БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария
род. 30 авг. 1902, Чушув, Польша) - швейц. философ-неотомист, профессор современной философии во Фрейбурге (Швейцария). Занимался исследованием современной логики и советско-марксистской философии. Один из теоретических лидеров антикоммунизма. Осн. произв.: "La logique de Theophraste", 1939; "Europдische Philosophie der Jegenwart", 1947; "Diamat", 1950; "Formale Logik", 1956.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария
р. 1902) - швейц. философ-неотомист, доминиканец, антикоммунист. Для работ Б. характерна фальсификация теории и практики социализма. Однако рост влияния идей научного коммунизма вынудил Б. признать целесообразным диалог с марксистами. В своих филос. произведениях Б. дает религиозно-идеалистич. трактовку коренных филос. проблем. Вся история философии, с т. зр. Б., говорит в пользу истин религии. Соврем. наука, утверждает Б., помогает лучше понять филос. учение неотомизма о путях постижения бога.

Источник: Атеистический словарь

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария
швейцарский философ; р. 30.8.1902 (Чушов, Польша) — ум. 1995 (Фрибург, Швейцария); профессор современной философии во Фрибурге, в Швейцарии; занимался исследованием современной логики, теории науки и советской философии. Осн. соч.: Europäische Philosophie der Gegenwart, 1947, 1951 (рус. пер.: Современная европейская философия, 2000); Diamat 1950, 1961 , Formale Logik, 1956, 1965; (совместно с А. Менне) Grundriß der Logistik, 1973; (соредактор) Handbuch des Weltkommunismus, 1958; Wege zum philosoph. Denken, 1959; Logik der Religion, 1982. Contributions to Logic and Methodologie (Festschr., mit vollst. Bibliographie), 1965.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария
р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц. фллософнеотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма. Член ордена доминиканцев. Директор (1957-72) Ин-та вост.-европ. исследований при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии«Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая ему «экспансионизм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ. верой. Признаная в последние годы успехи сов. философии и усиление ее междунар. роли, Б. выступает в духе теории конвергенции за «диалог» с философамимарксистами. Автор работ по истории и методологии философии, логики и теологии.

Источник: Советский философский словарь

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария
1902-1995) - польско-швейц. философ. В 1920-26 изучал экономику и право в ун-тах Львова и Познани. В 1927 стал членом ордена доминиканцев. В 1935-40 преподавал в ун-те Ангеликум в Риме и в Ягеллонском ун-те в Кракове. Во время второй мировой войны служил капелланом в Польской армии в Великобритании и Италии. После войны был проф., деканом философского факультета, ректором Фрибургского ун-та в Швейцарии. Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" и серии "Sovietica". B 1957-72 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском ун-те. Б. - автор работ по истории философии, методологии и логике, философии религии, советологии. Он стремился найти новые пути укрепления позиций неотомизма. По его мнению, отдельные положения феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии могут и должны быть использованы теоретиками неотомизма как для защиты собственной мировоззренческой программы, так и для создания "синтетического" метода философствования.
Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков. М., 1993; Europaische Philosophie der Gegenwart, 1947; Diamat, 1950; Logic of Religion, 1965; The Methods of Contemporary Thought. Dordrecht, 1965; Marxismus-Leninismus. Munchen, 1976.

Источник: Современная западная философия: словарь

БОХЕНЬСКИЙ ЮЗЕФ МАРИЯ

Boche?ski), Юзеф Мария (р. 30 авг. 1902) – швейц. философ-неотомист. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма; член ордена доминиканцев, по национальности поляк. Проф. истории философии (с 1945), ректор (1964–66) Фрейбургского ун-та. Б. – организатор и директор (с 1957) Ин-та восточноевроп. исследований при Фрейбургском ун-те, основатель и издатель (с 1961) журн. "Studies in Soviet Thought" и серии "Sovietica" (с 1959). Как теоретик "советологии" Б. эволюционировал от "глобального" антикоммунизма к более дифференцированным формам его критики. Будучи убежденным идейным противником коммунизма, Б. выступил с утверждениями об антигуманном характере сов. строя и филос. несостоятельности марксистско-ленинского мировоззрения. Совр. коммунизм, по Б., является якобы одной из искаженных версий марксизма. В последние годы Б. отмечает быстрое развитие сов. философии и ее успехи (в разработке проблем естествознания, логики, роста науч. продукции и др.). Б. – автор работ по истории философии и современной, в частности математической, логике. Соч.: Europ?ische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., Bern, 1947; Formale Logik, Freiburg–M?nch., 1956; Wege zum Philosophischen Denken, 2 Aufl., Basel–W., 1960; Logik of religion, ?. ?., 1965; Diamat, Stuttg., 1968. Лит.: "Новые книги за рубежом", 1958, No 21; 1960, No 16, 21; Быховский Б., Партии в философии и философский камуфляж, "Коммунист", 1967, No 1. А. Алтухов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БОХЕНЬСКИЙ Юзеф Мария
30 августа 1902, Чушув, Польша—1995, Фрибург, Швейцария) швейцарский философ-неотомист польского происхождения, доминиканец. В 1920—26 изучал философию и право во Львовском и Познаньском университетах, в 1928—31 — философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931—35—теологию в папском университете «Ангеликум» в Риме. В 1935—46 преподавал в «Ангеликум», а также в Ягеллонском университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны служил в польской армии в Великобритании и Италии, После войны был профессором, деканом философского фагультста, ректором Фрибургского университета; преподавал в ряде университетов США.
Бохеньский—один из основателей (наряду с Г. Веттером) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica». B 1957—72 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском университете. Бохеньский— автор ряда фундаментальных работ по истории философии, логике и истории логики, философии религии. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что при исследовании фундаментальных проблем философского характера человеческая мысль неизбежно наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в контекст исследований философа или ученого, предопределяя исходную установку рассмотрения проблемы. В своих работах осуществлял «ассимиляцию» неотомизма, дополняя его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-фияософских работах рассматривает становление философии 20 в. как продолжение процесса преодоления философской парадигматики нового времени. Следуя традициям томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя божественного начала—субъективизм. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигать мир), плюрализм и персонализм.

Источник: Новая философская энциклопедия

БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (1902-1995)
польско-швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрейбург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931 - доктор философии, с 1935 - доктор теологии, с 1966 - почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии, Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957-1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81 году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" (1961) и серии "Sovietica" (1959). Основные сочинения: "Логика Теофраста" (1939), "Диамат" (1950), "Формальная логика" (1956), "Современная западная философия" (1957), "Методы современного мышления" (1965), "Марксизм-ленинизм" (1976) и др. Б. исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В его работах содержится классическое изложение неотомистской онтологии, которая рассматривается им как функция метафизики. "Метафизика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта", - подчеркивал Б. Основная проблема онтологии - соотношение материи и формы. Материя относится к форме как потенция к акту. Можно вывести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неорганическое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) достоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максимально возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принципов: "интеллигибельности" (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что возможен обратный путь восхождения к идее) и "соучастия" (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). Акт сознания - это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неотомизм может привлекать для собственного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической философии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., - вера, лишенная научного обоснования, с явно выраженной детерминантой тотального атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгляды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс у Б. ставил перед собой задачу чисто теоретическую - создание "научного социализма" и социологии (одним из основателей которой он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое основание не выдержавшие испытания временем концепты: "класс", "прогресс", "диалектический материализм" и т.д. Кроме того, с точки зрения Б., организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах полемики ортодоксальных марксистов с их демократическими оппонентами, особенно в условиях значимого фона религиозного мировоззрения.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь