АНАКСАГОР из К л а з о м е н

Найдено 1 определение:

АНАКСАГОР из К л а з о м е н

ок. 500-428 до н. э.), др.-греч. философ и ученый. Ок. 30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы. В кон. 30-х гг. был обвинен в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провел в Лампсаке. От соч. А. до нас дошли 20 фрагментов - гл. обр. благодаря Симпликию.

Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего Апаксимена) и учения о бытии Парменида. Свое учение А. сформулировал в виде космогония, гипотезы, согласно к-рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь, состоявшую из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или «семян», всевозможных веществ. В какой-томомент времени и в каком-тоучастке пространства эта смесь приобрела быстрое вращат. движение, сообщенное ей неким внешним по отношению к ней агентом - умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие филос. мысли («вечный перводвигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии нового времени), означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной материи. А. наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как «легчайшую» из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он «содержит полное знание обо всем и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности ко все большей организации космоса был, согласно А., следствием исходного круговращения, вызванного умом.

Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде круговращения небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение темного, холодного и влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого эфира, устремляющегося к его периферии. Приведенные в движение семена стремятся соединиться с себе подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного обособления этих масс произойти не может, ибо «во всем имеется часть всего», каждая же вещь кажется тем, что в ней преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества остается неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ (получивший в перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям теплого и холодного, светлого и темного, сухого и влажного, разреженного и плотного. Другие особенности концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества, утверждение относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.

А. был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь