Анаксимен

Найдено 13 описаний персоны Анаксимен

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Анаксимен

из Милета ок.585-525 до н. э.) Ученик Анаксимандра и последний представитель Милетской школы. Анаксимен считал воздух источником всего живого:огонь, вода и земля образуются его разряжением или конденсацией.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АНАКСИМЕН

ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению - ветер, облака, вода, земля и камни. Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНАКСИМЕН

ок. 585-525 до н. э.) — др.-греч. философ-материалист. Первоначалом считал воздух, к-рый является источником всего, что существует, существовало и будет существовать, в т. ч. и богов. Воздух всегда в движении, вследствие чего происходят изменения вещей. Из воздуха образуются 7 осн. форм материи — огонь, воздух, ветер, облака, вода, земля, камни. А. выдвинул гипотезу, объясняющую затмения солнца и луны, фазы луны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

АНАКСИМЕН

ионийский философ (ок. 585-525 гг. до Р.Х.). Ученик Анаксимандра и последний представитель Милетской школы. Ни одно из его произведений не сохранилось, и его мысль известна лишь благодаря Диогену Лаэртскому. Анаксимен считает воздух источником всего живого. Огонь, вода и земля образуются его разряжением или конденсацией. Из различной плотности воздуха возникают различные предметы. По Анаксимену, Земля — плоский диск, парящий в воздухе, а звезды подобны гвоздям, вбитым в небесную сферу, окружающую Землю.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

АНАКСИМЕН (ок. 588— ок. 525 до н. э.)

древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Анаксшишдра. По его учению, все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь — превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, а всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. А. учил, что звезды — это огонь, но мы не ощущаем их тепла, т. к. они очень далеки (по Анаксимандру, звезды ближе планет). А. дал близкое к истинному объяснение затмений Солнца и Луны.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНАКСИМЕН

2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ, третий и последний представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч. развил строго монистич. концепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого осн. процесса. В космогонич. учении А. в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небесные светила возникают из земных испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.- источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. А. широко пользовался методом аналогий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

АНАКСИМЕН

из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.)—древнегреческий философ, третий и последний представитель т. н. Милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) сочинении развил строго монистическую концепцию, согласно которой все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации («порождения»), образующиеся путем его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло и холод) являются производными от этого основного процесса. В космогоническом учении Анаксимена в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с валянием шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, которая висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака и другие вещи. Небесные светила возникают из земных испарений, которые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также Солнце и Луна, плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у Анаксимена—источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой. Анаксимен широко пользовался методом аналогий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

АНАКСИМЕН (585-525 до н.э.)

ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. А. можно рассматривать и как продолжателя линии последнего, и как прямого последователя Фалеса. В качестве материального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало - апейрон). Воздух у А. - это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух - это качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению - ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма основан выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса: "подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю". Постулирование "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к разработке первых учений о качественных изменениях в мире.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История Философии: Энциклопедия

АНАКСИМЕН (585-525 до н.э.)

ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик Анаксимандра. А. можно рассматривать и как продолжателя линии последнего, и как прямого последователя Фалеса. В качестве материального первоначала А. предложил такое, которое одновременно отвечало и идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало — апейрон). Воздух А. — это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом, воздух — это качественное первоначало, хотя во многом и являющееся образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, философским содержанием. Из воздуха, согласно А., благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. На принципе параллелизма микрокосма и макрокосма основан выбор А. воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса: подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю. Постулирование "сгущения" и "разрежения" единой праматерии предполагало шаг к разработке первых учений о качественных изменениях в мире.

Т.Г. Румянцева

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

АНАКСИМЕН

??????????) М и л е т с к и й (р. ок. 588 – ум. ок. 525 до н.э.) – древнегреч. философ-материалист милетской школы, ученик Анаксимандра. А. считал воздух тем первоначалом, из к-рого все возникает и в к-рое все снова возвращается. По учению А., все вещи возникают путем различных степеней сгущения воздуха (образование воды, земли, камней и т.п.) или его разрежения (образование огня). Т.о., у А. впервые в греч. философии выступает идея перехода количества в качество. Душа, по учению А., есть воздух и она "сдерживает" тело (процесс дыхания сохраняет жизнь), подобным образом бесконечный воздух объемлет Вселенную и сохраняет ее, являясь "всеобщей средой" (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 147). Первоначало (воздух) А. признавал бесконечным и вслед за Анаксимандром учил о бесчисленных мирах. А. первый указал на различие между неподвижными звездами и планетами; установил более правильное, чем Анаксимандр, расположение светил, выдвинул гипотезу, объяснявшую затмения Солнца и Луны, а также фазы Луны. Объяснения А. метеорологич. явлений близки к современным, а нек-рые (объяснения снега и града) признаются приемлемыми и теперь. Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Дынник ?. ?., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 33–35; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947, с. 42, 97, 370, История философии, т. 1, М., 1957, с. 76–77; К аринский М., Темное свидетельство Ипполита о философе Анаксимене, "Христианское чтение", 1881, No 9–10. А. Маковельский. Баку.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Анаксимен (ок. 588-525 до Р.Х.)

древнегреческий философ, представитель Милетской школы. В отличие от двух других представителей Милетской школы - Фалеса и Анаксимандра - Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух. Вот как описывает это воззрение Симпликий: "Анаксимен, бывший другом Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, лежащая в основе всего, едина и бесконечна, но вопреки ему, признает ее не определенной, но качественно определенной, ибо он называет ее воздухом. Она бывает различной по степени разрежения и уплотнения, соответственно веществам. А именно, разрежаясь, она становится огнем, сгущаясь же - ветром, затем облаком, затем землею, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие чего происходит изменение" [Мако-вельский А.0. Досократики]. "Воздух" Анаксимена не просто подобен обычному воздуху. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе, как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, -будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир". В этих словах выражается идея пантеизма, по которому Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего. Космологические взгляды Анаксимена состоят в утверждении, что Земля плоская и подобно Солнцу и планетам парит в воздухе. Земля неподвижна, а Солнце и планеты движутся под воздействием космического ветра. Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям - дождю, граду, снегу и т.д., пытаясь объяснить эти явления различными причинами на основе присутствия воздуха. Даже возникновение богов Анаксимен объяснял из воздуха.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий словарь философских персоналий

Анаксимен

ок. 588-ок. 525 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель Милетской школы. В отличие от двух других ее представителей - Фалеса и Анаксимавдра - Анаксимен в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух. Вот как описывает это воззрение Симпликий: «Анаксимен, бывший другом Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, лежащая в основе [всего], едина и беспредельна, но вопреки ему признает ее не неопределенной, но определенной, ибо он называет ее воздухом. Она бывает различной по степени разрежения и уплотнения соответственно веществам [в основе которых он лежит]. А именно, разряжаясь, она становится огнем; сгущаясь же, она становится ветром, затем облаком, сгущаясь же еще более, [делается] водой, затем землей, потом камнями, [все] прочее [возникает] из этих веществ. И он также признает вечным движение, вследствие которого происходит изменение [вещей]» {Маковельский А.О. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 52]. «Воздух» Анаксимена - не просто обычный воздух. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. «Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир» [Там же. С. 57]. В этих словах выражается идея пантеизма, в соответствии с которым Бог равен природе, т.е. воздуху, выступающему началом всего сущего.

Космологические взгляды Анаксимена состоят в утверждении, что Земля плоская и подобно Солнцу и планетам парит в воздухе. Земля неподвижна, а Солнце и планеты движутся под воздействием космического ветра. Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям - дождю, граду, снегу и т.д., пытаясь объяснить эти явления различными причинами на основе присутствия воздуха. Даже возникновение богов Анаксимен объяснял из воздуха.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН ??????????) из Милета («расцвет» 546, ум. ок. 528 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, третий представитель Милетской школы, ученик Анаксимандра. В предложенной А. (трактат «О природе») теории материи и естественного происхождения Вселенной, в отличие от Анаксимандра, противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. не предсуществуют в изначальной «смеси», а представляют собой превращенные формы единой праматерии - безграничного воздуха. Физическое изменение трактуется при этом как чисто количественное «сгущение» и «разрежение» праматерии: сгущаясь, воздух (аэр) становится водой и землей, разрежаясь - огнем, из которого образуются небесные тела. Воздуху присуще «вечное движение», он не только порождает все тела, но и выступает «скрепляющим», формообразующим принципом - мировым «дыханием», обеспечивающим целостность всего космоса и всех живых организмов: так в рамках параллелизма макро- и микрокосмоса впервые вводится понятие мировой души (DK13 В 2). Исходя из аэроцентризма, А. объяснял также землетрясения и различные метеорологические феномены. Философское значение физической теории А. - в первой попытке редукции не только феноменального множества вещей, но и всего многообразия чувственных (т. н. вторичных) свойств к количественным различиям единой бескачественной субстанции, вечной и бесконечной. В поздней доксографии аэр А. прямо отождествляется с «богом», согласно более достоверным источникам, А. называл «богами» порождения воздуха - стихии, светила или бесчисленные миры. Натуралистический пантеизм А. повлиял на ионийское Просвещение (Ксенофан, Гераклит) и традицию аллегорической интерпретации мифологических богов как явлений природы.     Источники: DK I, 90-96; W?hrle G. Anaximenes von Milet. Die Fragmente an seiner Lehre. Stuttg., 1993; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 129-135.     Лит.: GuTHRiE, HistGrPhilos I, 1962, p. 115-140; Kirk G. S., Raven J. ?., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Camb., 19832, p. 143-162.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь