Г?ТЕ Иоганн Вольфганг

Найдено 1 определение:

Г?ТЕ Иоганн Вольфганг

(1749—1832) — нем. писатель, философ, естествоиспытатель, гос. деятель. Чл. Петерб. (1826) и ряда европ. АН, основатель театра в Веймаре (1791—1816). Осн. соч.: 1) драмы и трагедии: «Гец фон Берлихинген» (1773), «Клавиго» (1774), «Стелла (1775), «Ифигения в Тавриде» (1787), «Эгмонт» (1788), «Торквато Тассо» (1790), «Побочная дочь» (1804), «Фауст» (1808—31); 2) романы: «Страдания молодого Вертера» (1774), «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (незаконч., 1777—85), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795—96), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821—29), «Избирательное сродство» (1809); 3) поэмы: «Поэтическое призвание Ганса Сакса» (1776), «Рейнеке-Лис» (1793), «Герман и Доротея» (1797); 4) эстетич. труды: «Ко дню Шекспира» (1771), «О немецком зодчестве» (1773), «Об эпической и драматической поэзии» (совм. с Ф.Шиллером) (1797), «О немецком театре» (1812—3), «Шекспир и несть ему конца» (1813—6); 5) ест.-науч. труды: «Метаморфоз растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Филос. взгляды Г. основывались на пантеизме. При этом механицизм Спинозы ему чужд; для Г. природа — капризный, играющий с человеком мир, пребывающий в бесконечном развитии (в этом он близок романтикам). Натурфилос. воззрения неотделимы от ест.-науч.: в «Метаморфозе растений» выявляется эволюционная изменчивость видов, подкрепляемая сделанным им открытием межчелюстной кости у животных и человека (1784), что доказывало их межвидовую общность. Худ. творчество для Г. — сопряжение труда и иск-ва. Иск-во как самовыражение есть преодоление собств. «Я» и земных страстей. Зрелый Г. позиционирует себя как мужтруженик, познавший самоограничение и через него обретший подлинную свободу. Его худ. творчество отразило личные переживания в процессе духовного становления. Первое значит. произв. Г. — драма «Гец фон Берлихинген» поставила его во главе авторов «бури и натиска». Рыцарь, возглавивший крестьянское восстание, борющийся за справедливость, порывает с начатым делом, как только оно обретает стихийность. Перед гос. правопорядком бессильны и тотальный хаос, и индивидуальный протест. Гец обретает покой через смерть, наступившую вслед за радостным открытием себя как части всеобъемлющего мира природы. «Страдания молодого Вертера» —эпистолярный роман, в к-ром хрупкая, подверженная рефлексии душа молодого человека не выдерживает столкновения с миром реальных отношений. Согл. Г., гибель неминуемо преследует всех, кто не способен обрести и утвердить себя в мире, будь он воин-титан, противостоящий олимпийцам, рыцарь-заступник или юный мечтатель, не переживший любовную драму. «Ифигения в Тавриде» — драма, написанная на материале антич. мифологии, но выявившая переживания Г., порвавшего с «бурей и натиском». Романтический конфликт гения (см. Гениальность) (Тассо) и толпы в «Торквато Тассо» разрешается примирением с придворным миром. В романах о Вильгельме Мейстере показан путь молодого человека из бюргерской семьи. Желая вырасти духовно, герой путешествует и пытается самоутвердиться в профессии актера. Но мир богемы с его неблагодарностью и интригами, презрением к иск-ву, оказывается чуждым Мейстеру. Он переживает потрясения, ставшие своеобразными вехами духовного роста. Любовные коллизии, обретение сына от утраченной возлюбленной, таинственные сплетения судеб в итоге разрешаются самоопределением в труде во благо Родины и счастливым браком с аристократкой, наделенной возвышенной душой. Отныне Мейстер — чл. «Об-ва башни», братства людей, чей удел — бесконечное совершенствование. «Фауст» Г. воплотил личностную целостность своего создателя и стал вершинным произв. эпохи Просвещения (фигура д-ра Иоганна Фауста, чернокнижника, продавшего душу дьяволу во имя земных наслаждений, была впервые литературно интерпретирована И.Шписом (1587)). Образ, к к-рому многократно обращались творцы последующих эпох, у Г.Э.Лессинга получил трактовку, наиболее близкую Г.: Фауст — ученый, чья духовная деятельность есть познание, путь постижения истины. Задача Г. — осмыслить путь «нового Адама» от грехопадения к очищению. Произв. присуща многожанровая структура, совмещающая традиции антич. эпоса, драмы и трагедии. Его осн. конфликт (поединок Фауста и Мефистофеля) есть одновременно и сопряжение коллизий на пути познания и поиска счастья. Ни повышение соц. статуса, ни чувственные наслаждения, ни познание тайн природы, ни воинское самоутверждение, ни омоложение путем приобщения к вечной женственности, ни сам союз с воплощенной женственностью (своеобр. синтез романтического и антич. эстетич. идеалов) и свершаемый во имя него подвиг, не дают Фаусту удовлетворения. Герой остается одиноким, а титаническая мощь его личности влечет за собой череду трагедий. Создание Фаустом «небесного Иерусалима» на земле остается иллюзией: ослепший герой не ведает, что стук лопат издают не строители града, а лемуры, роющие ему могилу. Бесконечная вера героя в торжество истины, его стремление приблизить прекрасное будущее знаменуют победу над Мефистофелем; ангелы уносят Фауста в лоно божеств. бесконечности. Смерть Г. помешала завершению произв., в к-ром он выразил свое жизненное кредо: человек — часть вечно совершенствуемого мира, преображаемого посредством его творч. деятельности. Соч.: Собр. соч: В 10 т. М., 1975—1978; Избр. соч. по естествознанию. М., 1957; Избр. филос. произв. М., 1964; Избр. произв.: В 2 т. М., 1997. Лит: Аникст А.А. «Фауст» Гете. М., 1979; Вильмонт Н. Гете. Очерк творчества. М., 1959; Виндельбанд В. О философии Гете (Речь, произнесенная в 1899 г. в Страсбурге в связи с установлением памятника молодому Гете) // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995; Жирмунский В.М. Очерки по истории немецкой классической литературы. Л., 1972; Ишимбаева Г.Г. Образ Фауста в немецкой литературе XVI—XX веков. М., 2002; Тураев С.И. Гете. М., 1957. Т.Л.Шумкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь