АНФАНТЕН Бартелеми-Проспер

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АНФАНТЕН Бартелеми-Проспер
8 февраля 1796, Париж—31 августа 1864, там же) — французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. В 1825 после смерти Сен-Симона вместе с другим его учеником Базаром издавал журнал «Производитель» («Le Producteur», т. 1—5, 1825—26), эпиграфом к которому были выбраны слова: «Золотой век, который традиция всегда помещала в прошлое, перед нами». В отличие от Базара, стремился развивать доктрину Сен-Симона в плане изучения и гармонизации межличностных отношений и отношений между полами; настаивал на том, что только после полного освобождения женщины наступит подлинная эра сен-симонизма. В 1830 вокруг периодического издания «Le Globe» попытался создать общину, построенную по образцу религиозной секты, с требованием обобществления благ, отмены права наследования и освобождения женщины.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

АНФАНТЕН БАРТЕЛЕМИ-ПРОСПЕР

(8 февр. 1796 – 31 авг. 1864) – франц. утопич. социалист, один из учеников Сен-Симона, руководителей сен-симонизма (к к-рому примкнул в 1825) и основателей журн. "Le Producteur" ("Производитель", т. 1–5, 1825–26). Организовывал публичные лекции об учении Сен-Симона (1828–30). Автор ряда книг, видный сотрудник журн. "Le Globe" ("Земной шар", 1830–31) и сборника "Religion Saint-Simonienne" ("Сен-симонистская религия", 1831). Под влиянием А. сен-симонистская школа превратилась в религ. общину; А. наряду с Базаром стал ее "верховным отцом". После выявившегося в конце 1831 раскола в среде сен-симонистов по вопросам религии, брака и семьи он организовал в Менильмонтане (близ Парижа) трудовую коммуну с целью наглядно пропагандировать идеи свободного труда и свободной любви. Это вызвало судебное преследование (авг. 1832). В дальнейшем А. отошел от обществ. деятельности. Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d´Enfantin [en 47 vv.], v. 1–13, 16–17, 24–34, Р., 1865–1874. Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, 2 изд., М.. 1925; Charl?tу S., Enfantin, Р., [1931]. И. Зильберфарб. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АНФАНТЕН Бартелеми Проспер
(1796, Париж – 1864, там же) – социалист, последователь К.А. Сен-Симона. Происходил из семьи разорившегося банкира; окончил Высшую политехническую школу; служил в различных торговых фирмах и банках; в 1822–1823 был коммивояжером в России. По возвращении на родину состоял членом различных тайных обществ, деятельность которых была направлена против режима Реставрации. После смерти Сен-Симона фактически возглавил его школу, получив титул «верховного отца» сенсимонистской общины. Вместе с другим его учеником С.-А. Базаром издавал журнал «Le Producteur» (1825–1826), эпиграфом к которому были выбраны слова: «Золотой век, который традиция всегда помещала в прошлое, – перед нами». В отличие от Базара, развивавшего политическую сторону учения Сен-Симона, А. интересовали в первую очередь поздние сенсимонистские идеи, связанные с моральноэтическим переосмыслением христианства. Он выступал за гармонизацию межличностных отношений и отношений между полами, утверждая, что только после полного освобождения женщины наступит подлинная эра сенсимонизма. В 1830 А. попытался создать сенсимонистскую общину по образцу религиозной секты с требованием обобществления благ, отмены права наследования и освобождения женщины (выразителем этих идей должно было стать периодическое издание «Le Globe»). Разногласия внутри общины, вызванные стремлением А. практически осуществить свои доведенные до крайности мистические идеи новой сенсимонистской религии, привели к распаду общины (1831), после чего А. вместе со своими приверженцами создал в предместье Парижа трудовую коммуну на основе равенства полов и религиозной иерархии сенсимонистской церкви («Ментильмонтанское семейство»). Однако в 1832 А. и его сторонники были привлечены к суду по обвинению в оскорблении нравственности и проповеди опасных идей, что привело к окончательному распаду сенсимонистской школы.
Соч.: La vie éternelle, passée, présente, future. P., 1867; La Science de l’homme. P., 1858; Oeuvres de Saint-Simon et Enfantin. V. 1–13, 16–17, 24–34. P., 1865–1874. Лит.: Иванов, И.И. Сен-Симон и сенсимонизм. М., 1901; Волгин, В.П. Сен-Симон и сенсимонизм. М.; Л., 1925; Его же. Очерки по истории сенсимонизма. M.; Л., 1926; Чичерин, Б.Н. Сен-Симон и его школа. Б/м, 1901; Charléty, S. Histoire du saint-simonisme. P., 1931. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.