КАН ЮВЭЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАН ЮВЭЙ
Кан Цзуй, Кан Гуанся, Кан H а н ь х а й (19.3.1858, с. Интань, ок. Кантона - 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), кит. ученый, философ, политич. деятель. В 1898 был гл. вдохновителем реформаторского движения и «реформ ста дней» (11.6. - 21.9.1898); спасаясь от преследований, уехал из Китая, путешествовал по Азии, Америке и Европг; в 1899 организовал в Канаде консервативный Союз защиты императора (Баохуан хуэй). С 1912 в Китае, боролся за установление конституц. монархии и превращение конфуцианства в гос. религию. Автор многочисл. соч., в к-рых рассматривается проблема подлинности канонич. книг и дается собств. интерпретация конфуцианства с привнесением элементов буддизма и нек-рых европ. теорий. Уделил значит. внимание концепции «перемен», или «изменений» (бянь), как проявления «пути неба», «закона (ли) вещей», имеющего эволюционный и в значит. мере индивидуальный характер. Традиц. конфуцианское понятие жэнь (гуманность) К. Ю. истолковывал как силу любви, объединяющую людей. Историч. развитие человечества объяснял при помощи почерпнутой из хроники «Гунъянчжуань» теории трех этапов: хаоса, поднимающегося покоя и великого покоя, сменяющих друг друга в эволюц. процессе. Дополнив эту теорию высказываниями Конфуция о периодах великого единения и равенства (датун) и малого спокойствия, К. Ю. развил универс. теорию социального развития датун, сходную с теориями европ. утопич. социализма: в условиях всеобщего равенства, любви, справедливости и обществ. владения имуществом идеальный мир будущего будет принадлежать всем людям; семья, гос-во, частная собственность, наказания и даже нац. языки будут упразднены либо постепенно исчезнут, так же как и «девять преград» (государственные, классовые, расовые, половые, профессиональные и т. п.) - источник человеческих страданий. Оказал значительное влияние па развитие общественной мысли в Китае кон. 19 в.

Источник: Советский философский словарь

КАН ЮВЭЙ
Кан Наньхай, Кан Цзуи, Кан Гуанся, Кан Чансу, Кан Гэнщэн) (19 марта 1858, уезд Наньхай провинции Гуандун — 31 марта 1927, Циндао провинции Шаньдун) — китайский мыслитель и политик. В юности учился у известного неоконфуцианского наставника того времени Чжу Цыци, испытал воздействие буддизма. С 1890-х гг. преподавал в Гуанчжоу (Кантоне), среди его учеников— будущий политик и философ Лян Цичао. В этот период были написаны труды «Сцньсюэ вэйцзин као» («Исследование поддельных канонов Новой школы», 1891) и «Кун-цзы гайчжи као» («Исследование реформ институтов Конфуцием», 1897). В 1895 получил высшую ученую степень цзиньши. В 1898 император принял предложения Кан Ювэя по модернизации системы образования, отмене старой системы госэкзаменов, усилению вооруженных сил, введению начал парламентаризма и самоуправ ления. Начавшиеся в июне «Сто дней реформ» завершились в сентябре 1898 дворцовым переворотом, заключением императора Гуансюя под домашний арест и казнью шести ведущих реформаторов. Самому Кан Ювэю удалось бежать в Гонконг. В 1899 он создал в Канаде Общество защиты императора, к началу 1900-х гг. завершил работу над «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»). В период зарубежных скитаний его увлечение западными идеями сменилось пафосом защиты национального наследия. После победы Синьхайской революции 1912 Кан Ювэй вернулся в Китай, где участвовал в провалившихся попытках учреждения конституционной монархии в 1917 и 1924.
Рассматривая Конфуция как «некоронованного правителя», посланного Небом для наведения порядка в обществе, Кан Ювэй для доказательства этого тезиса обратился к сопоставлению школ «текстов новых письмен» и «текстов старых письмен» (см. Цзин сюэ), появившихся в результате различных реконструкций доциньских философских произведений, уничтоженных при династии Цинь (221—206 до н. э.). Оспаривая утвердившуюся точку зрения, он объявил подделкой тексты «старых письмен», якобы найденные в стене дома Конфуция при династии Хань, одновременно настаивая на аутентичности канонов «новых письмен», восстановленных сразу после падения Цинь на основе устно переданных текстов. Если школа «новых письмен» считала Конфуция земным мудрецом, унаследовавшим древнюю традицию, упорядочившим и передавшим ее последующим поколениям, то школа «старых письмен» видела в нем божественную фигуру, находя в приписываемых ему текстах глубокий аллегорический смысл. Трактовка Конфуция как божества, ниспославшего «шесть канонов», дала Кан Ювэю возможность сформулировать свои социально-политические взгляды со ссылкой на авторитет древности, но без опоры на консервативную традицию имперского конфуцианства. Возглавив в 1912 Общество религии Конфуция, Кан Ювэй добивался конституционного закрепления государственного культа Конфуция. Общественные взгляды Кан Ювэя соединяли учение Хэ Сю (2 в.) о «трех эпохах» [«упадок и хаос» — «рождающийся мирравновесие» (шэн пин) — «великий мир-равновесие» (тай пин)] с конфуцианскими идеями «малого процветания-благосостояния» (сяо кан) и «Великого единения» (да тун). Кан Ювэй полагал, что человечество находится на этапе «рождающегося мира-равновесия» и начинает движение к идеальному обществу Великого единения, в котором будут сняты девять видов различия, вызывающих страдания (между государствами, расами, классами, полами, семьями, профессиями, видами, отменятся также «хаотические» иррациональные страдания и страдания из-за страданий). После установления всемирного общества всеобщего равенства и благоденствия, в котором будут невозможны войны и конфликты, главной проблемой человечества станет достижение бессмертия. Философским основанием социально-утопической теории Кан Ювэя служило соединение понятий Мэн-цзы о «сердце, небезразличном к страданиям других людей», фундаментального конфуцианского понятия о гуманности (жэнь), учения об «изначальной пневме» (юань ци) и заимствованного западного понятия об «электричестве» (дянь). «Пневма» и «электричество» пронизывают все бытие и порождают взаимное притяжение вещей, что у людей проявляется в форме «гуманности» — сочувствия друг другу, взаимопомощи и т. д. Соч.: Кан Наньхай вэньцзи (Собр. соч. Кан Наньхая), т. 1—8. Шанхай, 1915; Датун шу(Книгао Великом Единении). Пекин, 1956. Лит.: Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980; Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Да тун— теория утопического коммунизма или положительный идеал китайских реформаторов?— В кн.: Общественно-политическая мысль Китая (кон. XIX — нач. XX в.). М., 1988; Jung-pang Lo (ed.). Kang Yu-wei: A Biography and a Symposium. Tucson, 1967; Hsiao Kung-chuan. A Modern China and a New World: Kang Yu-wei, Reformer and Utopian, 1858— 1927. Seattle-L., 1975.
А. В. Ломаное

Источник: Новая философская энциклопедия

КАН ЮВЭЙ

1858–1927) – кит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии, знакомился с естественными науками Запада по переводным книгам. В конце 19 в. выступил с требованиями социальных реформ бурж.-демократич. характера. В условиях подъема патриотич. движения в Китае К. Ю-в. стал лидером сторонников реформ. Он неоднократно посылал доклады императору Гуан Сюю с предложениями отмены рутинной экзаменац. системы, поощрения науч. открытий, осуществления свободы слова и созыва парламента для осуществления конcтитуц. правления. Император поддержал требования К. Ю-в. и последний получил возможность руководить их практич. осуществлением. Период, когда К. Ю-в. пытался осуществить свои реформы, называют периодом "ста дней реформ". Ожесточенное сопротивление консерваторов привело к поражению реформаторов, а сам К. Ю-в. был вынужден бежать в Гонконг. Несмотря на поражение, движение за реформы сыграло в истории Китая прогрессивную роль, т.к. оно соответствовало интересам нарождающихся бурж. отношений. В основе общественно-политич. воззрений К. Ю-в. лежала философия, представлявшая собой соединение традиц. положений др.-кит. философии, гл. обр. конфуцианства, с данными естеств. наук нового времени. Восприняв традиции древней кит. материалистич. философии, К. Ю-в. признавал объективное существование внешнего мира. Вместе с тем, он часто допускал соединение представлений совр. науки и идей, заимствованных из др.-кит. философии, напр. буддизма. Так, по его мнению, сознание – это электричество, понятие ци – это химич. элемент (юаньсу). Тем не менее для того времени мировоззрение К. Ю-в. было прогрессивным, т.к. в основе его взглядов на развитие природы лежало признание эволюции. Будучи материалистом в отношении к природе, К. Ю-в. не смог порвать с идеализмом в отношении к человеку. Отождествляя сознание с электричеством, он приходил к выводу о том, что сознание может существовать самостоятельно так же, как и электричество. К. Ю-в. верил в то, что только сознание может освободить тело от страданий. Проповедуя всеобщую любовь и братство, он в то же время отрицал революц. борьбу, считая, что прогресса можно достичь путем постепенных реформ. К. Ю-в. написал много произведений, важнейшими из к-рых являются "Исследования поддельных классических книг Синьской школы" ("Синь сюэ вэй цзин као"), "Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя" ("Кун-цзы гай чжи као") и "Книга о великом соединении" ("Да тун шу"). В произв. "Синь сюэ вэй цзин као" К. Ю-в. доказывает истинность учения Конфуция и резко критикует более поздние произведения: "Чжоу-ли", "И ли", "Цзо чжуань" и др., называя их подделками под Конфуция. В работе "Кун цзы гай чжи као" доказывается необходимость проведения реформ с указанием на то, что это путь, завещанный Конфуцием. Гл. произведение К. Ю-в. – "Да тун шу". Оно представляет собой важную веху в развитии в Китае идей утопич. социализма. К. Ю-в. описывает общество "Великого единения" (датун), в основе к-рого лежат осн. политич., экономич. и моральные принципы: всеобщая любовь и всеобщее братство, никаких классовых и имуществ. различий, обществ. управление гос-вом, пром-стью и с. х-вом, все принадлежит всем. Пропагандируя социальные реформы, К. Ю-в. использовал древнее учение о трех стадиях обществ. развития, согласно к-рому общество в своем развитии неизбежно проходит три эры: хаоса, становления мира и всеобщего спокойствия. В интерпретации К. Ю-в., это–переход от смут и междоусобиц к абс. монархии, от абс. монархии к конституционной и далее к обществу "датун". Задача реформаторов, по К. Ю-в., заключалась в установлении конституц. монархии, т.е. в том, чтобы добиться перехода Китая в стадию становления мира. Считая обязательным прохождение стадий развития в строгой последовательности, признавая только реформы, К. Ю-в. стал противником демократич. революц. движения за создание республики, лидером к-рого был Сун Ят-сен, выступил в защиту императора, а после его свержения возглавил движение за реставрацию императорской власти. Соч.: Чан син сюэ цзи (Зап. ученого), Шанхай, 1898; У-сюй цзоу чао (Доклады 1898 г.), Пекин, 1911; Ли-Юнь-чжу (Комментарий к "Ли-юнь"), Шанхай, 1912. Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 456–83; Тихвинский С. Л., Китайский утопист Кан Ю-вэй. "Вопр. философии", 1953, No 6; его же, Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Сенин Н. Г., Прогрессивные мыслители Китая конца 19 века, М., 1958; Избр. произв. прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–98). [Сост. и общ. ред. Н. Г. Сенина и Ян Хин шуна ], пер. с кит., М., 1961; У Цзэ Кан Ю-вэй юй Лян Ци-чао (Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао), Шанхай, 1949; Ли Цзэ-хоу, Кан Ю-вэй Тань Сы-тун сы-сян яньцзю (Взгляды Кан Ю-вэя и Тань Сы-туна), Шанхай, 1958; ?sur M., Kang Ju-wei. The great reformer, "Natural rev.", 1915; Cameron M., The reform movement in China 1898–1912, L., 1931; Franke О., Die staatspolitischen Reformversuche K´ang Ju-wei´s und seiner Schule, Hamb., 1935; Bland J. O. P. and Backhouse E., China under the Empress Dowager, Peking, 1939; Thompson L. (transl.). Ta T´ung Shu. The one world philosophy of K´ang Ju-wei, L., 1958. Ши Цзюнь. КНР.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

КАН ЮВЭЙ
Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуй. 19.3.1858, уезд Наньхай пров. Гуандун, - 31.3.1927. Мыслитель и политич. деятель, лидер реформаторского движения в Китае на р-же 19 -20 вв. Выходец из помещичье-чиновничьей семьи, насчитывавшей 13 поколений ученых. Получил традиц. домашнее образование, учился у известного специалиста по сунскому неоконфуцианству Чжу Цыци. Имел высшую ученую степень цзиньши (1895). Ред. и издатель единств, тогда в Пекине неофиц. газеты реформаторского направления "Чжун-вай цзивэнь" (1895) и ежемесячного журн. "Бужэнь цзачжи" (1913). Организатор политич. клубов и ассоциаций - "Об-ва усиления гос-ва" (Цян-сюэхуэй), "Гуандунского науч. об-ва" (Юэсюэхуэй), всекит. "Об-ва защиты гос-ва" (Баогохуэй, 1898), "Об-ва защиты императора" (Баохуанхуэй, 1899), "Об-ва конституц. правления" (Сяньчжэнхуэй, 1903). Филос. и общественно-политич. взгляды К.Ю. формировались гл. обр. под влиянием традиц. кит. мысли. Поражение Китая во франко-кит. войне (1884 - 85) и др. неудачи империи обусловили его интерес к зап. обществ, и политич. ин-там. Отстаивая тезис "Изменение - это путь (дао) Неба", К.Ю. в докладах императору Гуансюю (Дэ-цзун, 1875-1908) рекомендовал повторить опыт "революции Мэйдзи" в Японии и реформ Петра I в России; этим последним был посвящен спец. труд "Записки о реформах рос. [царя] Петра Великого". В июне 1898 Гуансюй принял предложения К.Ю., что нашло отражение в указе "Об установлении осн. линии гос. политики". Указ ознаменовал начало кратковременного периода ("ста дней реформ"), в течение к-рого К.Ю. в качестве одного из гл. советников трона разработал детальные рекомендации по осуществлению преобразований: отмена старой схоластич. системы экзаменов на ученые степени, создание ун-та в Пекине и учебных заведений зап. профиля в провинции, введение бюджетной системы, модернизация армии и флота, полная ревизия администр. управления и др. Конец этой реформаторской деятельности был положен в сент. 1898 дворцовым переворотом вдовствующей императрицы Цыси, поместившей Гуансюя под домашний арест и узурпировавшей власть. Шесть руководителей и идеологов партии реформ были казнены. К.Ю., заочно приговоренному к смерти, удалось с помощью англичан бежать в Гонконг. В последующие годы К.Ю. жил за границей, где преобразовал "Об-во защиты гос-ва" в "Об-во защиты императора" с филиалами в США, Латинской Америке, Японии, Юго-Вост. Азии и на Гавайях. Разочаровавшись в зап. цивилизации, он вновь возвращается к традициям отечеств, мысли. Единств, приоритетом в зап. системе ценностей для него осталась конституц. монархия. Антиманьчж. Синьхайская революция 1911 заставила К.Ю. начать кампанию против республиканизма. В работах, написанных в конце 1911, он настаивал на том, что только приспособление ин-та конституц. монархии к кит. почве может уберечь страну от губительного обществ, хаоса. После установления республики К.Ю. остался адвокатом свергнутой династии и адептом конфуцианства как самобытной доктрины, наиболее соответствующей нац. специфике. Он с энтузиазмом поддержал создание Конф. об-ва (Кунцзяо хуэй). В философско-политич. наследии К.Ю. выделяются три гл. идеи: 1. Конф. классика "старых письмен" (гувэнь, см. Цзин сюэ) - продукт позднейшей фальсификации, выполненной Лю Синем, чтобы легитимировать политику императора Ван Мана в короткий пер. правления дин. Синь (9 - 25), наследницы дин. Ранняя Хань (206 до н.э.- 8 н.э.). 2. Конфуций был не компилятором и толкователем учений древних полулегендарных правителей, а автором классич. книг "новых письмен" (цзиньвэнь, см. Цзин сюэ). 3. Изображая Конфуция как протореформатора, К.Ю. предложил свою интерпретацию учения о трех эрах историч. развития. Гл. его теоретич. труд - "Книга о Великом единении" ("Да тун шу", 1884-1902)- ознаменовал собой возникновение в Китае новой политич. философии. Книга была известна лишь узкому кругу интеллектуалов, опубликована только после Синьхайской революции (частично - в журн. "Бужэнь цзачжи" в 1913, полностью - в 1935). К.Ю. отождествил две верхние ступени установления мировой гармонии по учению о "трех эрах" в версии Хэ Сю (2 в.)- эру "Рождающегося равновесия" (Шэн пин) и "Великого равновесия" ("Великого спокойствия", "Великого благоденствия" - Тай пин) с эпохами соответственно "Малого процветания" (Сяо кан) и "Великого единения" (Да тун [1]), о к-рых говорится в конф. каноне "Ли цзи". Совр. ему ситуацию К.Ю. характеризовал как "Установление хаоса" (Цзюй луань). Если в "Ли цзи" "Великое единение" относилось к "золотому веку" мифич. прошлого, то К.Ю. представил его как идеал будущего всего мира, ориентир "освобождения человечества от страданий и достижения высшего счастья". В основе этого идеала, корреспондировавшего с руссоистским понятием естеств. права, лежали представления о мире, избавленном от гос., расовых, нац., сословных, классовых, половых, семейных и др. барьеров; о Поднебесной, находящейся в совместном владении всех ее обитателей, а не одного правителя или его присных; об избрании мудрых и достойных на руководящие должности, а не передаче их по наследству; о равенстве и независимости, взаимном невмешательстве и запрете на убийства и войны в отношениях между людьми и гос-вами. Подвергая критике совр. ему теории о неизбежности капиталистич. конкуренции, К.Ю. считал возможным начать осуществление учения Да тун [1] с добровольных массовых альтруистич. актов - отказа людей от прав наследования имущества, отчисления части доходов на обществ, нужды и т.п. Первый шаг к эре Да тун [1]- постепенное объединение гос-в, что легче сделать при республиканской форме правления. Начало эры Да тун [ 1 ] знаменуется установлением междунар. прав-ва, введением междунар. языка без упразднения нац. гос. структур и языков, но с перспективой их постепенного отмирания (нац. языки станут мертвыми наподобие латыни). К.Ю. предложил план орг-ции обществ, произв-ва и распределения в планетарном масштабе при упразднении частной собственности и даже проект социального обеспечения по разрядам в зависимости от заслуг перед об-вом. Ин-т семьи предусматривалось заменить временными брачными соглашениями, дабы недвижимое имущество наследовалось только об-вом. Считал религию важным обществ, ин-том, а гл. объектом поклонения Шан-ди - "Верховного владыку", Бога. Религией будущего станет буддизм, последним ему уступит место даосизм, а христианство, ислам и др. исчезнут раньше как не соответствующие условиям об-ва, где нет деления на богатых и бедных. Вместе с тем К.Ю. предостерегал против поспешного и искусств, отказа от выполнения семейного, гражданского и патриотич. долга. Гл. целью К.Ю. было преобразование конфуцианства в такую доктрину, к-рая могла бы противостоять натиску новых зап. концепций. Однако его ревизия традиции была настолько радикальной, что скорее служила шагом к ее развенчанию, нежели к защите. *Чжунго дянь вэй у цзай цюань фа Оу Мэй цзинь ци го цуй шо (Полное подражание Европе и Америке и сбрасывание со счетов нац. наследия - пагубная ошибка Китая) // Бужэнь цзачжи. 1913. №6; Кан Наньхай вэньцзи (Собр. соч. Кан Нань-хая). Т. 1 - 8. Шанхай, 1915; Датун шу (Книга о Великом единении). Пекин, 1956; Наньхай сянь-шэн сы шан шу цзи (Четыре тома соч. г-на |Кан] Наньхая). Шанхай, 1960. **Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в кон. XIX в. М., 1980, Фельбер Р. Учение К.Ю. о мире Да тун - теория утопич. коммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? // Общественно-политич. мысль Китая (кон. XIX - нач. XX в.). М., 1988; Л ян Цичао. Кан Наньхай чжуаиь (Биография Кан Наньхая). Нью-Йорк, 1928; У Цзэ. К.Ю. юй Лян Цичао (К.Ю. и Лян Цичао). Шанхай, 1948, Сун Юньпинь. К.Ю. Шанхай, 1951. С. Р. Белоусои

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь