БУТРУ Эмиль

Найдено 4 описания персоны БУТРУ Эмиль

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БУТРУ ЭМИЛЬ

французский философ (Монруж, 1845 — Париж, 1921). Автор книги «О случайности законов природы» (1874). Преподавал в Париже в Высшей нормальной школе (1877) и Сорбонне (1885) [Фр. акад., 1912]. Бугру считает, что различные порядки феноменов в природе (механические, психохимические, биологические и психологические) накладываются друг на друга случайным и несводимым образом. Он написал: «Об идее естественного закона в науке и философии» (1895), «Очерки по истории философии» (1897).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

БУТРУ ЭМИЛЬ

(28 июля 1845 – 22 нояб. 1921) – франц. бурж. философ, представитель спиритуалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912 – член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов ("О случайности законов природы" – "De la contingence des lois de la nature", 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; "корень бытия" у него – свобода, источником к-рой является вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсвика. Соч.: De l´id?e de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, P., 1895; Е?tudes d´histoire de la philosophie, 5 ?d., P., 1925; Pascal, 5 ?d., P., 1912; Science et religion dans la philosophie contemporaine, P., 1908 (рус. пер. СПБ, 1910). Л. Герман. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БУТРУ Эмиль

28.7.1845, Монруж, близ Парижа - 22.11.1921, Париж), франц. философ-идеалист. В центре внимания Б.- проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений жизни и психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия - материального, инстинктивного и мыслящего - и подчеркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах механистич. законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч. акт, постоянно производящий чтото новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, к-рые фиксируют постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу: от неодушевленной материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени способен к творчеству и свободе; наделен этой способностью и человек, хотя он может и утратить ее из-за привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены духовного начала - у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе Б. подменял идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

БУТРУ Эмиль

28 июля 1845, Монруж, близ Парижа — 22 ноября 1921, Париж)—французский философ, представитель спиритуалистической традиции. С 1871—профессор философии университета в Нанси (1876). С 1888 по 1907 заведовал кафедрой современной философии в Сорбонне. Бугру—критик точного научного знания. Он сосредоточил внимание на анализе научного творчества с целью выяснения, действительно ли категория необходимой связи, внутренне присущая разуму, присуща и самим вещам. «Если бы в данном нам мире,— писал Бугру,—проявлялась подлинная, ни к чему не сводимая случайность, то следовало бы полагать, что законы мира не являются самодостаточными и имеют свое основание в превосходящих их причинах, таким образом, точка зрения разума не была бы окончательной точкой зрения познания вещей случайности законов природы» (Бутру Э. О случайности законов природы. М., 1900, с. 4-5).

В центре анализа Бугру—законы сохранения как основа детерминизма. Эти законы, считает Бугру, казалось бы, полностью исключают случайность, однако существует столько же законов, сколько уровней бытия, и на всех этих уровнях более высокий уровень выступает в качестве случайного по отношению к низшим уровням. Эта случайность или несводимость уровней бытия друг к другу есть позитивная данность; более того, законы сохранения ставят проблему постоянства количества (энергии, жизненной силы, теплоты и т. д.). В механике принцип сохранения силы проявляется лишь в системе данных в опыте механических элементов и не выводит на познание высшей по отношению к опыту метафизической сущности; кроме того, невозможно строго установить абсолютное равенство двух последовательных состояний системы, и единственное постоянство, о котором может идти речь, есть постоянство изменения, необъяснимое в рамках механики. На каждом из уровней бытия роль случайности усиливается. На уровне жизни проявляется и действие исторического фактора в форме совершенствования или деградации. Т. о., заключает Бугру, на высших уровнях бытия «сохранение целого не определяет действий индивидуального существа, напротив, оно от них зависит», индивид превращает закон в орудие своего действия. Дедуктивный характер современной науки не должен вводить ученого в заблуждение: необходимость сосредоточена не в самом принципе, но в его следствиях. Тем самым Бугру ставит под сомнение «ценность позитивных наук», способных познать лишь постоянные и неизменные стороны бытия, тогда как подлинная жизнь остается вне поля зрения науки. Однако это не означает отказа от познания нашего опыта, границы которого, напротив, должны быть раздвинуты. Опыт служит основанием для индукции и установления закона, он упускает из виду исторический аспект существования всех вещей, не объясняя случайности; подлинное же и окончательное объяснение случайности можно найти только в морали, в стремлении к Благу: «Бог есть то самое бытие, чье творящее воздействие мы ощущаем в глубинах нашего я, в наших стремлениях приблизиться к нему». И вся иерархия бытия предстает как средство и условие развития свободы, нарастающей на каждом уровне вопреки действию физической необходимости. Критикуя натурализм. Бугру видит в свободе исток бытия, которое имеет случайную форму.

Историко-философские исследования Бугру согласуются с основными положениями его доктрины. Так, его диссертация «De veritatibus aetemis apud Cartesium» (1874; франц. пер. 1927) посвящена анализу случайности, приписываемой Декартом действию Бога. Во Введении к переводу книги Э. Целлера «Философия греков» (1877) он доказывает случайный характер исторического прогресса разума. В поздних работах («Наука и религия в современной философии», 1908; «Уильям Джеймс», 1911; «Об отношении философии к наукам», 1911; статье «Психология мистицизма», 1907) Бугру доказывает, что научный разум порожден реакцией разума, восставшего против религиозного духа, что триумф науки и утрата позиций религиозным разумом—две стороны одной проблемы. При этом он выступает за то, чтобы религия, не чиня никаких препятствий развитию науки и демократии, оставалась бы самой собой, очистилась бы от политических форм, в которые ее пытаются замкнуть, и оставалась бы созерцанием Бога и истины.

Соч.: De la Contingence des lois de la Nature. P., 1874; De lidee de la loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaine. P., 1895; Etudes dhistoire de la Philosophie. P., 1897; W.James. P., 1911; Science et religion dans la philosophie contemporaine. P., 1908; Morale et religion. P., 1925; О случайности законов природы. M., 1900; Паскаль. СПб., 1901; Наука и религия в современной философии. СПб., 1910. Лит.: fontaine A. P. La Philosophie dE. Boutroux. P., 1920.

M. M. Федорова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия