БАЛЛА Лоренцо

Найдено 3 описания персоны БАЛЛА Лоренцо

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БАЛЛА Лоренцо

итальянский гуманист, филолог и философ (Рим, 1407 — Неаполь, 1457). Одним из первых он попытался примирить античную мудрость и христианскую веру, оказал влияние на Эразма и Пика делла Мирандола. Противостоял философскому догматизму последователей Аристотеля и схоластических теологов. В «De Voluptate» (1431) утверждает, что человеческая природа, поскольку она от Бога, добра и что можно ей доверять, оставаясь при этом христианином. Сочинения: «De libero arbitro» (1439), «Dialecticae disputationes» (1439).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

БАЛЛА Лоренцо

1407-1457) - итал. гуманист эпохи Возрождения. Вел борьбу с христ. догматизмом и авторитаризмом. В. подверг сомнению богодухновен-ность Библии, истинность догматов, веру в бессмертие души. В диалоге «О наслаждении» (вторая ред. - «Об истинном благе»), опираясь на понятый в духе Возрождения эпикуреизм, дал светскую трактовку христ. идеала: цель человека - земное наслаждение - не препятствует небесному блаженству. Выступил с критикой монашества и папства; доказал подложность т. н. Константинова дара, утверждая тем самым светский характер гос-ва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

БАЛЛА Лоренцо

ок. 1407, Рим—1 августа 1457, Рим) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, философ, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности в совершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя особый интерес к проблемам этики, филологии, риторики. В 1431—33 преподавал риторику в университете Павии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (De ver falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й редакции — «О наслаждении как истинном благе», «De voluptate ас de vero bono», 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о высшем благе ведут три собеседника — стоик, эпикуреец и христианин. Стоик говорит о враждебности природы человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к добродетели, эпикуреец — о возможности достичь блага, данного людям от природы и состоящего в наслаждении; христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец, отождествляет высшее благо с наслаждением, но осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология последних в речи эпикурейца столь выразительна, что не оставляет сомнений в симпатиях Валлы: наслаждение полезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь разумная мера в стремлении к удовольствиям.

В 1435—47 Балла служил секретарем у Альфонса Арагонского, правителя Неаполитанского королевства. В 1439— 40 им было написано философско-теологическое сочинение «Освободе воли» (De libero arbitrio, рус. пер. 1989), где он утверждал, что первородный грех не исказил волю человека, сохранившую способность самостоятельного выбора между добром и злом. В «Диалектических диспутах» (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439, изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К неаполитанскому периоду относятся и остро антицерковные сочинения Баллы, создание которых стало возможным в обстановке противоборства Альфонса Арагонского и палы Евгения IV. В диалоге «О монашеском обете» (1439—43, рус. пер. 1963) объявлялся противоестественным сам институт монашества с его аскетизмом и отречением от мирской жизни. В «Рассуждении о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et emendita Constantini donatione Declamatio, 1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Балла, опираясь на свои познания в истории, лингвистике, археологии, географии, нумизматике, доказал подложность документа, в течение многих веков служившего основанием для притязаний папства на светскую власть. «Рассуждение» стало образцом новаторской исторической критики текста. В Неаполе Валла работал над 3-й, расширенной редакцией диалога «Об истинном и ложном благе». В 1444 Балла был привлечен к инквизиционному суду, от которого его спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против клеветников» (1444). При новом папе, Николае V, Балла в 1448 вернулся в Рим, став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику в Римском университете. В теории ораторского искусства он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство гуманистов, а Квинтилиану. Валла продолжил в Риме редактирование диалога «Об истинном и ложном благе», создав четвертый вариант этого сочинения, а также написал 2-ю и 3-ю редакции «Диалектических диспутов». Главным трудом последних лет стали «Примечания к Новому Завету», где различные кодексы греческого текста Нового Завета сопоставлялись с его латинским переводом,—пример исторической критики текста. Напечатанные в 1505 «Примечания» способствовали формированию идей Реформации.

Соч.: Opera omnia, a cura di E. Garin, v. 1—2. Torino, 1962; в рус. пер.— В кн.: Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. Лит.: Ревякина Н. Б. Творческий путь Лоренцо Баллы и его философское наследие.—В кн.: Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989; Gaeta F. Lorenzo Valla. Filosofa e storia nell umanesimo italiano. Napoli, 1955; Camporeale S. I. Lorenzo Valla. Umanesimo e teologia. Firenze, 1972; Lorenzo Valla e umanesimo italiano. Padova, 1966; Fubini A Umanesim e secolarizzazione da Petrarca a Valla. Roma, 1990.

Л. М. Брагина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия