ГАЗАЛИ

Найдено 3 описания персоны ГАЗАЛИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ГАЗАЛИ

аль-Газали), Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1059–1111) – ср.-век. мусульм. богослов, легализовавший суфизм, введя его в систему ортодоксального вероучения ислама. Родился в Хорасане (Иран); был руководителем медресе (уч. заведения) "Низамие" в Багдаде. В соч. "Цели философов" ("Макасад аль-фаласафа") Г., опираясь на реакц. направление в араб, аристотелизме, изложил логику, физику и метафизику Аристотеля, Фараби и Ибн Сины, а в соч. "Опровержение философов" ("Тахафут аль-фаласафа") подвергал их взгляды критике. В др. соч. и особенно в "Элексире счастья" ("Кимийя ас-саада"; в 1904 в Ташкенте было выпущено литографированное издание в переводе с перс. на узб. яз.) Г. защищал учение ислама о творении мира богом из ничего, учение о том, что бог создал тело и душу человека, что дух человеческий вечен, о возможности для бога творить чудеса и т.д. Г. выступал против идеи вечности мира и его закономерного развития и доказывал, что человек, опираясь на чувств. данные, не может быть уверен в истинности познания, к-рая возможна лишь с помощью мистич. философии суфизма. Мусульм. теология строго придерживалась концепции Г. Соч.: Worship in Islam, Cairo, [1957]; Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из истории философии Средней Азии и Ирана VII–XII вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 219; Тpахтенберг В. О., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 59–61; Asin Pаlaсiов M., Algazel, dogm?tica, moral y asc?tica, Zaragoza, 1901; Obermann J., Der philosophische und religi?se Subjektiven из Ghazalis, W.–Lpz., 1921; Wensinсk A. J., La pens?e de Ghaz?li, P., 1940; Smith M. M., Al-Ghaz?аli, the Mystic..., L., 1945; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, B., 1957 (см. Указатель имен); Jabre F., La Notion de la ma´rifa chez Ghazali, Beyrouth, 1958. С. Григорьян. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАЗАЛИ

аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан, Иран - дек. 1111, там же), мусульм. теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преим. по-арабски. Получил образование в Нишапуре (Вост. Иран) и Багдаде. Был преподавателем мусульм. права. Занимаясь философией, Г. пришел к выводу о принципиальной несочетаемости веры как понятия иррационального и философии как продукта рационалистич. построений, что вызвало у него глубокий психологич. кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора), Г. И лет вел жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.

Осн. соч. Г.- огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум аддин», т. 1-4, 1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозможности рационального познания бога (поскольку бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достоверности построенных на рациональных основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога, по Г., возможно лишь путем экстатич. переживания, выступающего в качестве внутр. опыта для каждого испытавшего его индивида. В «Самоопровержепии философов» («Тахафут аль-фаласифа», 1927) Г. подверг резкой критике известные ему филос. системы, особенно вост. аристотелизм (Фараби, Ибн Сина), дав в то же время его классич. изложение в работе «Стремления философов» («Макасид аль-фаласифа»); в силу этого в ср.-век. Европе долгое время считался одним из представителей аристотелизма. Против мистич. теизма Г. выступил Ибн Рушд. Система Г. во многом явилась филос.-теологич. формулированием монотеистич. суфизма, к-рый Г. объединил с умеренным ортодоксальным исламом.

Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульм. философии, ср.-век. евр. философии (Маймонид, Бахья ибн Пакуда и др.) и европ. мястич. учений (Луллий, Экхарт и др.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Газали

араб. ?????????), полное имя Абу-Хамид Мухаммад ибн-Мухаммад аль-Газали  ??(Родился в 1058 в городе Тус (Хорасан), умер в 1111 там же)— исламский богослов и философ персидского происхождения родом из области Хорасан. Его учителем был имам Ахмад ар-Разикани в Тусе. Для продолжения обучения он направился в Джурджан и Нишапур, где далее его учителем стал имам аль-Харамайн (аль-Джувайни, ум. 1085), знаменитый последователь Ашари. Молодого Абу-Хамида замечает сельджукский визирь Низам аль-Мульк, он попадает в Багдад и получает высокие должности при дворе, становится авторитетным ученым и богословом. С 1091 по 1095 он преподает в медресе аль-Низамия. Аль-Газали также называли «Мухий ад-дин» (Оживителем веры) и «Муджаддид» (Обновителем ислама).        Аль-Газали – автор более 1000 сочинений, главные "Воскрешение наук о вере", "Цели философов" , «Самоопровержение философов», «Основы исламского права» и др.          В созданном аль-Газали учении отразились не только культурные достижения арабо-мусульманского общества (Халифата), но и судьбы античной философской традиции, итоги ее осмысления за те пять веков, которые предшествовали его появлению.       Деятельность Аль-Газали была направлена на формирование всестороннего и систематического учения суфизма, он сформулировал теоретические основы суфизма и добился его интеграции с общепризнанным исламом.        Когда аль-Газали стал тщательно изучать науки (калам, философию, исмаилизм, суннитскую догматику), он пришел к выводу, что рационально сконструированная вера нежизненна. Аль-Газали утверждал первенство практического разума, доказывая, что аль-Фараби, Ибн-Сина и их последователи разрушают веру.        В своей работе "Мерило действия" (Мизан аль-Амал) аль-Газали писал о важности сомнения, ибо "кто не сомневается - не мыслит, кто не мыслит - не видит, кто не видит - пребывает в состоянии слепоты, растерянности и заблуждения".  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов