БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич

Найдено 1 определение
БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ Михаил Васильевич
1(13).11.1821, Петербург - 7(19). 12.1866, Бельское Енисейского окр.) - организатор кружка молодежи ("пятниц") во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. в Петербурге (Петрашевцы). Дворянин, сын хирурга. Окончил Александровский лицей, служил переводчиком в департаменте внутренних сношений Министерства иностранных дел. Был вольнослушателем юридического ф-та Петербургского ун-та. Мечтал о социальных преобразованиях России, об уничтожении крепостного права и самодержавия, о политических свободах и гласности. Для философского журнала, к-рый предполагал создать, подготовил статьи о значении здравого смысла и критического направления в философии, о христианстве в России. Собрал большую библиотеку рус. и зарубежных писателей, экономистов и запрещенных цензурой социалистов. В 1848 г. составил и распространял литографированную записку по крестьянскому вопросу, проект освобождения крестьян. Человек обширных знаний и талантливый организатор, Б.-П. к зиме 1848/49 гг. превратил "пятницы" в политический клуб, где открыто обсуждались политические проблемы России и Запада, вопросы политэкономии и философии. Считая крестьянскую революцию неизбежной, изучал движение декабристов. Был вдохновителем идеи подготовки кадров пропагандистов во всех слоях населения. Особое значение придавал работе среди студенчества. Участвовал в подготовке создания тайной типографии. Был членом законспирированной группы, обсуждавшей пути создания тайного революционного об-ва. Выступал на обеде в честь Ш. Фурье со словами: "Мы осудили на смерть настоящий быт общественный, надо приговор наш исполнить". Б.-П. - идейный руководитель, составитель, редактор и автор важнейших статей коллективного соч. петрашевцев - "Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Ему принадлежит идея обойти цензуру, дать в завуалированной форме понятное для читателей обличение крепостного права и самодержавия, представить идеи социализма и материализма. Сторонник антропологического материализма, главным "жизненным принципом" Б.-П. считал развитие, "неологию", охватывающую все сферы природы, промышленность, политику, социальную и духовную жизнь. Осуждал неспособность славянофилов "следовать за современным развитием человечества". Написал серию статей "Неология", "Новация", "Новатор", "Новаторство", доказывая, что "нововводительство" -  принцип, к-рый "новейшая наука признала истинным и положила в основу своего миросозерцания". Примерами "смелого новаторства" считал системы социалистов - Р. Оуэна, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Различал "новацию" (реформу) и революцию. Считал, что хотя реформа "менее касается основных, существенных начал какого-либо общественного учреждения", все же революция менее желательна для России, поскольку связана с кровопролитием. Б.-П. решительно возражал склонным к авантюризму К. И. Тимковскому, В. А. Головинскому, Спешневу. Призывал к тщательной подготовке людей, способных стать во главе народных масс, чтобы не допустить новый "Пугачевский бунт". Основу будущего об-ва Б.-П. видел в социализме, как в извечном стремлении людей "сойтись в общество". Первым социалистом считал Иисуса Христа. Осуждал стремление церкви отнести христианский идеал на небо и отказаться от попыток строительства на земле быта общественного, при к-ром "блаженство человека было бы возможно". Идеи Иисуса Христа у Б.-П. - это идеи социализма, ставшего насущной потребностью человечества. Социализму противопоставлялся либерализм - идеология буржуазного об-ва, "где мы видим совершенную нищету, отсутствие стремления удовлетворить первым нуждам при совершенном обилии средств к этому", т. е. социальное неравенство. Считая социализм "доктриною космополитическою", будущее Родины видел в крестьянской общине - "догме христианской, внедренной в жизнь практическую". Высоко чтил науку, осуждал различного рода предрассудки. Его статья "Обскурантизм", обличающая последний как неотъемлемый элемент "во всяком религиозном или теократическом властительстве", была запрещена цензурой. Пропагандист по призванию, Б.-П. высоко чтил ораторов, способных в часы великих потрясений, "переворотов" стать глашатаями "истин и нужд общественных". Прославлял знаменитых ораторов античности и нового времени. В "Карманном словаре" писал: "Мы постараемся представить характеристику знаменитейших из общественных двигателей, которые силою бессмертной своей речи побудили миллионы дремавших и подавленных умов [...], неутомимо ратовали и стояли за свои убеждения, смело шли на смерть и горделиво умирали за общее дело равенства и свободы..." Называя себя "философом-пропагатором", Б.-П. предвидел, что рано или поздно его "обвинят в проповеди безбожия, проклянут всенародно как атеиста и причтут в заключение к сонму святых Антихриста". Он не во многом ошибся. Арестованный в ночь на 24 апреля 1849 г., был приговорен к смерти. Прошел обряд инсценированной казни на Семеновском плацу. Был приговорен к пожизненной каторге. Отправлен в Сибирь закованным в кандалы сразу же после объявления окончательного приговора. Находился на Шилкинском заводе Нерчинского округа, позднее в Акатуе. В 1856 г. вышел на поселение в Иркутск, где продолжал борьбу против царской администрации. Писал многочисленные просьбы-обличения императору, застревавшие в канцелярии. Печатался в газ. "Иркутские ведомости" и "Амур". Пытался организовать кружок прогрессивно мыслящей местной интеллигенции. За неповиновение начальству высылался из Иркутска, попал в тюрьму, был отправлен на поселение в отдаленные села. Писал в Петербург протесты по поводу приговора петрашевцам, часть к-рых была опубликована Герценом в "Колоколе", а остальные находятся в архиве.

Источник: Русская философия: словарь