АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович

Найдено 3 описания персоны АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович

7(19).08.1878, Казань - 5.06.1945, Москва) - философ-марксист, историк, академик (с 1932). Учился (1897-1903) в Казанском ун-те, сначала на математическом, затем на юридическом ф-тах. С 1900 г. - участник с.-д. движения; с 1904 г. - большевик. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе, преподавал в Ин-те красной профессуры и Коммунистическом ун-те; зам. директора Ин-та Ленина (1928-1931), директор Ин-та Маркса - Энгельса - Ленина (1931-1938), Ин-та философии Комакадемии (1931-1936), директор (1936-1939), затем старший научный сотрудник (1941-1944) Ин-та философии АН СССР. Главная область теоретических интересов А. - история марксизма, в частности история марксистской философии. В отличие от большинства философов-марксистов 20-х гг., рассматривавших философию диалектического материализма в первую очередь как философскую систему и как мировоззрение, он стремился делать акценты на ее логико-методологическом и гносеологическом содержании, разрабатывать диалектический метод как систему "основных правил", принципов, норм, считая его высшей формой диалектического мышления. При этом А. исходил из мысли о равенстве между диалектикой и теорией познания и их тождестве с "диалектической" (содержательной в отличие от формальной) логикой.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

АДОРАТСКИЙ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

Владимир Викторович [7(19) авг. 1878 – 5 июня 1945] – сов. философ, академик (с 1932). Род. в Казани. Окончил юридич. ф-т Казанского ун-та (1903). С 1900 – в революц. движении, С 1904 – член РСДРП, большевик, в 1904–05 – член Казанского комитета РСДРП. В 1905 арестован, в 1906 выслан за границу. Будучи за границей (1903–04, 1905, 1906–08, 1911, 1911 – 12, 1914–18), неоднократно встречался с Лениным и выполнял его поручения. В 1908–12 работал над книгой "О государстве (К вопросу о методе исследования)", изд. в 1923. После Октябрьской революции 1917 работал в Наркомпросе и Центрархиве, преподавал в Ин-те красной профессуры и Коммунистич. ун-те им. Свердлова, был зам. директора Ин-та Ленина (1928–31), директором Ин-та философии Коммунистич. академии (1931–36), директором (1936–39) и старшим науч. сотрудником (1941–44) Ин-та философии АН СССР, директором (1931–38) и гл. редактором (1938–41, 1944 – 45) Ин-та Маркса – Энгельса – Ленина. А. вел исследоват. работу в области теории государства и права, истории марксизма, работал также над науч. биографиями Маркса и Ленина. В. И. Ленин высоко ценил А. как "теоретика и пропагандиста", хорошо образованного, "знающего марксиста" (см. Ленинский сборник XXXVI, 1959, с. 101, 469, 470). А. – редактор мн. томов Сочинений Маркса, Энгельса, Ленина; составитель хрестоматии по историч. материализму из работ Маркса и Энгельса, хрестоматий по диалектическому и историческому материализму из работ Ленина. Под редакцией А. были изданы "Немецкая идеология" (первые полные публикации на нем. и рус. языках) Маркса и Энгельса, "Капитал" Маркса, "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" (академич. издание на языке оригинала) Энгельса, "Материализм и эмпириокритицизм", "Философские тетради" Ленина. В начале 30-х гг. А. принял участие в выступлениях против меньшевиствующего идеализма и механицизма. Соч.: Научный коммунизм Карла Маркса, ч. 1, М., 1923; О теории и практике ленинизма, M.–Л., 1924; Маркс, Энгельс, Ленин и Гегель (Марксизм-ленинизм и гегелевская диалектика), в сб.: Гегель и диалектический материализм, ?., 1932; К вопросу о научной биографии Ленина, М., 1933; О философских работах Ленина, в кн.: В. И. Ленин, Философские тетради, [M.], 1934. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 32, с. 437; т. 35, с. 379 и 440; Ленинские сборники: XVI, М.–Л., 1931, с. 97–98, XX, М., 1932, с. 349, XXIII, М., 1933, с. 315–16, XXIV, М., 1933, с. 291, XXXV, М., 1945, с. 341. Г. Багатурия. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АДОРАТСКИЙ Владимир Викторович (1878-1945)

русский философ и историк марксистской ориентации. В 1903 окончил юридический факультет Казанского университета. Являлся членом РСДРП с 1904. В 1905 был арестован и выслан за границу (1906). С 1914 по 1918 находился в Германии в качестве гражданского пленного. Работал в Казанском университете, Наркомпросе, Гос.архиве РСФСР, а также был первым директором Института Красной профессуры. Один из основателей Социалистической (позднее — Коммунистической) академии. Член президиума Истпарта (1920—1929), зам.директора Института Ленина (1928-1931), директор Института философии Коммунистической академии (1931-1936), директор (1931-1938) и главный редактор (1938-1941, 1944-1945) Института Маркса-Энгельса-Ленина, директор (1936-1939) и старший научный сотрудник (1941-1944) Института философии АН СССР. С 1932 — академик АН СССР. Основные сочинения и публикации: "Научный коммунизм К.Маркса" (ч.!, 1923); "О теории и практике ленинизма" (1924); "Маркс, Энгельс, Ленин и Гегель (марксизм-ленинизм и гегелевская диалектика" (1932); "Избранные произведения" (1961) и др. В 20-е выступал против "идеологии", считая идеологическое сознание порождением строя, основанного на эксплуатации человека человеком. Идеология, по мнению А., есть феномен монополии господствующего класса (группы) на "разработку мышления". Идеология — это своеобразная аберрация ума, отражающего реальность в перевернутом виде. Продукты своего мышления, свои идеи человек принимает за самостоятельные сущности. Ему ка-жегся, что эти порождения ума определяют собой всю действительность, тогда как на самом деле они являются, согласно А., "бессознательно неправильными отражениями действительно существующих отношений". Борьба за материальные интересы классов принимает обманчивый вид борьбы за политические принципы. Идеологию, считал А., можно определить как оторвавшееся от действительности сознание, потерявшее сознательную связь с этой действительностью и отражающее последнюю неправильно, в перевернутом виде, что и показал, с точки зрения А., марксизм. Мышление, зараженное идеологизмом, не может быть научным. Высшее проявление идеологии — философия. Она лее подготавливает все предпосылки для своего собственного отрицания, а тем самым — для уничтожения идеологичности в мышлении вообще. Метод диалектического материализма как раз и представляет из себя тот аппарат, который разрушает идеологическую аберрацию и делает возможным настоящее научное теоретическое познание. Концепцию А. можно рассматривать как форму своеобразного "философского нигилизма".

А. А.Грицанов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь