АРОН РАЙМОН

Найдено 9 описаний персоны АРОН РАЙМОН

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АРОН РАЙМОН

фр. философ, социолог и публицист, один из авторов концепций “единого индустриального об-ва” и деидеологизации. Разрабатывал т. наз. критическую философию истории. Отрицал объективный характер исторического прошлого, возможность познания и изучения социальных феноменов; историческое познание сводил к психологизму и релятивизму. Историю А. представлял как иррациональный поток событий, лишенный объективной логики. Считал, что объективных критериев для определения социального прогресса не существует. А. выражал неверие в возможность улучшения общественных порядков. Соч.: “Введение в философию истории” (1948), “Этапы социологической мысли” (1967), “Критическая философия истории” (1969), “Разочарование в прогрессе” (1969), “Речь в защиту дегради-рующей Европы” (1977).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АРОН Раймон

р. 14.3.1905, Париж), франц. социолог и публицист, идеолог правого крыла либеральной буржуазии. В ранних работах по философии истории и социологии проповедовал крайний историч. релятивизм и презентизм, сочетавшийся позднее, в неск. смягченном виде, со сравнительно-историч. анализом и технологич. детерминизмом. В работах по истории социологии и обществ. мысли старался обелить консервативные традиции бурж. обществоведения.

Один из основателей концепций деидеологизации и т. н. «индустриального общества», А. считает, что единая технико-экономич. основа не исключает серьезных различий в социальном и политич. строе между странами. В ряде работ стремился дать теоретич. оправдание антикоммунизма; пытается доказать, что в совр. условиях марксизм якобы устарел, приобрел характер «светской религии» и распался на отд. течения. А. отрицает освободит. роль рабочего класса, сторонник политич. интеграции Зап. Европы и укрепления ее союза с США.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

АРОН (Aron) Раймон

род. 14 марта 1905, Париж - ум. 17 окт. 1983, там же) франц. социолог, философ и публицист, один из родоначальников теории "индустриального общества". В философско-социологических работах основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции "социальной индустриализации" или "технологического детерминизма", переросшей затем в теорию "индустриального общества". Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как "новый промышленный переворот", достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и "революция в доходах". Позже аналогами названий "индустриального общества" стали "народный капитализм", "гуманная экономика", "государство всеобщего благоденствия". Осн. труды: "Introduction a la philosophic de l&histoire", 1938; "Dix-huit lecons sur la Societe Industrielle", 1963; "Democratic et totalitarisme", 1965; "Les desillusion du progres", 1969.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АРОН РАЙМОН

французский философ и социолог (Париж, 1905-1983). Жил в Германии (с 1930 по 1933 г.), что позволило ему написать «Немецкую современную социологию» (1936). «Эссе об исторической теории в современной Германии» (1938) и «Введение в философию истории» (1938) проливают свет на связь в истории исторического долга и существования. В 1955 г. в «Опиуме интеллектуалов» Арон пытается объяснить, чем привлекателен марксизм, и считает, что во Франции его предсказания не оправдались благодаря экономической и социальной эволюции страны. Как социолог развертывает сравнительное исследование двух типов правления — советского и западного — в тройном аспекте: экономическом («Восемнадцать уроков об индустриальном обществе», 1963), социальном («Классовая борьба», 1964) и политическом («Демократия и тоталитаризм», 1965). В «Этапах социологической мысли» определяет социологический метод, который развивался от Монтескье до Вебера и этапами развития которого были Маркс и Токвиль. «Мир и война между нациями»( 1962), «Мысли о войне», «Клаузенц» (1976) обнаруживают либерального философа, внимательного к международному развитию, и исторического мыслителя.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

АРОН РАЙМОН

(р. 14 марта 1905) – франц. бурж. социолог. Один из редакторов реакц. газ. "Фигаро". А. испытал сильное влияние нем. бурж. социологии конца 19 – нач. 20 вв., особенно М. Вебера. В своих довоенных работах в нек-рых вопросах примыкал к Дюркгейму, Объектом исследований А. являются история социологич. учений и наиболее острые совр. политич. проблемы. А. отрицает существование историч. закономерностей, является сторонником "теории факторов". Война, по его мнению, есть гл. содержание политики, высшая цель усилий общества и могучий импульс его развития. Защищая доктрину "народного капитализма", А. выступает с враждебными нападками на социализм, пытается опровергнуть осн. положение историч. материализма об определяющей роли способа произ-ва материальной жизни в развитии общества. На 4-м Всемирном социологич. конгрессе (1959) А. выступил с докладом "Современное общество и социология", к-рый был подвергнут критике марксистами (см. Т. Ойзерман, А. Окулов, Об итогах IV Всемирного социологического конгресса, "Вопр. философии", 1959, No 12, с. 74–75). Соч.: La sociologle allemande contemporaine, Р., 1935; Introduction ? la philosophie de l´histoire, Р., [1938]; Le grand schisme, [Р., 1948]; Les guerres en cha?ne, [Р., 1951]; L´opium des intellectuelles, [Р.], 1955; Le d?veloppement de la soci?t? industrielle et la stratification sociale, Р., [1956]. Лит.: Флит Ю. Я., Критика взглядов Раймона Арона на закономерность и причинность в общественной жизни, "Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та", 1957, т. 6, вып. 1; Федосеев П., Францев Ю., Буржуазная социология и тупике, "Коммунист", 1959, No 17, с. 89, 95–96. Ю. Флит. Орехово-Зуево.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АРОН Раймон

(1905—83) — фр. социолог, историк социологии, обществ. деятель. В 1930—33 гг. работал в ун-тах Германии, затем — в ун-те Тулузы. Во время Второй мировой войны жил в Англии, в послевоенное время явл. проф. Сорбонны и Коллеж де Франс. Чл. Фр. академии (1963), почетный д-р мн. европ. ун-тов. Осн. соч.: «Развитие индустриального общества и социальная стратификация» (1956), «Демократия и тоталитаризм» (1965). В ранних работах А. сильно влияние Баденской школы неокантианства, позднее — социол. теории М.Вебера. В методологии соц. познания искал альтернативу марксизму, отрицая формационный подход к об-ву и объективную закономерность истор. развития. На основе идей технол. детерминизма (Конт, Сен-Симон) развивал концепции деидеологизации и конвергенции. Согл. А., развитие индустриального общества ведет к формированию унифицированной соц. системы, в рамках к-рой различия социализма и капитализма, Запада и Востока несущественны. В отличие от теоретиков технократии утверждал невозможность сведения соц. развития к одному или неск. объективно значимым факторам, вследствие чего соц. прогнозирование релятивно. В поздние годы А. сформулировал принцип «пессимистической диалектики»: развитие индустриального обва порождает опред. идеалы и ценности, одновременно делая их реализацию невозможной. Из-за противоречий либерально-демокр. идеалов и з-нов функционирования техносистемы совр. цивилизация нестабильна. Соч.: Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Избранное: Введение в философию истории. М.; СПб., 2000. Лит.: Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. Ростов н/Д, 1996. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АРОН РАЙМОН

1905-1983) - франц. философ и социолог. Окончил Высшую педагогическую школу. В 1930 преподавал в Кельнском ун-те, в 1931-33 в Берлине изучал нем. философию, в 1933-34 преподавал в ун-те в Гавре, затем до 1939 работал в Высшей педагогической школе. В годы войны редактировал газету "Свободная Франция". На протяжении десятилетий выступал как публицист. В 1956-68 - проф. социологии в Сорбонне, с 1970 - в Коллеж де Франс. Испытал влияние своего учителя - неокантианца Л. Брюнсвика, а также Гуссерля и Вебера.

Основные теоретические работы А. посвящены философии истории, исследованию современных индустриальных обществ и их политических систем. А. занимался также эпистемологическими и методологическими проблемами исторического познания. Данные о прошлом, по А., дискретны и неоднозначны, поэтому исторические реконструкции, восстанавливающие связи между ними, нуждаются в теоретических построениях, основанных на определенной философии. В эти реконструкции встроены различные понятия о причинности, случайности, объективности, свободе. Это означает, что выводы историка редко являются единственно возможными. Поэтому история не может быть полностью объективированным знанием и не может быть до конца объяснимой. История надындивидуальна в своих основных структурах, хотя допустим и исторический микроанализ, раскрывающий намерения действующих в исторических событиях лиц. Это, в частности, приводит к отличию понятия исторической ответственности от правовой ответственности людей за те или иные исторически значимые поступки. Историческая причинность, согласно А., позволяет сохранить в прошлом неопределенность будущего, отличить неизбежность происшедшего от предопределенности.

В политической философии А. призывал к поиску целей развития, поскольку изучавшийся им индустриальный тип общества не имеет внутренне присущих ему целей. Он был убежденным антикоммунистом, в 1955 опубликовал книгу "Опиум для интеллигенции", посвященную критике марксизма. Значительное место в его работах отводилось критике тоталитаризма.

Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Демократия и тоталитаризм. М., 1993; Introduction a la philosophie de l&histoire. P., 1938; L&homme contre les tyrans. P., 1946; Dix-huit lecons sur la societe industrielle. P., 1963; Memoires. P., 1983.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

АРОН РАЙМОН

французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924-1928). С 1930 - профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955-1968 - зав. кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 - зав. кафедрой современной цивилизации в "Коллеж де Франс". С 1962 - вице-президент Всемирной социологической ассоциации. С 1963 - член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов. В ранний период творчества испытал влияние баденской школы неокантианства, особенно своего учителя Л. Брюневиля, а затем - М.Вебера и Гуссерля. Опубликовал более 60 крупных монографических исследований, в которых философская рефлексия органично взаимопереплетается с теоретическими социологическими изысканиями, а также с исследованиями эписгемологических и методологических проблем исторического познания. Основные собственно философские работы А.: "Критическая философия истории" (1935), "Измерения исторического сознания" (1961), "Разочарование в прогрессе" (1963), "Эссе о свободах" (1965), "От одного святого семейства к другому. Очерки о воображаемых марксизмах" (1969), "В защиту упадочной Европы" (1977) и др. К А. вполне применима оценка, данная им Конту: философ в социологии, социолог в философии. Социальная действительность и процесс ее исторического развития, согласно А., в своих основных структурах надындивидуальны и подвластны строго научному анализу. Однако это не отвергает микроанализа, раскрывающего намерения, ожидания, мотивы поведения действующих в исторических процессах лиц. Такой подход позволяет постигнуть все области социального целого в их связи между переменными величинами. А. - один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность построить единственно верную "неидеологическую" теорию общества, изучающую "то, что есть в действительности". В 1963 А. опубликовал курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1955-1956 под названием "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе". Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 1960-1970-х на Западе теории индустриального общества. Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция технологического детерминизма, базирующегося на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии. Понятие техники А. трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие "индустриального общества" дало А. возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста - культурного, цивилизационного, политического. Поэтому максимизация роста - производства или потребления, с точки зрения А., не является абсолютным благом, и общественное развитие не следует понимать как "бег на скорость". Согласно А., в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Тем не менее, вопреки широко распространенной точке зрения, А. никогда не являлся апологетом теории конвергенции: он еще в 1966 предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада. Отмирание тоталитарных политических систем и идеологий, опиравшихся, в частности, на марксову концепцию исторического закона, обусловливается, по А., исторической обреченностью марксистско-ленинской теории общественного прогресса. А. утверждал, что "только либералы, пессимисты и, быть может, мудрецы призывают человечество

брать на себя лишь те задачи, которые оно может выполнить. Поэтому они не делают историю и довольствуются тем, что комментируют ее. Марксисты принадлежат к другому семейству. Они соизмеряют задачи не со своими силами, а со своими мечтами". В контексте обсуждения проблемы смысла и ценностей эволюции человеческой цивилизации симпатии А. на стороне гуманистической направленности социального знания, его "человеческого измерения". Такой теоретико-методологический подход, в его понимании, позволяет философско-социологическим концепциям углубляться в сложную сеть человеческих поступков. Основными компонентами и одновременно стержневой линией развертывания последних являются: связь "средства-цели", мотивации поведения, система ценностей, побуждающая людей совершать те или иные действия, а также ситуации, к которым действующий субъект адаптируется и в зависимости от изменения которых он определяет свои цели. История, по А., не может быть полностью обыденным знанием, поскольку это элиминирует ощущение свободы в истории: исторический макроанализ призван раскрывать намерения действующих в исторических событиях лиц. Только определенная философская система, по мнению А., может обеспечить историческую реконструкцию существенных связей между разнообразными данными о прошлом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

АРОН РАЙМОН(1905-1983)

французский философ, социолог, публицист. Учился в Высшей нормальной школе вместе с Сартром (1924-1928). С 1930 — профессор Кельнского, затем Берлинского университетов. После прихода Гитлера к власти возвратился во Францию, преподавал в Гаврском лицее, Тулузском университете. В 1955-1968 — зав. кафедрой социологии Сорбонны, с 1970 — зав. кафедрой современной цивилизации в "Коллеж де Франс". С 1962 — вице-президент Всемирной социологической ассоциации. С 1963 — член Французской академии моральных и политических наук. Почетный доктор Базельского, Брюссельского, Гарвардского университетов. В ранний период творчества испытал влияние баденской школы неокантианства, особенно своего учителя Л. Брюневиля, а затем — М.Вебера и Гуссерля. Опубликовал более 60 крупных монографических исследований, в которых философская рефлексия органично взаимопереплетается с теоретическими социологическими изысканиями, а также с исследованиями эпистемологических и методологических проблем исторического познания. Основные собственно философские работы А.: "Критическая философия истории" (1935), "Измерения исторического сознания" (1961), "Разочарование в прогрессе" (1963), "Эссе о свободах" (1965), "От одного святого семейства к другому. Очерки о воображаемых марксизмах" (1969), "В защиту упадочной Европы" (1977) и др. К А. вполне применима оценка данная им Кон-ту: философ в социологии, социолог в философии. Социальная действительность и процесс ее исторического развития, согласно А., в своих основных структурах надындивидуальны и подвластны строго научному анализу. Однако, это не отвергает микроанализа, раскрывающего намерения, ожидания, мотивы поведения действующих в исторических процессах лиц. Такой подход позволяет постигнуть все области социального целого в их связи между переменными величинами. А. — один из авторов концепции деидеологизации, которая, по его утверждению, дает возможность построить единственно верную "неидеологическую" теорию общества, изучающую "то, что есть в действительности". В 1963 А. опубликовал курс лекций, прочитанный им в Сорбонне в 1955-1956 под названием "Восемнадцать лекций об индустриальном обществе". Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом широко распространенной в 60-70-х на Западе теории индустриального общества. Теоретико-методологической основой этой теории явилась концепция технологического детерминизма, базирующегося на постулате об определяющей роли техники (и технологии) в общественном развитии. Понятие техники А. трактовал как воплощение рациональной деятельности человека, его активного отношения к окружающей природной и социальной действительности. Понятие "индустриального общества" дало А. возможность установить связь экономического роста, определяемого статистически-математическим путем, с общественными отношениями и возможными иными видами роста — культурного, цивилизационного, политического. Поэтому максимизация роста — производства или потребления, с точки зрения А., не является абсолютным благом, и общественное развитие не следует понимать как "бег на скорость". Согласно А., в границах индустриального общества утратил остроту и обоснованность исторический конфликт между капитализмом и социализмом, ибо они выступают как две разновидности одного и того же типа социума. Тем не менее, вопреки широко распространенной точке зрения, А. никогда не являлся апологетом теории конвергенции: он еще в 1966 предвещал неизбежное поглощение социализма капитализмом (а не их слияние) ввиду более высокой эффективности экономики Запада. Отмирание тоталитарных политических систем и идеологий, опиравшихся, в частности, на марксову концепцию исторического закона, обусловливается, по А., с исторической обреченностью марксистско-ленинской теории общественного прогресса. А. утверждал, что "только либералы, пессимисты и, быть может, мудрецы призывают человечество брать на себя лишь те задачи, которые оно может выполнить. Поэтому они не делают историю и довольствуются тем, что комментируют ее. Марксисты принадлежат к другому семейству. Они соизмеряют задачи не со своими силами, а своими мечтами". В контексте обсуждения проблемы смысла и ценностей эволюции человеческой цивилизации симпатии А. на стороне гуманистической направленности социального знания, его "человеческого измерения". Такой теоретико-методологический подход, в его понимании, позволяет философско-социологическим концепциям углубляться в сложную сеть человеческих поступков. Основными компонентами и одновременно стержневой линией развертывания последних являются: связь "средства-цели", мотивации поведения, система ценностей, побуждающая людей совершать те или иные действия, а также ситуации, к которым действующий субъект адаптируется и в зависимости от изменения которых он определяет свои цели. История, по А., не может быть полностью обыденным знанием, поскольку это элиминирует ощущение свободы в истории: исторический макроанализ призван раскрывать намерения действующих в исторических событиях лиц. Только определенная философская система, по мнению А., может обеспечить историческую реконструкцию существенных связей между разнообразными данными о прошлом.

Е.М. Бабосов, А.А. Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь