БАБЁФ Франсуа Ноэль

Найдено 3 описания персоны БАБЁФ Франсуа Ноэль

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Бабеф, Франсуа-Ноэл

Вождь крайне левого крыла плебейских сил во Французской революции. Он попытался установить коммунистическое общество путем заговорщического восстания ("Заговор равных" в 1795 г.). Фридрих Энгельс описал движение Бабефа и его сторонников, как одну из "независимых вспышек того класса, который был предшественником, более или менее развитым, новейшего пролетариата".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

БАБЁФ Франсуа Ноэль

французский теоретик и революционер (Сен-Кантен, 1760 — Вандом, 1797), основатель бабувизма. Был помощником землемера в Нуайоне, затем служил в поземельном архиве города Руа. В 1787 г. приезжает в Париж с намерением предоставить правительству обширный план налоговой реформы. В 1796 г. избран в Учредительное собрание. В начале 1796 г. Бабеф и его друзья Дарте и Буонаротти создают секретную организацию с целью свержения Директории и установления нового, коммунистического режима; это так называемый «заговор равных». Выданные Гризелем Карно, заговорщики были арестованы и год спустя казнены в Вандоме (26 мая 1797 г.). Историческая важность доктрины Бабефа в том, что впервые коммунизм был принят не как философские мечтания, но как политическая программа. Она предлагает раздать все всем поровну (а не по заслугам), для того чтобы создать «республику Равных». Она имеет довольно абстрактный характер и далека от современных коммунистических теорий, поскольку у Бабефа коммунизм — это не способ производства и организации труда, но просто метод распределения богатств.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

БАБЁФ Франсуа Ноэль

Babeuf), Франсуа Ноэль (именовал себя Гракхом) (23 нояб. 1760 – 27 мая 1797) – франц. утопич. коммунист, вождь коммунистич. "заговора во имя равенства". Род. в семье отставного военного. Трудовая среда, в к-рой вырос Б., наблюдение аграрных отношений предреволюц. Франции (Б. вплоть до революции 1789 служил в поземельном архиве в г. Руа), изучение трудов франц. просветителей 18 в. определили общее направление идейного развития Б. К 1787 у него сложилось убеждение в необходимости установления "самого совершенного равенства", при к-ром "все будет общим" и "будет достигнуто абсолютно равное распределение". В самом начале революции 1789 Б. представил Учредит. собранию и опубликовал первое свое произведение "Постоянный кадастр" ("Cadastre perp?tuel"). Здесь он высказал мысли о разделении общества на два противостоящих друг другу класса – богатых и бедных, как социальном зле, о поглощении мелких состояний крупными, о возрастании численности рабочих, о возникновении безработицы и постоянной угрозе сокращения заработной платы. Средство к уничтожению этих социальных зол Б. видел в ликвидации земельной собственности и наделении всех нуждающихся равными участками земли в пожизненное пользование. В 1792–93 Б. выступал в защиту уравнит. "аграрного закона", которого он ждал от якобинского правительства. Когда эти надежды не оправдались, Б. осудил Робеспьера и после его падения призывал к дальнейшей "работе ради возрождения свободы". В период термидорианской реакции Б. был заключен в тюрьму (февр.-сент. 1795). В это время созревали его мысли о борьбе классов в истории, о революции как войне бедных против богатых, о необходимости борьбы за подлинное равенство, за коммунистич. общество, в к-ром все будут трудиться для общего блага, обладать средствами к существованию, где не будет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, ни губительной для всех конкуренции, где науки и иск-ва не будут зависеть от меценатов и достигнут высокого подъема. Путь к такому обществ. устройству Б. видел только в революции. По выходе из тюрьмы Б. пропагандировал эти идеи, обращаясь преим. к рабочим массам, в своей газ. "Tribun du Peuple" ("Народный трибун") и в др. изданиях, а также устно в клубе, получившем название "Общество Пантеона". Эта пропагандистская деятельность Б. преследовалась Директорией. Б. и его друзья образовали Повстанческий комитет и Тайную директорию, к-рые должны были подготовить и возглавить вооруж. восстание и осуществить мероприятия, необходимые для коммунистич. преобразования общества. Манифест равных, Акт о восстании, проекты декретов, воззвания и др. документы, составленные руководителями заговора, представляли собой программу непосредств. действий, к-рую должно было проводить революционное правительство победившего трудового народа. Б. высказывался против всякой диктатуры и противопоставлял ей "революционный порядок управления". Б. предусматривал осуществление преобразований, направленных на создание коммунистической хозяйственной общины, которая должна скоро вытеснить частновладельческие предприятия и превратиться в единый народнохозяйственный организм. Заговор Б. был раскрыт по доносу, и Директория добилась осуждения заговорщиков-коммунистов. Б. и его ближайший соратник Дарте были гильотинированы. Революц.-коммунистич. учение Б. и его последователей получило название бабувизма, самым выдающимся представителем к-рого после Б. был участник "заговора во имя равенства" Филипп Буонарроти (1761–1837). Последний изложил историю заговора в кн.: "Заговор во имя равенства..." ("Conspiration pour l´?galit?...", 1828, рус. пер. 1948, т. I–II, со вступ. ст. В. П. Волгина). Несмотря на революционность, учение Б. и бабувистов оставалось утопическим и сохраняло идеалистич. воззрения теории естественного права. Бабувизму, возникшему в условиях недостаточного развития пролетариата, свойственны еще аскетизм и грубая уравнительность, непонимание прогрессивного значения промышленности и историч. роли пролетариата, пережитки деизма. Идеи бабувизма сыграли большую роль в формировании социалистических взглядов участников франц. тайных революционных обществ 30–40-х гг. 19 в., в особенности Бланки и Дезами. Соч.: Pages choisies, P., 1935; Учение равных, пер. [с франц.], СПБ, [1906]. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1–4, М., 1955 (см. Указатель имен); Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 18, 31, 324, 331; Буонарроти Ф., Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа, пер. с франц., т. 1–2, М.–Л., 1948; Шеболдаев Б., Бабувизм и рабочие в Великой французской революции, "Под знаменем марксизма", 1923, No4–5; Щеголев П. П., Гракх Бабеф, М., 1933; его же, Филипп Буонарроти и его книга "Заговор равных", "Уч. зап. ЛГУ". Сер. истор. наук, 1940, вып. 6; Волгин В., Уравнительные и социалистические тенденции во французских тайных обществах 1830–1840 годов, "Вопр. истории", 1947, No 6; его же, Идейное наследие бабувизма, в его кн.: Очерки по истории социализма, 4 изд.. М.–Л., 1935; Деборин А. М., Социально-политические учения нового времени, т.1, М., 1958, с. 565–612; Доманже М., Бабеф и заговор равных, пер. с франц., Л., 1925; Advielle V., Histoire de Gracchus Babeuf et du babouvisme, v. 1–2, P., 1884; L?pine J., Gracchus Babeuf, P., 1949; Montgrenier R., Gracchus Babeuf, P., 1937; Walter G., Babeuf 1760–1797 et la conjuration des ?gaux, P., 1937; Thomson D., The Babeuf plot, L., 1947; Vozka J., Gracchus Babeuf v?dce spiknut? rovn?ch, Praha, 1947. И. Зильберфарб. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.