БЖОЗОВСКИЙ Станислав

Найдено 2 описания персоны БЖОЗОВСКИЙ Станислав

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

БЖОЗОВСКИЙ Станислав

28 июня 1878, Мазярня, Польша — 30 апреля 1911, Флоренция) — польский литературный критик, писатель и философ. В нач. 20 в. развивал идеи «философии практики», опираясь на идеи Дико, Кроне, Бергсона, а также немецкой «философии жизни». Будучи участником революционного движения, склонялся к марксизму, но выступал против «натуралистической», «позитивистской» его интерпретации в трудах Энгельса, Плеханова и других теоретиков социал-демократии того времени (работа «Анти-Энгельс» в томе «Идеи», 1910). Как теоретик социализма опирался на труды Прудона и Сореля. В его философии культуры главную роль играют идеи творческой деятельности, практического преобразования природы человеком.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

БЖОЗОВСКИЙ СТАНИСЛАВ

Brzozowski), Леопольд Станислав (29 июня 1876 – 30 апр. 1911) – польский писатель и философ. Филос. развитие Б. совершалось под влиянием разнообразных идейных направлений. В молодости Б. испытал на себе влияние Белинского, Писарева, Добролюбова, Михайловского. Пройдя ступень безоговорочного индивидуализма с отчетливыми влияниями Ницше и Пшибышевского, в период революции 1905 Б. знакомится с работами молодого Маркса, интерпретируя их в духе субъективистского волюнтаризма, затем через посредство синдикалиста Сореля подпадает под влияние Бергсона, а к концу жизни – под влияние англ. религ. философа Ньюмена. В области философии Б. стоял на позиции интуитивизма и индетерминизма считая познание формой приспособления для достижения желаемых результатов ("Idee", Lw., 1910, s. 21, 54–55), а законы природы и общества – объективацией психологич. деятельности человека ("Legenda M?odej Polski" Lw., 1910, s. 96–136). Для обществ. теории Б. характерен волюнтаризм. Считая себя последователем историч. материализма, Б., однако, видел основу обществ. развития в перестройке духовной жизни нар. масс ("Idee", s. 333–34) и ревизовал марксизм с позиций иррационализма. Идеи Б. оказали влияние на польский бурж. национализм перед 2-й мировой войной. Соч.: Wsp??czesna krytyka literacka w Polsce, Warsz. – [Kr.], [1907]; Wsp??czesna powie?? polska, Warsz. – [Kr.], [1906]; Kultura i zycie, Lw.–Warsz., 1907; Legenda M?odej Polski, 2 wyd., Lw., 1910; Debina. Powie??, cz. 1. Sam w?r?d ludzi, Kr., 1957; G?osy w?rod nocy, Studya nad przesileniem romantycznem kultury europejskiej, Lw., 1912; Pami?tnik, Lw., 1913; Зарево, пер. [с польск.], П. – M., 1923. Лит.: Шафф ?., Критика польского ревизионизма конца XIX – начала XX вв., в кн.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсификаторов марксизма. Сб. сокр. переводов, М., 1952, с. 48–64; Suchodolski В., Stanis?aw Brzozowski. Rozw?j ideologii, Warsz., 1933; Spytkowski J., Stanis?aw Brzozowski estetyk-krytyk, Кr., 1939; Hofman P., Legenda Stanis?awa Brzozowskiego, "Nowe drogi", 1947, No 2, p. 104–36.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.