АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна

псевдоним - Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 - 5.2.1946), рус. философ и литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887-1906 в эмиграции, где в 1892 вошла в марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский ун-т. В 1903 примкнула к меньшевикам. В 1917 А.- член меньшевистского ЦК, член плехановской группы «Единство». Вслед за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала против «экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос. критикам историч. материализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против идеализма. Критика нек-рых идеалистич. течений филос. мысли», 1922). При изложении марксистской философии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов; выступила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В 1921-23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии Росс, ассоциации н.-и. ин-тов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В 20-х гг. входила в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами иск-ва.

Источник: Советский философский словарь

АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна

псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868-1946)— российский, советский философ, педагог и литературовед. Окончила философский факультет Бернского университета (1900). С 1903 — примкнула к меньшевистскому крылу российской социал-демократии. Последовательница идей Плеханова, член ЦК меньшевиков (1917). Педагогическая деятельность: Тамбовский государственный университет (1917-1920), Первый Московский университет (1920), Институт Красной Профессуры (1921-1923). Сотрудник Института научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР, а также социологического отделения Государственной Академии художественных наук. Основные сочинения: "Философские очерки" (1906), "Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда" (1923), "К. Маркс как философ" (1924), "Философско-историческая теория Риккерта" (1924), "Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса" (1934) и др. В философской дискуссии в СССР в 20-х противостояла линии Деборина, являясь одним из лидеров "механистов", но при этом не редуцировала философию к совокупности выводов естественнонаучных дисциплин.
А.А.Грицинов

Источник: Новейший философский словарь

АКСЕЛЬРОД (псевд. Ортодокс) Любовь Исааковна

1868, м. Дуниловичи Виленского у. Виленской губ. - 5.02.1946) - философ-марксист. С ранних лет участница российского революционного движения; в 1887 г. эмигрировала во Францию; с 1892 г. - в составе группы "Освобождение труда"; в 1900 г. окончила философский ф-т Бернского ун-та; сотрудничала в журн. "Заря" (1901-1902) и газ. "Искра" (1901-1905). В 1903 г. примкнула к меньшевикам - сторонникам Плеханова; в 1917 г. - член ЦК партии меньшевиков и плехановской группы "Единство"; в советское время работала в Ин-те красной профессуры, Ин-те научной философии РАНИОН, в Академии художественных наук. А. - одна из немногих участников российского революционного движения кон. XIX - нач. XX в., профессионально занимавшихся преимущественно в сфере философии. В дооктябрьский период ею опубликован ряд работ, направленных гл. обр. против сторонников неокантианства и эмпириокритицизма внутри социал-демократии, против рус. философского идеализма нач. XX в., а также популяризирующих диалектический материализм как философию марксизма: "Теория стоимости и диалектический материализм" (1907), "К. Маркс и немецкая классическая философия" (1908) и др. В рецензии на работу Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (Современный мир. 1909. № 7), полемизировала с ним по ряду философских проблем, в частности, защищала плехановскую т. зр., согласно к-рой ощущения и представления человека есть не копии и изображения вещей, а условные знаки, иероглифы. В 20-е гг. А. разделяла нек-рые идеи т. наз. "механистического понимания" мира, но в смысле не перенесения законов механики на явления природы, а неприятия принципов сотворенности мира, телеологии и витализма. По осн. философским вопросам А. занимала - среди "механистов" особое место, она существенно отличалась от таких лидеров "механицизма", как А. К. Тимирязев и И. И. Скворцов-Степанов. А. отнюдь не сводила философию к выводам конкретных наук, вслед за Плехановым полагая, что философия есть самостоятельный синтез идей, опирающийся на результаты естествознания и обществоведения. Подобно Плеханову, А. представляла себе марксистскую философию как систему, философскую теорию, мировоззрение, осн. составными частями к-рого являются диалектический метод, теория мышления, философия природы и философия истории. При этом она понимала диалектический метод как метод познания, субъективную диалектику, диалектическое мышление, отражающее движение объективного мира. В исходных принципах философии, в силу ее приверженности традиции, идущей от Плеханова, у А. было больше сходства с Дебориным, нежели с философами, входящими в группу "механистов". Но, в отличие от представителей школы Деборина, А. усматривала задачу философов-марксистов не столько в разработке философской системы, ее общих диалектических принципов и законов, сколько в применении этих принципов к конкретным явлениям, в конкретно-научном познании диалектических законов, проявляющихся в различных областях действительности.

Источник: Русская философия: словарь

АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна

псевдоним – О р т о д о к с), Любовь Исааковна (1868 – 5 февр. 1946) – рус. философ и литературовед. Участвовала в революц. движении (с 1884), эмигрировала во Францию (1887), затем переехала в Швейцарию. С 1892 – сторонница марксистской группы "Освобождение труда". В 1900 окончила Бернский ун-т (дисс. "Развитие мировоззрения Толстого" – "Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung", 1902). В журн. "Научное обозрение" (дек. 1900) А. напечатал статью "Опыт критики критицизма". Последовательница Плеханова, А. сотрудничала в журн. "Заря" (1901–02) и газ. "Искра" (1901–05), выступала против экономизма, филос. ревизионизма, гл. обр. неокантианства (сб. "Философские очерки. Ответ философским критикам исторического материализма", 1906). В 1903 А. примкнула к меньшевикам. В 1906 вернулась в Россию. В 1907–10 А. напечатала ряд статей в защиту материалистич. философии от эмпириокритицизма (перепечатаны в сб. "Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений философской мысли", 1922). При изложении марксистской философии А., однако, делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала ошибки в духе теории иероглифов (см. Иероглифов теория). Во время 1-й мировой войны А. разделяла оборонч. взгляды. В нач. 1917 А. – член меньшевистского ЦК, во 2-й пол. 1917 – член плехановской группы "Единство". В 1921–23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. философии PАНИОН и в Гос. академии художеств. наук. В 20-х гг. А. выступала как один из представителей механистич. ревизии марксистской философии (см. Механисты). К прежним ее ошибкам, идущим по линии отрицания марксистско-ленинской теории отражения и диалектики как теории познания, прибавились: подмена закона единства и борьбы противоположностей теорией столкновения противоположно направленных сил, непонимание сути абстракции, объявление случайности чисто субъективной категорией, проповедь эмпиризма и др. (см. доклад А. и его обсуждение на диспуте 19 дек. 1927 в журн. "Под знаменем марксизма", 1928, No 1). В филос. дискуссиях 1926–30 и в решении ЦК ВКП(б) от 25 янв. 1931 механицизм, на позициях к-рого стояла А., был подвергнут критике. В последние годы А. занималась социологией искусства. Соч.: Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории, вып. 1, Ив.-Возн., 1924; Этюды и воспоминания, Л., 1925; В защиту диалектического материализма. Против схоластики, М.–Л., 1928; Лев Толстой, 2 изд., [М.], 1928; Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса, М.–Л., 1934. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 308–309, т. 21, с. 69, т. 34, с. 163; Любовь Исааковна Аксельрод. К XXV-летию научно-литературной деятельности, М., 1926 (имеется библиогр.); Асмус В. Ф., Л. И. Аксельрод и философия, "Под знаменем марксизма", 1928, No 9–10; Дебоpин А., Ревизионизм под маской ортодоксии, там же, 1927, No 9 и 12, 1928, No 1; его же, Диалектика и естествознание, 4 изд., М.–Л., 1930; Степанян Ц., Новая работа Л. И. Аксельрод, "Книга и пролетарская революция", 1935, No 1; Mитин М., [Рецензия на работу] Аксельрод "Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса", в его кн.: Боевые вопросы материалистической диалектики, ?., 1936. В. Литвинов. Саратов.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.