Хатчесон Фрэнсис

Найдено 5 описаний персоны Хатчесон Фрэнсис

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис

род. 8 авг. 1694, Сев. Ирландия - ум. 1747, Глазго) - шотл. философ, с 1729 - профессор. Примыкал к Шефтсбери, преобразовал эстетику в систематическую науку и этим оказал влияние в Германии на Канта, Лессинга, Гердера. В противоположность современной ему итало-франц. формальной эстетике он был представителем эстетики внутреннего, красоту определял как гармонически живое единство в ясно расчлененном многообразии; в качестве основы для восприятия прекрасного Хатчесон принимал самостоятельное непосредственное эстетическое чувство приятного. Осн. произв.: "Inquiry into the original of our ideas of beauty and virtue", 1725; "A system of moral philosophy", 2 vol., 1755; "Works", vol. 1-6. Glasgow, 1769-1774.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ХАТЧЕСОН Фрэнсис

8. 8. 1694, Друмалиг, Сев. Ирландия - ок. 1747, Глазго), шотл. философ. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе нравственности, религии и крат соты лежат внутр. врожденные чувства - моральное, религиозное и эстетическое. Моральное чувство, по X. - это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение поступков, источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как склонность к всеобщему благу, однако его этика основана не на утилитарном расчете (что характерно для утилитаризма), а имеет эмоциональный характер: ее стимул - незаинтересованная удовлетворенность. От человеколюбия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение X. противостояло эвдемонизму и рационализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., проистекающая из эстетич. чувства, осн. принципом прекрасного признает гармонию, единство в многообразии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Хатчесон Фрэнсис

1694-1747) видный представитель шотландского Просвещения. Им было написано «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725).

Являясь последователем Шефтсбери и теоретиком «морального чувства», он полагал, что человек уже от рождения, по самой своей природе, обладает так называемыми «высшими чувствами», которые дают ему возможность воспринять красоту и добро: красоту - через внутреннее чувство, нравственность - через моральное. Красота и нравственность находятся в единстве и являются врожденными качествами личности.

Хатчесон, как и Шефтсбери, считал, что «высшие чувства» автономны и не зависимы от внешнего влияния. Он был против утилитаристского подхода в рассмотрении моральных норм.

Хатчесон отрицал какую-либо связь между религией и нравственностью и полагал, что моральное чувство не основывается на религии. Он приводил примеры, когда высокоморальные люди не проявляли особого религиозного рвения, и, наоборот, религиозная нетерпимость и фанатизм приводили ко злу.

Хатчесон, как и Шефтсбери, стоял на деистических позициях, полагая, что Бог, создавший мир, породил и тот внутренний принцип красоты, который господствует в нашей жизни.

Гуманизм этических воззрений Хатчесона, вместе с тем, имел свою ограниченность, так как отгораживал моральную жизнь людей от материальной, в которой постоянно находится человек.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис

1694-1747) - шотл. философ-моралист, один из представителей субъективно-идеалистической школы нравственного чувства. Исходным пунктом для X. является положение Шефтсбери о врожденном предрасположении человека к порядку и гармонии, одинаково проявляющемся в добродетели и красоте. Чувство благосклонности в нравственном мире - прирожденная и непреходящая часть человеческой природы и аналогично всеобщему тяготению в мире физическом. Согласно X., человеку присущи разнообразные чувства, к-рые отражают окружающий мир и направляют действия людей, напр. чувство, к-рое позволяет постигать «добро или зло в нас или в других». Это чувство прирожденное и проявляется непосредственно в характере действий и склонностей, в одобрении добра и в осуждении зла, ибо, с т. зр. X., творец природы сделал добро осн. формой побуждения к действиям и дал человеку сильные страсти в качестве стимула к добродетельным поступкам. Критерий добродетельности поступка - его направленность к содействию общему благу. Поэтому действия, источником к-рых является самолюбие, по X., морально безразличны. Но поскольку человек является частью разумной системы, он может «быть частично объектом своей собственной благосклонности» и «личные добродетели» могут рассматриваться как объекты моральной оценки. Осн. произв. X. по вопросам этики: «О красоте, порядке, гармонии и форме» (1725), «Исследование моральных понятий о добре и зле» (1725), «О природе страстей и наклонностей и об управлении ими» (1728).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

ХАТЧЕСОН Френсис

8 августа 1694, Друмалиг, Ольстер —1746 или 1747, во время плавания из Глазго в Дублин) — шотландский философ и просветитель. Учился в университете Глазго. В 1729—46 — профессор этого университета. В 1725 опубликовал два трактата с общим названием: «Исследование о происхождении наших идей красоты (1) и добродетели» (2). Первый трактат, в котором обосновывалась автономия эстетического чувства, способствовал выделению эстетики в самостоятельную философскую дисциплину. Во втором трактате Хатчесон развивает намеченную Шефтсбери теорию морального чувства. Это чувство не предполагает врожденных идей и инстинктивно осуществляет дистинкцию добродетели и порока посредством положительной или отрицательной реакции (довольствие— неудовольствие; одобрение—неодобрение) на действия и характеры, направленные на общее благо или наносящие ущерб обществу. Оценки и мотивация морального чувства независимы от соображений пользы, выгоды, а также от перспективы воздаяний и кар в будущем. Теория Хатчесона противопоставлена «эгоистической» этике Гоббса и Мандевиля и теологическому волюнтаризму Локка. Одновременно некогнитивное моральное чувство является альтернативой рационалистической этики С. Кларка и его последователей, выводящих учение о добродетели из вечных и неизменных отношений вещей (добра и зла).

Перу Хатчесона принадлежат еще два трактата — психологическое исследование «Эссе об аффектах» и «Иллюстрации к (теории) морального чувства». Обобщающая его этико-эстетические и политические исследования «Система моральной философии» была издана посмертно в 1755. Книга составлена на основе лекций, прочитанных Хатчесоном в 1730 в университете Глазго. В ней автор говорит о внутреннем чувстве красоты и моральном чувстве, а также о таких внутренних чувствах, как симпатитическое чувство, чувство чести и стыда и др.

В 1740-х гг. Хатчесон занимался переводами с греческого сочинений Марка Аврелия и Эпиктета. В 1742 издал на латыни «Три компендиума метафизики, морали и логики»; в 1747, 1753, 1761 и 1772 гг. компендиумы были изданы в Глазго на английском языке как «Краткое введение в моральную философию. Три книги, содержащие основания этики и естественного закона».

Современники особенно высоко ценили педагогическую и просветительскую деятельность Хатчесона. Его иногда называют родоначальником шотландской философской традиции, продолженной Д. Юмом, А. Смитом, Г. Хоумом, А. Ферпосоном, Т. Ридом и др.

Соч.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973; Гудчесонф. Логика. М.,1817.

Лит.: Scott W. R. Frensis Hutcheson. His Life, Teaching and Position in History of Philosophy N. Y, 1968.

M. A. Абрамов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия