ХЕССЕ МАРИ БРЕНДА

Найдено 2 описания персоны ХЕССЕ МАРИ БРЕНДА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ХЕССЕ МАРИ БРЕНДА

род. 1924) — английский философ и историк науки. В 1951—59 работала в Лидском и Лондонском университетах, с 1960 — в Кембриджском. Хессе — противник как узкого эмпиризма и редукционкзма логических позитивистов, так и релятивизма историко-методологической концепции радикального изменения значения терминов теории при переходе от одной парадигмы к другой (Т. Кун и др.). Предложенная ею эпистемологическая теория истины исходит из принципа отсутствия каких-либо привилегий для любой, включая современные, научной теории. По ее мнению, в каждой теории выделяется некоторое множество высказываний наблюдения, которые признаются истинными соответствующим научным сообществом на основании общего согласия (консенсуса) и с учетом сложившейся лингвистической практики. Большинство истинных высказываний наблюдения переводимы из одной научной системы в другую с сохранением их значений истинности. Теоретические высказывания получаются путем индуктивных выводов из истинных высказываний наблюдения, и им приписываются значения истинности, соответствующие степени веры в них, определяемой индуктивными процедурами и аксиомами теории вероятности. В соответствии с этим, считает Хессе, основная цель науки состоит в аккумуляции прагматически успешно применяемых истинных высказываний, дающих возможность лучше ориентироваться в окружающем мире и управлять им. В подходе Хесее, т. о., сочетаются реалистические, прагматические и инструменталистские моменты. Вместе с тем Хессе считает, что, хотя научная теория способна давать успешные фактуальные предсказания, из этого не следует, что законы науки являются необходимыми утверждениями, обеспечивающими постепенное приближение конкурирующих теоретических концепций к описанию истинной сущности мира. Хессе активно выступает за тесный союз истории, науки и философии науки, однако при этом она отвергает целесообразность создания «историко-философской теории науки» и настаивает на необходимости разделения труда между историками и философами науки. По ее мнению, понимание задач истории науки, сводящееся только к изучению интеллектуального развития научного знания, слишком ограничено и требует дополнительных исследований социальных, экономических и политических факторов, во многом определяющих когнитивный аспект науки. В силу этого историко-научное исследование неотделимо от задач всеобщей истории, а основная задача философии состоит в исследовании природы истины и рациональности в науке. Соч.: Science and the Human Imagination. L., 1954; Models and Analogies in Science. L., 1963; The Structure of Scientific Inference. L., 1974; Revolutions and Reconstructions in the Philosophy of Science. Bloomington-L., 1980.

В. Н. Садовский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ХЕССЕ МАРИ БРЕНДА

p. 1924) - брит. философ и историк науки. В 1951-59 работала в Лидском и Лондонском ун-тах, с 1960 - проф. Кембриджского ун-та. X. выступает как против узкого эмпиризма и редукционизма логических позитивистов, так и против релятивизма историко-методологической концепции радикального изменения значения терминов теории при переходе от одной парадигмы к другой (Кун, Фейерабенд). Предложенная ею эпистемологическая теория истины исходит из принципа отсутствия каких-либо привилегий для любой (включая последнюю, господствующую в настоящее время) теории. В каждой научной теории выделяется некоторое множество высказываний наблюдения, которые признаются истинными соответствующим научным сообществом на основании общего согласия (консенсуса) и в соответствии со сложившейся лингвистической практикой. Большинство истинных высказываний наблюдения переводимы из одной научной системы в другую с сохранением их значений истинности. Теоретические высказывания получаются путем индуктивных выводов из истинных высказываний наблюдения, и им приписываются значения истинности, соответствующие степени веры в них, определяемой индуктивными процедурами и аксиомами теории вероятности.

В соответствии с этим, считает X., основная цель науки состоит в аккумуляции прагматически успешно применяемых истинных высказываний, дающих нам возможность все лучше ориентироваться в окружающем мире и управлять им. В подходе X., таким образом, сочетаются реалистические, прагматические и инструменталистские моменты. Вместе с тем она полагает, что, хотя научная теория способна давать успешные фактуальные предсказания, из этого не следует, что законы науки является утверждениями необходимости, обеспечивающими постепенное приближение конкурирующих онтологий к описанию истинной сущности мира. В своих работах X. отстаивает необходимость тесного взаимодействия истории науки и философии науки, однако при этом она отвергает целесообразность создания "историко-философской теории науки" и настаивает на необходимости разделения труда между историками и философами науки. По ее мнению, понимание задач истории науки, сводящееся только к изучению интеллектуального развития научного знания, слишком ограничено и требует дополнения в исследовании социальных, экономических и политических факторов, влияющих на когнитивные аспекты науки. В силу этого историко-научное исследование неотделимо от задач общей исторической науки, а основная задача философии науки состоит в исследовании природы истины и рациональности в науке.

Science and the Human Imagination. L., 1954; Models and Analogies in Science. L., 1963; The Structure of Scientific Inference. L., 1974; Revolutions and Reconstructions in the Philosophy of Science. Bloomington, L., 1980.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь