БЕЙЛЬ Пьер

Найдено 7 описаний персоны БЕЙЛЬ Пьер

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер

род. 18 нояб. 1647, Карлат - ум. 28 дек. 1706, Роттердам) - франц. философ, скептик, оказавший влияние на духовное развитие 18 в. прежде всего своим "Dictionnaire historique et critique" (1695 - 1697). Бейль боролся против всякого догматизма в философии. Этические проблемы, согласно Бейлю, должны рассматриваться только с точки зрения разума. Вера и знание, считал он, несовместимы, но именно поэтому вера представляет ценность для религиозных догм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

БЕЙЛЬ Пьер

1647-1706) - франц. философ, представитель свободомыслия и скептицизма. В гл. работе «Исторический и критический словарь» (I том — 1695, II том - 1697) Б. показал, что Библия противоречит не только свидетельству современников, но и самой себе, что библ. чудеса так же невероятны, как и чудеса языч. религии, развенчал библ. образцы нравственности (Авраам, пророк Илья, царь Давид), высказав тезис о независимости нравственности от религ. убеждений, доказывал, что с т. зр. разума ни один довод в пользу религии не выдерживает критики.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

БЕЙЛЬ ПЬЕР

французский писатель, эрудит, критик и философ (Карла, 1647 — Роттердам, 1706). До 1681 г. — преподаватель философии в Седане, где им написаны «Письма о комете», затем — в Роттердаме, где он написал «Новости филологической республики» (1648-1687). Его творчество, изложенное в «Историческом и критическом словаре» (1696-1697), выдает в авторе философа истории, который своим критическим умом, унаследованным у Монтеня, обновляет все проблемы морали, экзегезы и теологии. Писатель эпохи Луи XIV, Бейль предвосхищает энциклопедистов; он нападает на все: на догму, авторитет, тоталитарный дух рационалистских систем, — создавая философию толерантности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

БЕЙЛЬ Пьер

18.11.1647, Карла - 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, ранний представитель Просвещения. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естеств.-науч. открытий 17 в. Осн. произв.- «Историч. и критич. словарь» (т. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1-2, 1968). От идей веротерпимости и религ. индифферентизма Б. пришел к религ. скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального обоснования религ. догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Б. считал, что познанию не может быть приписана безусловная достоверность, а только вероятность. «Словарь» Б. сыграл большую роль в развитии европейского свободомыслия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители - Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

БЕЙЛЬ ПЬЕР

Bayle), Пьер (18 нояб. 1647 – 28 дек. 1706) – франц. публицист и философ; ранний представитель франц. Просвещения. Проф. Седанской академии (1675–81) и Роттердамского ун-та (до 1692). В 1683 опубликовал свое первое произведение – "Разные мысли по поводу кометы" ("Pens?es diverses ?crites... ? l´occasion de la com?te...", t. 1–2, 1683), принесшее ему европ. известность. Б. выступил здесь с доказательством нелепости астрологич. суеверий. В дальнейшем издавал журнал "Новости литературной республики"("Nouvelles de la R?publique des lettres", 1684–87), выражавший бурж. обществ. мнение. Мировоззрение Б. сформировалось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естественнонаучных открытий 17 в. Его осн. произведение – "Исторический и критический словарь" ("Dictionnaire historique et critique", t. 1–2, 1695–97, nouv. ed., v. 1–16, P., 1820–24) – представляет собой справочник, преимущественно биографич. характера, попутно трактующий различные филос. богословские, историч. проблемы, а также вопросы естествознания и математики. В примечаниях на полях и сносках внизу страниц (составляющих в целом до 4/5, всего труда) сконцентрированы наиболее интересные мысли. Гл. идея Б. – несовместимость религии и знания, веры и философии. Он призывал философов отказаться от стремления (к-рое он усматривал в соч. Декарта, Мальбранша, Лейбница и др.) доказать "истины" веры. Однако Б. не делал атеистич. выводов, признавая наиболее ценной веру абсолютно противоразумную. Свой скептицизм Б. распространял на разум и на философию: истинность вообще недоступна науке и философии, им доступна только вероятность. Скептицизм Б. удерживал его от атеизма. Тем не менее Б. сыграл большую роль в истории философии прежде всего как критик религ. догматов и тех филос. систем, к-рые пытались дать им теоретич. основу. По словам Маркса, Б. " разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Религ. индифферентизм Б. приводил его к убеждению в независимости морали от религии. В этой связи Б. сделал очень важный вывод, согласно к-рому общество атеистов может выполнять не только свои гражд., но и свои моральные обязанности не хуже, чем общество верующих. Влияние Б. испытали Вольтер и др. франц. просветители 18 в., а также Фейербах ("Пьер Бейль" – L. Feuerbach, Pierre Bayle, 1838). Соч.: Oeuvres diverses, v. 1–4, La Haye, 1727–31. Лит.: Шахов ?., Вольтер и его время, 2 изд., СПБ, 1912; Пиков В., Пьер Бэйль, М., 1933; История философии, т. 2, М., 1941, с. 280–286; Sugg F. В., Pierre Bayle. Ein Kritiker der Philosophie seiner Zeit, Lpz., 1930. В. Соколов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЕЙЛЬ Пьер

18 ноября 1647, Карла—28 декабря 1706, Роттердам) — французский философ и публицист, представитель скептицизма 17 в. Родился в семье протестантского пастыря, учился в Тулузском и Женевском университетах, был профессором философии протестантской академии в Седане. После закрытия академии Людовиком Xrv был вынужден эмигрировать в Голландию. Будучи энциклопедически образованным человеком, способствовал пропаганде научных знаний, издавая с 1684 научный журнал «Новости литературной республики». Большой популярностью пользовался двухтомный «Исторический и критический словарь» (Dictionnaire historique et critique, t. 1-2, 1695-97; рус. пер., т. 1—2. M., 1968): только в период 1697—1741 он издавался 11 раз на французском языке и 2 раза на английском.

Философское мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием как античного скептицизма (пирронизма), так и идей современных ему мыслителей: М. Монтеня, Б. Паскаля, Р. Декарта. Но в отличие от декартовской формы критического сомнения скептицизм у Бейля более последователен: не только схоластика, но и труды современников должны быть выставлены на суд разума.

Скептицизм предстает у Бейля как критическая рефлексия, направленная на поиск истины. Бейль исходит при этом из того, что всем людям присущ свет «всеобщего разума» («естественный свет»)—первое правило жизни; учение, проповедуемое в Священном Писании—это «второе правило», зависящее от первого. «Естественный свет» есть высший судья, его приговор окончательный, и если утверждения Священного Писания противоречат этому приговору, то они ложны.

Бейль убежден в том, что даже в области исторических изысканий возможно довести истины до такой же (и даже большей) степени достоверности, как и достоверность математических истин. Например, утверждение о существовании Цицерона более достоверно, чем утверждения математики о существовании абсолютно прямых линий, лишенных толщины.

Скептицизм у Бейля носит конструктивный, творческий характер, он направлен на то, чтобы помочь «естественному свету» освободиться от противоречий, которых, как показывает Бейль, не лишены философские системы Декарта, Спинозы и Лейбница. Так, Декарт, определяя движение как переход тела из одного места в другое, не объясняет, что он понимает под термином «место»: если это пространство, отличное от самого тела, то это противоречит картезианскому тезису об отсутствии пустоты. «Предустановленная гармония» Лейбница противоречит тому, что монады у него не могут воздействовать друг на друга, ибо «не имеют окон» в окружающий мир. У Спинозы противоречива трактовка тел как частей субстанции, которую сам же он считает абсолютно неделимой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

БЕЙЛЬ Пьер (1647-1706)

французский философ и публицист, предшественник философии Просвещения. Учился в Тулузском и Женевском университетах. В 1676—1681 преподавал и занимал кафедру философии при университете Седана. Лишен кафедры как протестант в связи с усилением гонений на гугенотов. Эмигрировал в Голландию. Занял кафедру философии Роттердамского университета. В 1693 лишен пенсии и права преподавания. Наиболее известен его "Исторический и критический словарь" (1697, второе расширенное издание — 1702), выдержавший с 1697 по 1741 одиннадцать переизданий на французском и два издания на английском языках. Из других работ Б. следует назвать: "Разные мысли, изложенные в письме доктору Сорбонны по случаю кометы, появившейся в декабре 1680 года" (1682); "Философский комментарий на слова Иисуса Христа "Заставь их выйти" (1686); "Продолжение разных мыслей о комете" (1704); "Ответы на вопросы одного провинциала" (1703-1706); "Беседы Максима с Фелистом" (1707) и др. Сторонник скептицизма в философии. Высоко ценил Секста Эмпирика и Монтеня. Сильно влияние на Б. Декарта. Во всем своем творчестве отстаивал идеи свободы мысли и свободы совести. Считал, что условие добросовестного исследования — рациональный анализ имеющихся данных со скептически-критичеких позиций. Излюбленная схема изложения Б.: введение и тщательный анализ традиционного (очевидного) представления, парадоксальные выводы из проделанного анализа, осуждение только что выведенных следствий (якобы с позиций традиционного представления). Известен так называемый "парадокс Бейля": утверждение о том, что общество, в котором отсутствовала бы религия, могло бы в нравственном отношении оказаться выше общества верующих. В теории познания исходит из тезиса об "идее естественного света", как непосредственно интуитивно данной людям совокупности неопровержимо истинных идей. Идея "естественного света" прирожденна всем людям: и язычникам, и христианам, и атеистам. Она предопределяет правила суждения и различения истинного и ложного, хорошего и дурного. В последнем случае она проявляется как безусловность интеллектуальной интуиции нравственного сознания ("совести"). Идея "естественного света" не может быть ничем иным, кроме всеобщего разума, озаряющего умы, и порождает "аксиомы метафизики" (критерии истинности) любых суждений (научных, религиозных, жизненных). Соответственно предписываемое религией может быть признано, если оно выдержит проверку "светом" (или: любое утверждение Писания, противоречащее этому мерилу, безусловно ложно). В последующем Б. усилил свою критическо-скептическую позицию по отношению к религии, перейдя от попыток ее рационалистического обоснования к утверждению, что христианство в свете критерия "всеобщего разума" вообще лишено оснований. Обилие зла и греха в жизни не совместимо с тезисом о всемогуществе Бога, предопределяющем все события, и с его милосердием. Если же признать, что Бог является творцом зла, то это будет отвращать людей от Бога и толкать к атеизму. Рационализированное знание порождает одновременно очевидность объекта и полную достоверность убеждения, вера же не только лишена обоснования, но тем сильнее, чем более ее истины противоречат разуму. В конечном итоге философия (рациональное знание) оказывается несовместимой с христианством (религией в целом). Столь же критически-скептически Б. подошел и к анализу метафизических систем Декарта, Лейбница и Спинозы. В любом тождестве всегда обнаруживаются различия, в непротиворечивом противоречия, поэтому создать цельную философскую систему невозможно. Отсюда оценки Б. как "схоласта здравого разума" (Фейербах) и как теоретического разрушителя основ метафизики (Маркс).

В.Л. Абушенко, Э.К. Дорошевич

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь