в том, чтобы удовлетворять насущные потребности людей, развивать их творческие способности, предоставлять простор для развития цивилизации и наук, выдвижения достойных носителей знания и культуры.
Сен-Симон разработал схему исторического прогресса, по которой каждая конкретная общественная система покоится на определенной системе взглядов и убеждений и если такие взгляды и убеждения теряют доверие, социальный порядок рушится. Так он полагал, что победа Просвещения над теологией привела к разрушению феодального строя. Только новый уровень идей - современные «позитивные» науки - могут быть основой для постфеодального, индустриального порядка. Это произойдет после того, как на смену старым правящим классам - землевладельцам и духовенству - придет восходящий класс ученых, инженеров, художников, а также промышленников и производителей.
Сен-Симон был одним из первых мыслителей, кто определил главные черты возникшего индустриального общества (или «индустриальной системы»). Подвергая критике капиталистическое общество того времени, Сен-Симон говорит, что «оно являет собой воистину картину мира, перевернутого вверх ногами», в нем «менее обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых им средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников».
Сен-Симон полагает, что историческое развитие общества должно вести к формированию нового общества, построенного на разумных основаниях, к «новой промышленной системе». Свой проект нового общественного устройства Сен-Симон изложил в произведениях: «О промышленной системе» (1821-1822), «Катехизис промышленников» (1823-1824), «Новое христианство» (1825).
Сен-Симон считал, что лишь всемерное развитие производства может избавить трудящиеся массы от бедствий путем эффективного использования научных принципов организации общества. Этими принципами должны быть внедрение всеобщего обязательного производительного труда, обеспечение всем равных возможностей применить свои способности, создание плановой организации производства, которое должно обеспечить все потребности общества. Общество должно стать большой производительной ассоциацией, а весь мир постепенно превратится во всемирную ассоциацию народов. Основной социальной целью должен быть производительный труд, а политической силой, которая осуществляется обученными администраторами, будет прикладная наука о производстве.
Сен-Симон не считал, что будущее общество будет бесклассовым, но полагал, что рабочие и буржуазия объединяются в едином классе «индустриалов», где рабочие должны подчиняться их «естественным» лидерам, однако их интересы будут гармонически интегрированы в понятии всеобщего благосостояния. В дальнейшем все люди - от рабочих до управляющих - будут принадлежать к единому классу производителей, имеющих общие интересы и противопоставленных паразитирующим группам общества, которые в конце концов будут ликвидированы.
В «промышленной системе» Сен-Симона предусматривалось подчинение всех предпринимателей единому плану работ. Чтобы единственным принципом в оценке людей во всех областях общественной жизни стали их способности и труд, Сен-Симон предлагал отменить право наследования.
Сен-Симон традиционно рассматривается как один из трех великих основателей современного социализма, наряду с Фурье и Оуэном.
Учение Сен-Симона оказало большое влияние на многих мыслителей и имело множество последователей. Была создана школа сен-симонизма, которая с течением времени превратилась в религиозную секту, но вскоре распалась. Одним из учеников Сен-Симона был Конт, одно время служивший секретарем Сен-Симона, который продолжал разрабатывать теорию позитивистской науки и философии и то, что он называл новой наукой - социологией.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник