Антони Эшли Купер Шефтсбери

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер
1671-1713) - англ. писатель-моралист, эстетик, представитель свободомыслия, деист. Ш. развил античную идею единства красоты и добра. Гл. жизн. ценность -красота человеч. души; нравственность - прирожденное человеческое свойство, не зависящее от веры в бога и внешних влияний. Ш. считал критерием добродетели содействие общему благу, выступал против фанатизма религ., учения о загробном воздаянии. Оказал влияние на бурж. просветителей.

Источник: Атеистический словарь

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер
род. 26 февр. 1671, Лондон - ум. 15 февр. 1713, Неаполь) - англ, философ. Подчеркивал самостоятельный характер морали по отношению к религии, а также и по отношению к естественному механизму. Нравственное начало коренится в природе человека, в частности в его эстетических склонностях. Мотивы надежды на вознаграждение или страха перед искуплением могут, согласно Шефтсбери, применяться лишь в том случае, если речь идет об усмирении человека, а не о том, чтобы сделать его нравственным. Сущность нравственности, которую Шефтсбери понимает в основном индивидуалистически, состоит в гармоническом сочетании индивидуальных и общественных склонностей. Высший идеал - совершенная эстетическая гармония жизни. Шефтсбери оказал большое влияние на Винкельмана, Гердера, Гете и Шиллера. Осн. произв. - "Characteristics of men, manners, opinions, times" (3 vol., 1776 - 1779), где содержится, среди прочих, его знаменитая работа "Моралисты" (1709).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер (1671—1713)
англ. философ и моралист. Написал ряд работ по этике, собранных под общим заглавием “Характеристика людей, нравов, мнений, времен” (1—3 тт., 1711). Осн. идея Ш.— учение о самостоятельности морали и ее независимости от социальных условий. По его мнению, нравственное начало не связано с религиозным чувством, свойственно человеку от рождения и заставляет его ставить высшие моральные цели. Добродетель — это то, что доставляет наивысшее блаженство, разумное наслаждение. Движущим стимулом стремления человека к добродетели является “энтузиазм”, посредством к-рого достигается примирение всевозможных .противоречии. Критерии нравственности поступков содержится в их мотивах, а не в результатах. Человек, по мнению Ш., должен добиваться гармонического сочетания альтруистических и эгоистических стремлении. Нравственный идеал Ш.— гармонически развитая личность. Все, что добродетельно, в то же время и эстетически прекрасно, т. к. прекрасное — в гармонии. Для морального учения Ш. характерны черты эвдемонизма. Взгляды Ш. оказали большое влияние на мн. мыслителей — фр. материалистов, Юма, Канта, Гердера, Фр. Шиллера.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер
1671—1713) —англ. философ-моралист, эстетик. Ученик Дж. Локка, Ш. в своих философских воззрениях склонялся к умеренному платонизму, но сенсуалистические идеи воспитания нашли в его учении проявление в тезисе о том, что человек постигает идеи мирового разума не столько мыслью, сколько чувствующей душой. Труды Ш. написаны в свободной манере, в форме диалогов или монологов, писем, советов авторам и т. д. Среди них наиболее известен диалог «Моралисты» (1709), где автор, развивая традицию неоплатонического учения о трех видах природы, над к-рыми властвует дух, или мировая душа, свой нравственный идеал пытается обосновать эстетически. Хотя Ш. считает, что красота заключена в форме, а не в телах (материи), неоплатонические идеи переплетаются в его соч. с яркими описаниями красот живой природы, сопровождаются неприкрытым выражением удивления и преклонения перед ней. Воспроизведение красоты природы иск-вом, по Ш.,— движение от видимости мира к постижению его замысла. Подражая создателю природы, худож. гений сам становится «вторым творцом после Юпитера». Мн. идеи Ш., особенно мысль о родстве красоты и добра, были впоследствии использованы теоретиками и практиками эстетического воспитания. Эстетические взгляды Ш. нашли отражение в его трудах: «Характеристики людей, нравов, мнений,эпох» (т.1—3, 1711), «Вторичные признаки, или Язык форм» (изд. в 1914 г.).

Источник: Эстетика: Словарь

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер
Cooper) (26.2.1671, Лондон -15.2.1713, Неаполь), англ. философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Ш. выразил осн. идеи, присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церк. религиозности и фанатизма, III. усматривал в разуме единств. критерий истины. Используя неоплатонич. образы (заимствуемые, в частности, у кембриджских платоников), Ш. рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Ш.- выражение стремления человека к идеалу гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеч. бытия. Нравственность, по Ш., коренится во врожденном человеку «нравств. чувстве»; сущность ее - в гармоничном сочетании индивидуальных и обществ. склонностей. Присущая Ш. эстетизация мира связана с утверждением эстетич. характера нравств. совершенства, неразрывного единства красоты и нравственности. Ш. анализировал принципы классицистич. реализма, разрабатывал важнейшую для искусства Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетич. идеи Ш. были систематизированы англ. философией 18 в. (Хатчесон, Юм) и развиты в англ. поэзии и моралистич. прозе (начиная с А. Попа, Дж. Аддисона и Р. Стала). Ш. оказал значит. влияние на эстетич. мысль Франции (Дидро) и особенно Германии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гете, Ф. Шиллер, йенский романтизм).

Источник: Советский философский словарь

ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер
граф — английский философ; р. 26. 2. 1671 (Лондон) — ум. 15. 2. 1713 (Неаполь); подчеркивал самостоятельный характер морали по отношению к религии, а также по отношению к естественному механизму. Нравственное начало коренится в природе человека, в частности в его эстетических склонностях. Мотивы надежды на вознаграждение или боязни перед искуплением могут, согласно Шефтсбери, применяться лишь в том случае, если речь идет о смирении человека, а не о том, чтобы сделать его нравственным. Сущность нравственности, которую Шефтсбери понимает в основном индивидуалистически, состоит в гармоническом сочетании индивидуальных и общественных склонностей. Высший идеал — совершенная эстетическая гармония жизни. Шефтсбери оказал большое влияние на Винкельмана, Гердера, Гёте и Шиллера. Осн. соч.: The Moralists, 1705, нем. изд. 1910; Characteristics of Men, Manners, Opinions, 3 vol., 1771, нем. изд. 1776—1779; В. Rand (ed.). The Life — Unpublished Letters of Shaftesbury. New York, 1900. (На рус. яз.: Эстетические опыты, 1975.) G. Zart. Einfluß der engl. Philosophen seit Bacon auf die dt. Philos. des 18. Jh. s, 1881; C. F. Weiser. S. und das dt. Geistesleben, 1926; F. Meinecke. S. und die Wurzeln des Historismus, 1934; S. George. Der Naturbegriff bei S., 1962; F. A. Uehlein. Kosmos und Subjektivität — Lord S.s «Philosophical Regimen», 1976; W. H. Schrader. Ethik und Anthropologie in der engl. Aufklärung — Der Wandel der Moral-Sense-Theorie von S. bis Hume, 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер
1671-1713) - англ. философ-моралист, сторонник субъективно-идеалистической теории нравственного чувства. Для этики Ш. характерны попытки вывести нравственные чувства человека из его внутренней природы, а также элементы эвдемонизма. Ш. отстаивал т. зр. о врожденности и неизменности нравственных чувств, об их независимости от социальных условии. В этом смысле он противопоставляет нравственность религиозному чувству и утилитарной полезности. Правильное соотношение противоположных (общественных и Эгоистических) стремлений человека - путь к добродетели, к достижению наивысшего блаженства, Нравственный идеал Ш. - гармонически развитая личность, достигшая наивысшего сочетания альтруистических и эгоистических побуждений. Учение о добродетели как цели жизни Ш. стремился обосновать эстетически, отождествляя добродетель и прекрасное. «То, что прекрасно, гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно, а что прекрасно и истинно, то приятно и хорошо, или добро». Движущим стимулом стремления человека к добродетели, с т. зр. Ш., является «энтузиазм», посредством к-рого и достигается примирение противоположных наклонностей. «Будь добр, воспитан, человеколюбив, и жизнь всего общества будет сплошной гармонией», - учил Ш. Для моральной оценки важным Ш. считал лишь намерения личности, а не конкретные последствия ее поступков. Теория Ш., пытавшегося поставить нравственность вне всякой социальной зависимости, носила в целом характер этического абсолютизма. Он оказал влияние; на взгляды Юма, Канта, Гердера, Шиллера. Этические труды Ш. собраны в книге «Характеристика людей, нравов, мнений, времен» (3 т., 1711).

Источник: Словарь по этике

Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713)
английский философ-моралист, эстетик. Написал ряд сочинений, которые были изданы под общим названием "Характеристики людей, нравов, мнений, времен (1711). Эта книга получила большую известность. Свою концепцию Шефтсбери сформулировал в следующем принципе: "Красота и благо - это одно и то же" [Эстетические опыты. С. 209]. Этим принципом он утверждал единство красоты и добра, красоты и нравственности. Главными признаками прекрасного являются гармония, соразмерность, пропорциональность, которые суть также и главные признаки нравственности. Нравственная красота - это гармоническое сочетание душевных проявлений личности. Шефтсбери утверждает, что эгоистические стремления и влечения человека подчиняются его альтруистическим установкам. В результате возникает гармония души, при которой альтруистические аффекты контролируют эгоистические влечения и человек избавляется от противоположных склонностей - злобы, коварства, мстительности и т.п. влечений, не соответствующих его природе. Такую гармонию внутренних, душевных влечений человека Шефтсбери называет естественным состоянием человеческой натуры, "моральным чувством" человека. Хотя Шефтсбери - последователь Локка, но он не признавал локковского отрицания врожденных моральных принципов. Наоборот, считал, что добродетель заложена в самой человеческой природе, что все представления о прекрасном, справедливом и честном идут только от природы и ни от чего больше. Согласно Шефтсбери, нравственность имеет автономный характер, не зависит от влияния внешней стороны, хотя она может быть развита, усовершенствована путем непрерывных упражнений. Добродетельное поведение определяется, согласно Шефтсбери, не выгодой, не пользой, не получением какой-либо награды или наказания, а потому, что наличие добродетели - само по себе вознаграждение человека, которое делает его счастливым. Добродетель для Шефтсбери - самое главное и наиболее привлекательное из всего самого превосходного и прекрасного. Добродетель по своей природы социальна и альтруистична. Шефтсбери выступал также против утилитаристского подхода к нравственности, который был присущ Локку и Гоббсу. Он писал, что весь образ мышления человека должен соответствовать и способствовать благу рода человеческого, соединяя добродетель и счастье, альтруизм и эвдемонизм. Шефтсбери полагал, что добродетель дает возможность соединить личные и общественные интересы. Добродетель, по мнению Шефтсбери, - это такое нравственное качество, которое, являясь благодетельным для общества, одновременно есть также счастье и для отдельного человека. Шефтсбери отрицал связь религии и нравственности. Подобно П. Бейлю, полагал, что религия не является основой морали. Он выступал против религиозной нетерпимости. В то же время признавал, что Бог - это своего рода нравственный идеал, воплощающий в себе совершенную красоту.

Источник: Краткий словарь философских персоналий