БОЗАНКЕТ Бернард

Найдено 5 описаний персоны БОЗАНКЕТ Бернард

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард

род. 14 июня 1848, Рокк-Хол, Нортумберленд - ум. 8 февр. 1923, Лондон) - англ, философ. Опираясь на Гегеля, подчеркивает (в "Knowledge and reality", 1885) целостность действительности, которая в чувственном созерцании выступает в форме отдельных содержаний, в системе познания - как целое. Известность Бозанкету принесли его учение о государстве ("The philos. theory of the state", 1889) и история эстетики ("А history of aesthetics", 1892).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОЗАНКЕТ Бернард

14.6.1848, РокХолл, Нортамберленд - 8.2.1923, Лондон), англ. философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как вспомогат. дисциплину, подчиненную универс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич. метафизикой. Б. придал иррационалистич. черты гегелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм суждений. Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению конкретно-всеобщего единства - «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования теории гос-ва, рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б. обосновывало правомерность насилия гос-ва над личностью и превозносило подчинение индивидов «целому». Автор работ по этике, эстетике и религии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

БОЗАНКЕТ Бернард

Bosanquet) (14 июня 1848 – 8 февр. 1923) – англ. философ представитель абсолютного идеализма. Филос. взгляды Б. родственны концепции Брэдли. Действительность рассматривается им как проявление абсолюта, к-рый, подобно атмосфере, охватывает конечные вещи ("Различие между сознанием и его предметами" – "The distinction between mind and its objects", 1913). В отличие от Брэдли, у Б. абсолют не только высшая реальность, но и высшая ценность ("Принцип индивидуальности и ценности" – "The principle of individuality and value", 1912). В то же время это и высшая форма индивидуальности, последовательными формами проявления к-рой являются личность, "социальный дух" – гос-во, искусство, религия и философия. Заимствуя наиболее реакц. стороны гегелевской философии права, Б. обосновывал в "Философской теории государства" ("The philosophical theory of the state", 1899, переизд. 1920) необходимость сильного и централизованного империалистич. гос-ва; подчинение личности гос-ву, слияние ее с "социальным целым". Решающее средство для достижения этого – сила, подавляющая "эгоизм", к-рый вытекает из "животной природы" человека. С позиций иррационализма Б. критиковал формальную логику. Утверждая, что всякая истина составляет лишь часть системы, выражающей бесконечную сложность мира, он настаивал на внутр. дисгармоничности знания, ибо лишь "абсолютный опыт" представляет собой подлинное знание. Соч.: Knowledge and reality, L., 1892; A history of aesthetics, 2 ed., L.–N. Y., 1904; Logic, Oxf., 1911; Essentials of logic, L., 1895; The value and destiny ot the individual, L., 1913; The meeting of extremes in contemporary philosophy, L., 1921; Основания логики, [пер. с англ.], M., 1914. Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки современной англоамериканской философии, М.–Л., 1936, гл. 1; Metz R., A hundred years of British philosophy, N. Y., 1938. А. Богомолов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард

1848—1923) —англ. философ и эстетик, приверженец абсолютного идеализма. В эстетике был последователем Гегеля. Иск-во, по Б., есть орган постижения мировой гармонии, к-рая образует саму суть «абсолютной реальности» как всеобъемлющей органической целостности, преодолевающей пространственно-временную разделенность явлений. Абсолют, т. обр., задает и критерий эстетической ценности: она тем значительнее, чем больше приближается к абсолютной гармонии, к-рая совпадает с красотой. Человек может лишь стремиться к совершенству, к-рым обладает абсолют. Само понятие ценности возникает из противоречия между разорванностью человеческого существования, погруженного в природу, и сверхчувственной цельностью абсолюта. Смысл иск-ва в преодолении этого противоречия, переживаемого на уровне человеческого опыта как страдание, и достижении эмоциональной удовлетворенности, что в психологическом плане соответствует логической гармонии. Поэтому для Б. «величайшее искусство — глубочайшая логика». Гений ученого и художника, согласно Б., имеют немало общего, ибо и художник творит, подчиняясь скрытой необходимости проникновения в «средоточие вещей». Эталоном иск-ва Б. считает «Божественную комедию» Данте, где мироздание пронизано эмоциями и преодолевается отчуждение внешнего мира от человека, а сам космический процесс предстает как «драма» — «величественный театр Вселенной». Эстетика Б. ориентирована на строгую архитектонику формы и познавательное содержание иск-ва. Она противостоит учениям об абсолютной свободе творческого воображения и его связи с бессознательным. В ней нашла отклик худож. практика движения прерафаэлитов в англ. иск-ве середины XIX в. Осн. труды по эстетической проблематике: «История эстетики» (1892), «Лекций по эстетике» (1915), «Принцип индивидуальности и ценности» (1911), «Ценность и судьба индивидуума» (1912).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Эстетика: Словарь

БОЗАНКЕТ Бернард

14 июня 1848, РокХолл, Нортамберленд, Великобритания—8 февраля ,1923, Лондон—британский философ, представитель абсолютного идеализма. Профессор университета в Сент-Эндрюсе (1903—08). В своих произведениях рассматривал традиционную формальную логику как вспомогательную и узко специализированную дисциплину, подчиненную «универсальной логике», совпадающей с гносеологией и объективно-идеалистической метафизикой (монистической онтологией). Такая логика оценивалась им как основной путь к пониманию «реальности, ценности и свободы». Отталкиваясь от логического учения Гегеля, Бозанкет подчеркивал системный характер истины как когерентности, считал невозможным разделение формального и содержательного аспектов мышления, признавал единство индуктивных и дедуктивных выводов, а также критиковал аристотелевскую силлогистику. В то же время Бозанкет придал иррационалистические черты гегелевскому учению о гибкости и взаимосвязи основных логических форм. Предмет логики—анализ суждения как «тождества-в-различии», которое указывает на идеальное содержание реальности.

Всеобщность и единство природы, по Бозанкету, создаются духом, который, в свою очередь, зависит от природы, дающей духу его конкретное содержание. Познание Бозанкет трактовал как переход от изолированных эмпирических данных и простейших видов суждений к постижению конкретно-всеобщего единства и непротиворечивой системы, т. е. «Абсолюта». Понятию «Абсолюта» Бозанкет часто давал этическое и теистическое истолкование, а также использовал его для обоснования своей теории государства. Согласно ему, национальное государство является наивысшей ценностью и совершеннейшим индивидом, обладающим неограниченной властью по отношению к отдельным гражданам и формирующим их социальную мораль. Политическое учение Бозанкета обосновывало под видом «гармонии» целого и частей абсолютное превосходство государства над личностью. Он также занимался историей эстетической мысли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия