АЙЕР Алфред

Найдено 3 описания персоны АЙЕР Алфред

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЙЕР Алфред (р. 1910)

англ. философ, представитель неопозитивизма, проф. логики Оксфордского ун-та (с 1959). Получил известность, издав книгу “Язык, истина и логика” (1936). в к-рой выступил пропагандистом идей венского кружка. В более поздних работах (“Основания эмпирического познания”, 1940; “Мышление и значение”, 1947: “Проблема познания”, 1956; и др.) А. несколько отходит от ортодоксальной формы логического позитивизма и испытывает сильное влияние лингвистической философии. В этих работах он пытается исследовать философскую проблематику (достоверность знания, отношение материальных объектов и “чувственных данных” и т. д.) путем анализа соответствующих понятий, перевода .их в “логически ясную” терминологию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АЙЕР Альфред

(1910—89) — англ. философ и логик, один из основателей совр. аналитической философии. Проф. Лондонского (1946—59) и Оксфордского (1959—78) ун-тов. Осн. соч.: «Язык, истина и логика» (1936), «Основания эмпирического знания» (1940), «Проблема познания» (1956), «Основной вопрос философии» (1973), «Философия в XX в.» (1982). В ранних работах следовал логикофилос. идеям Л.Витгенштейна и Б.Расселла, соединяя их с традиц. для англ. философии концепциями эмпиризма от Д.Юма до Дж.С.Милля. Разделил науч. высказывания на аналитич. (априорные) и синтетич. (эмпирич.); первые принадлежат математике, вторые — естествознанию. Только они обладают логич. смыслом, в отличие от непроверяемых филос. предложений, к-рые явл. следствием ошибок языка или логики. Поддержал программу верификации науч. теорий, выдвинутую Венским кружком, хотя рассматривал ее как чисто методол.. принцип установления «идеальной логич. осмысленности» высказываний. В 1950—60-х гг. переключился на исследование проблем памяти, саморефлексии и понимания «чужого сознания», синтезируя идеи аналитич. философии и феноменологии. Для исследований А. этого периода характерно понимание объектов, попадающих в поле зрения субъекта познания как сложных логич. конструкций, возникающих на основе чувственных данных. Различие между физ. объектами и людьми, согл. А., устанавливается самим субъектом: лишь во втором случае присутствует эмоционально и ценностно переживаемое «отражение себя в другом». Лит.: Аналитическая философия: Антология текстов. М., 1995; Пап А. Семантика и необходимая истина. М., 1999. Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АЙЕР (Ayer) Алфред

1910-1989) - брит. философ. Проф. Лондонского (1946-59), Оксфордского (1959-78) ун-тов. Позиция А. формировалась под влиянием идей Рассела, Мура, Витгенштейна, а также Венского кружка. В своей ранней кн. "Язык, истина и логика" (Language, Truth and Logic. L., 1936) сблизил концепцию логического позитивизма с традицией брит. идеалистического эмпиризма и феноменализма Юма - Милля. Предложения логики и математики А. рассматривал как аналитические (априорные, необходимые) и отделял их от синтетических (эмпирических, вероятных) предложений науки и обыденного опыта. Формулировки традиционных философских проблем оценивал как "научно неосмысленные", считая, что они не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, а возникают в результате логических и лингвистических ошибок. Поэтому философия должна стать критико-аналитической деятельностью по прояснению предложений.

В центре внимания А. оказался принцип верификации знания в непосредственном чувственном опыте субъекта. Однако под воздействием критики он стал рассматривать этот принцип как сугубо методологическое требование установления осмысленности предложений. В кн. "Проблема познания" (The Problem of Knowledge. L., 1956) исследовал проблематику восприятия, памяти, личного тождества, познания "других сознаний". Физические объекты трактовал как логические конструкции из элементов чувственного опыта (перцептов). Цель теории познания А. видел в исследовании оснований достоверного знания и поиске ответов на скептические возражения. В поздних работах он характеризовал свою позицию как "усовершенствованный реализм", считая ее наиболее приемлемой с точки зрения "удобства" и признавая ошибочность феноменализма. В области этики развивал концепцию эмотивизма, согласно которой моральные высказывания служат исключительно для передачи эмоционального содержания и не могут рассматриваться с позиций истинности или ложности. Он также критиковал теологические рассуждения и доказательства бытия Бога.

Я мыслю, следовательно я существую // Логос. 1996, № 8; The Foundation of Empirical Knowledge. L., 1940; The Concept of a Person and Other Essays. L., 1963; The Central Questions of Philosophy. L., 1973; Philosophy in the Twentieth Century. L., 1982.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь