БАХОФЕН Иоганн Якоб

Найдено 2 описания персоны БАХОФЕН Иоганн Якоб

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб

род. 22 дек. 1815, Базель - ум. 25 нояб. 1887, там же) - швейц. историк права и религии. Положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата; известен благодаря своему соч. "Das Mutterrecht" (1881); ввел сравнительный метод в правовую науку; исследователь мифов и символов ("миф есть толкование символа"). Мировую историю рассматривал как вечную борьбу между светом и тьмой, небом и землей, рождением и смертью, мужским началом и женским. Земля является "носителем материнства", в то время как Солнце "осуществляет развитие отцовского начала". Осн. произв. (кроме указанного): "Versuch ьber die Grдbersymbolik der Alten", 1859; "Urreligion und antike Symbole", 1926; "Gesammelte Werke", 1943.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

БАХОФЕН Иоганн Якоб

22 декабря 1815, Базель—25 ноября 1887, там же)—швейцарский историк религии, культуры и. права, основатель сравнительного правоведения. Изучал классическую филологию и юриспруденцию в Базеле, Берлине (у Ф. К. Савиньи) и Геттингене. В 1839 защитил диссертацию по римскому гражданскому праву, после чего два года обучался в Оксфорде, Кембридже и Париже. В 1841—44 профессор истории римского права в Базеле, с 1844 посвятил себя (параду с деятельностью в качестве судьи) изучению истории права и древней истории. Известность Бахофену принесла его теория матриархата, поставившая под сомнение традиционные представления об обществе. Обратившись к мифологии и религиозным обычаям, нравам и правовым формам античного общества, Бахофен пытался подтвердить гипотезу о том, что исторически матриархат предшествовал устройству семьи и общества, основанного на примате отцовства. Именно миф как наиболее аутентичное свидетельство о древних временах указывает на существование изначально матриархально ориентированного общества. «Символ», затрагивающий все струны человеческой души,—ключевое понятие при исследовании мифологии («миф есть экзегеза символа»).

Три наиболее значительных для человека небесных тела (земля, луна, солнце) находятся в определенной взаимосвязи и воплощают в себе определенные этапы развития человеческой истории (например, земля—материнское, солнце—отцовское начало). Движение от материнского начала к отцовскому Бахофен метафорически разделяет на три стадии: «утреннюю» (когда сын еще находится во власти матери)—ей соответствует хтоническая мифология; «полуденную» (когда солнце-сын полностью разворачивает свою светоносную силу) — эту стадию Бахофен называет также фаллически-дионисийской; третья, высшая стадия — «аполлонийская»: если Дионис лишь возвышает отцовское начало над материнским, то Аполлон целиком освобождается от всякой связи с женским, его отцовство—более высокого,, духовного порядка. У каждой фазы (ступени) есть свой «дух». Господствующая роль женщины в родственных отношениях, религиозном культе и в общественной и правовой жизни с необходимостью определяет первую ступень человеческой истории. Об этом, наиболее раннем периоде Бахофен говорит как о «поэзии истории», времени, когда при преобладании матерински-теллурических принципов господствовало всеобщее братство, мир и гармония в обществе, а также между человеком и природой. Историки культуры воспринимали Бахофена то как романтика, то как гениального предтечу этнологии, социальной антропологии и социологии семьи. Идущая от него традиция оказала влияние на современные женские движения.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd. 1-10. Basel, 1943—67; Versuch uber die Grabersymbolik der Alten, 1859; Urreligion und antike Symbole, Bd. 1—2. Lpz., 1926; Der Mythos vom Orient und Okzident. Eine Metaphysik der alten Welt, 5 Aufl. Munch., 1956; Das Mutterrecht. Fr./M., 1975.

И. А. Михайлов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия