Хатчесон, Фрэнсис

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис
род. 8 авг. 1694, Сев. Ирландия - ум. 1747, Глазго) - шотл. философ, с 1729 - профессор. Примыкал к Шефтсбери, преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-франц. формальной эстетике он был представителем эстетики внутреннего, красоту определял как гармонически живое единство в ясно расчлененном многообразии; в качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непосредственное эстетическое чувство приятного. Осн. произв.: "Inquiry into the original of our ideas of beauty and virtue", 1725; "A system of moral philosophy", 2 vol., 1755; "Works", vol. 1-6. Glasgow, 1769-1774.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХАТЧЕСОН Фрэнсис
8. 8. 1694, Друмалиг, Сев. Ирландия - ок. 1747, Глазго), шотл. философ. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе нравственности, религии и крат соты лежат внутр. врожденные чувства - моральное, религиозное и эстетическое. Моральное чувство, по X. - это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение поступков, источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как склонность к всеобщему благу, однако его этика основана не на утилитарном расчете (что характерно для утилитаризма), а имеет эмоциональный характер: ее стимул - незаинтересованная удовлетворенность. От человеколюбия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение X. противостояло эвдемонизму и рационализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., проистекающая из эстетич. чувства, осн. принципом прекрасного признает гармонию, единство в многообразии.

Источник: Советский философский словарь

Хатчесон Фрэнсис
1694-1747) видный представитель шотландского Просвещения. Им было написано «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725).
Являясь последователем Шефтсбери и теоретиком «морального чувства», он полагал, что человек уже от рождения, по самой своей природе, обладает так называемыми «высшими чувствами», которые дают ему возможность воспринять красоту и добро: красоту - через внутреннее чувство, нравственность - через моральное. Красота и нравственность находятся в единстве и являются врожденными качествами личности.
Хатчесон, как и Шефтсбери, считал, что «высшие чувства» автономны и не зависимы от внешнего влияния. Он был против утилитаристского подхода в рассмотрении моральных норм.
Хатчесон отрицал какую-либо связь между религией и нравственностью и полагал, что моральное чувство не основывается на религии. Он приводил примеры, когда высокоморальные люди не проявляли особого религиозного рвения, и, наоборот, религиозная нетерпимость и фанатизм приводили ко злу.
Хатчесон, как и Шефтсбери, стоял на деистических позициях, полагая, что Бог, создавший мир, породил и тот внутренний принцип красоты, который господствует в нашей жизни.
Гуманизм этических воззрений Хатчесона, вместе с тем, имел свою ограниченность, так как отгораживал моральную жизнь людей от материальной, в которой постоянно находится человек.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ХАТЧЕСОН Фрэнсис
английский философ морали и эстетик; р. 8. 8. 1694 (Сев. Ирландия) — ум. 1747 (Глазго), где с 1729 был профессором; примыкал к Шефгсбери, преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-французской формальной эстетике, он был представителем эстетики внутреннего (Innerlichkeit), красоту определял как гармонически-живое единство в ясно расчлененном многообразии; в качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непосредственное эстетическое чувство приятного. Это чувство, как и получаемое от Бога нравственное чувство, не считается проявлением веры, ибо не зависит ни от каких теологических предпосылок. Осн. соч.: An Inquiry into the Original of our Ideas of Beauty and Virtue, 1725. 1971, нем. изд. 1762; An Essay on the Nature and Conduct of the Passions and Affections, 1728, 1971; A System of Moral Philosophy, 2 vol., 1755,1969, нем. изд. 1756; Собр. соч.: Works, 6 vol., 1769—1774; Collected Works, 7 vol., 1969—1971.
D. Raphael. The Moral Sense. London, 1947; C. Reto. Die Problematik des Moral Sense in der Moralphilos. H.s, 1950; H. Jensen. Motivation on the Moral Sense in F. H, s. Ethical Theory. Den Haag, 1971; P. Kivy. The Seventh Sense. A Study of F. H.’s Aesthetics and Its Influence in Eigtheenth-Century Britain. New York, 1976; W. Leidhold. Ethik u. Politik bei F. H., 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис
1694-1747) - шотл. философ-моралист, один из представителей субъективно-идеалистической школы нравственного чувства. Исходным пунктом для X. является положение Шефтсбери о врожденном предрасположении человека к порядку и гармонии, одинаково проявляющемся в добродетели и красоте. Чувство благосклонности в нравственном мире - прирожденная и непреходящая часть человеческой природы и аналогично всеобщему тяготению в мире физическом. Согласно X., человеку присущи разнообразные чувства, к-рые отражают окружающий мир и направляют действия людей, напр. чувство, к-рое позволяет постигать «добро или зло в нас или в других». Это чувство прирожденное и проявляется непосредственно в характере действий и склонностей, в одобрении добра и в осуждении зла, ибо, с т. зр. X., творец природы сделал добро осн. формой побуждения к действиям и дал человеку сильные страсти в качестве стимула к добродетельным поступкам. Критерий добродетельности поступка - его направленность к содействию общему благу. Поэтому действия, источником к-рых является самолюбие, по X., морально безразличны. Но поскольку человек является частью разумной системы, он может «быть частично объектом своей собственной благосклонности» и «личные добродетели» могут рассматриваться как объекты моральной оценки. Осн. произв. X. по вопросам этики: «О красоте, порядке, гармонии и форме» (1725), «Исследование моральных понятий о добре и зле» (1725), «О природе страстей и наклонностей и об управлении ими» (1728).

Источник: Словарь по этике

Хатчесон, Фрэнсис
сын протестантского пастора в Северной Ирландии, был профессором нравственной философии в глазговском университете. Примыкая к Локку и Шефтсбери, Гетчесон является вместе с тем предшественником Шотландской школы - "здравого смысла" (common sense). Сочинения его: "Enquiry into the original ofour ideas ofbeauty and virtue, 170" (анонимное): "Essay on the nature and conduct ofthe passions and affections, with illustration ofthe moral sense"; "A System of moral philosophy" 1755, посм. изд.). Эти три сочинения были в свое время переведены на немец. язык. Незадолго до смерти Г. издал по-латыни: "Philosophiae moralis Institutio compendiaria" (1745). Нравственность, по Г., основывается на данных человеческой природы. Способность суждения и умозаключения присуща нашему уму как его первоначальное данное, так точно и нравственное чувство или нравственный смысл (moral sense) есть постоянная и первоначальная способность в нашей душевной природе. Это одно из трех независимых от воли высших чувств, посредством которых мы оцениваем вещи и явления. Два другие суть чувство красоты и гармонии и чувство чести и стыда, относящиеся к тем или другим внешним качествам и действиям. Оценка по нравственному чувству имеет безусловное преимущество перед двумя другими, так как она относится к внутренним основаниям действий и явлений, именно к движениям воли. Из них нравственное чувство одобряет те, которые имеют характер бескорыстного благоволения к другим и ко всем, а также те, которые имеют в виду собственное совершенство данного лица. Нравственное чувство не порицает, впрочем, и себялюбивых стремлений воли, поскольку свое благо имеется в виду как часть целого.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Хатчесон, Фрэнсис

(8 авг. 1694 – 1747) – шотл. философ. Проф. моральной философии в Глазго (с 1729). Систематизировал и развивал идеи Шефтсбери; оказал влияние на Юма и А. Смита. Согласно X., в основе красоты, нравственности и религии лежат особые, независимые друг от друга "внутренние" чувства – эстетическое, моральное и религиозное, к-рые врождены человеку и носят непосредств. характер. Так, "моральное чувство", служащее источником и критерием нравств. оценок и суждений (см. Нравственной санкции теории), – это инстинктивное эмоциональное сопровождение (одобрение или осуждение) поступков. Различая "склонности" (affections) как длительные и ясные влечения и "страсти" (passions) как неустойчивые и слепые, X. понимал добродетель как склонность ко всеобщему благу ("наибольшему счастью наибольшего числа людей" – "Inquiry concerning moral good and evil", L., 1725, p. 164). Однако эта высказанная за полвека до Бентама формулировка не носит у X. утилитаристского характера – в основе его этики лежит незаинтересованная эмоциональная удовлетворенность. Человеколюбие подобно тяготению, и сознание долга является производным по отношению к нему. Как и у Шефтсбери, мораль принимает у X. эстетич. окраску. Эстетика X. соприкасается с учением Канта о незаинтересованности эстетич. наслаждения, но в противоположность Канту утверждает чувств. происхождение прекрасного. Осн. принцип прекрасного – гармония, пропорциональность, единство в многообразии. Поскольку моральное чувство, согласно X., имеется также и у неверующих, этика у X. не зависит от религии; X. противостоит эвдемонизму и рационализму, выступая против Гоббса и Мандевиля. Соч.: Works, v. 1–5, Glasgow, 1772. Лит.: Англ. деисты 17 и 18 столетий, "Зап. имп. Новороссийского ун-та", 1868, т. 3, вып. 1; Fоwlеr Th., Shaftesbury and Hutcheson, L., 1882; Rampendahl A. R., Eine W?rdigung der Ethik Hutchesons, Lpz., 1892 (Diss.); Scott W. R., P. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, Camb., 1900; Westendorp Воerma N., De leer van den zedelijken zin bij Hutcheson, Leeuwarden, 1910; Vigone L., L´etica del senso morale in F. Hutcheson, Mil., 1954; Hipple W. J., The beautiful, the sublime and the picturesque in eighteenth century, [Chi.], 1957; Вlackstone W. T., F. Hutcheson and contemporary ethical theory, [Athens], 1965; Ossowska M., M?sl moralna oswiecenia angielskiego, Warsz., 1966. Б. Э. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ХАТЧЕСОН Френсис
8 августа 1694, Друмалиг, Ольстер —1746 или 1747, во время плавания из Глазго в Дублин) — шотландский философ и просветитель. Учился в университете Глазго. В 1729—46 — профессор этого университета. В 1725 опубликовал два трактата с общим названием: «Исследование о происхождении наших идей красоты (1) и добродетели» (2). Первый трактат, в котором обосновывалась автономия эстетического чувства, способствовал выделению эстетики в самостоятельную философскую дисциплину. Во втором трактате Хатчесон развивает намеченную Шефтсбери теорию морального чувства. Это чувство не предполагает врожденных идей и инстинктивно осуществляет дистинкцию добродетели и порока посредством положительной или отрицательной реакции (довольствие— неудовольствие; одобрение—неодобрение) на действия и характеры, направленные на общее благо или наносящие ущерб обществу. Оценки и мотивация морального чувства независимы от соображений пользы, выгоды, а также от перспективы воздаяний и кар в будущем. Теория Хатчесона противопоставлена «эгоистической» этике Гоббса и Мандевиля и теологическому волюнтаризму Локка. Одновременно некогнитивное моральное чувство является альтернативой рационалистической этики С. Кларка и его последователей, выводящих учение о добродетели из вечных и неизменных отношений вещей (добра и зла).
Перу Хатчесона принадлежат еще два трактата — психологическое исследование «Эссе об аффектах» и «Иллюстрации к (теории) морального чувства». Обобщающая его этико-эстетические и политические исследования «Система моральной философии» была издана посмертно в 1755. Книга составлена на основе лекций, прочитанных Хатчесоном в 1730 в университете Глазго. В ней автор говорит о внутреннем чувстве красоты и моральном чувстве, а также о таких внутренних чувствах, как симпатитическое чувство, чувство чести и стыда и др.
В 1740-х гг. Хатчесон занимался переводами с греческого сочинений Марка Аврелия и Эпиктета. В 1742 издал на латыни «Три компендиума метафизики, морали и логики»; в 1747, 1753, 1761 и 1772 гг. компендиумы были изданы в Глазго на английском языке как «Краткое введение в моральную философию. Три книги, содержащие основания этики и естественного закона».
Современники особенно высоко ценили педагогическую и просветительскую деятельность Хатчесона. Его иногда называют родоначальником шотландской философской традиции, продолженной Д. Юмом, А. Смитом, Г. Хоумом, А. Ферпосоном, Т. Ридом и др.
Соч.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973; Гудчесонф. Логика. М.,1817.
Лит.: Scott W. R. Frensis Hutcheson. His Life, Teaching and Position in History of Philosophy N. Y, 1968.
M. A. Абрамов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
26.34 мб

Понятие морального чувства в этике Фрэнсиса Хатчесона (ранний период)

Апресян Рубен Грантович
Понятие «моральное чувство» составляет один из основных фокусов морально-философских рассуждений Фрэнсиса Хатчесона, что хорошо видно в его раннем произведении «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725)
Читать PDF
6.67 мб

Фрэнсис Хатчесон и возможность моральной добродетели за пределами благожелательности

Прокофьев Андрей Вячеславович
Этика Френсиса Хатчесона является важной вехой в формировании современного представления о содержании морали.