АДЛЕР Макс

Найдено 5 описаний персоны АДЛЕР Макс

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Адлер, Макс

философ, социал-демократ, издавал совместно с Гильфердингом "Marx Studien", был в течение некоторого времени редактором "Wiener Arbeiter Zeitung", органа австрийской социал-демократической партии. Его философские писания, пытающиеся "примирить" Маркса с Кантом, представляют собою типичный образец ревизионизма в области философии. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

АДЛЕР Макс

15.1.1873, Вена - 28.6.1937 там же), австр. философ и социолог, теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе неокантианства отвергал «вещь в себе» как объективную реальность. Отрицал разделение философии на два осн. филос. направления - материализм и идеализм. Толковал производств, отношения как «явления духовной жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

АДЛЕР (Adler) Макс

род. 15 янв. 1873, Вена - ум. 28 июня 1937, там же) австр. социолог. Наиболее последовательной формой социологии, которую он рассматривал как науку о причинности, Адлер считал марксизм. В теоретико-познавательном отношении пытался критически обосновать ее с помощью размышлений Канта о методе. Наряду с др. работами написал также: "Kausalitдt und Teleologie im Streite um die Wissenschaft", 1904; "Marx als Denker", 1918; "Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik", 1925.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АДЛЕР Макс

Adler), (15 янв. 1873 – 28 июня 1937) – австр. философ, один из гл. представителей австромарксизма и неокантианского ревизионизма. Проф. Венского ун-та. Издатель (совм. с Р. Гильфердингом) "Marx-Studien". Трактуя "вещь в себе" Канта в духе неокантианского субъективного идеализма как "мысленную вещь", А. активно боролся против материалистич. теории отражения. На словах признавая диалектич. метод, А. превращал его (в соответствии о требованием "физич. идеализма") в релятивистское учение о процессах, в учение о сведении всего существующего к функциональным связям, отношениям между явлениями, в к-рых "уже нет места для материальной субстанции". А. старается уверить, будто материалистич. понимание истории классиков марксизма не имеет ничего общего с филос. материализмом (см. "Энгельс как мыслитель", Л.–М., 1924, с. 86–87) и представляет собой историч. позитивизм ("теорию социального опыта"). "Социальное" А. рассматривает как особую" форму восприятия, присущую нашему познанию, и исходит из идеалистич. принципа тождества обществ. бытия и сознания. Производств. отношения А. рассматривает как "явления духовной жизни". Филос. ревизионизм А. был попыткой теоретич. обоснования прикрытого "левыми" фразами реформизма. Соч.: Marxistische Probleme, Stuttgart, 1913; Die Staatsauffassung des Marxismus, W., 1922; Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung, Bd 1–2, B., 1930–32; Das R?tsel der Gesellschaft, W., [1936]; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik, W., 1924; Kant und der Marxismus, B., 1925. Соч. в рус. пер. – Марксизм как пролетарское учение о жизни, П., [1923]; Маркс как мыслитель, пер. [с нем.], Л.–М., 1924. Лит.: Быховский Б., Враги и фальсификаторы марксизма, М.–Л., 1933. Б. Быховский. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АДЛЕР (Adler) Макс

15 января 1873, Вена—28 июня 1937, Вена) —австрийский философ, теоретик австромарксизма. Изучал право в Венском университете, совместно с Р. Гильфердингом основал издание работ «Marx Studien», профессор Венского университета, примыкал к левому крылу СДПА, выступал с критикой Бернштейна, Реннера, а также большевизма. Адлер считал себя марксистом, хотя его философские взгляды были близки неокантианству. Исторический материализм в его представлении предполагает отказ от спиритуализма гегелевской философии. В работе «Маркс как мыслитель» (Marx als Denker. W., 1921; рус. пер.: Л.—M., 1924) он оценивал понимание истории у К. Маркса как возвращение к эмпирическому познанию социального мира. Классическую немецкую философию Адлер трактовал как «философию социализма», а философию И. Канта —как начало формирования «общественного сознания». При этом общественное сознание не является производным от бытия, оно способно к саморазвитию. Особенность концепции Адлера состоит в попытке объединить кантианство и марксизм. Это объединение предполагало не только восполнение марксизма этикой Канта, но и логико-методологическое обоснование марксистской социологии его критицизмом. По мнению Адлера, политические идеи Канта—гражданское общество, союз народов, вечный мир—созвучны идеалам социализма. Адлер ввел в научный оборот понятие «социальное априори», которым хотел подчеркнуть общественно-бытийственный характер мышления индивида. В работе «Lehrbuch der materialistischen Geschichtsauffassung» (Bd. 1—2. В., 1921; рус. пер.: Марксизм как пролетарское мировоззрение. П., 1923) Адлер рассматривал социальное как особую форму восприятия, а производственные отношения как явление духовной жизни, пытался ввести в марксизм кантовское соотношение необходимости и долженствования.

Соч.: Kausalitat und Theologie in der Wissenschaft. W., 1904; Das Soziologische in Kants Erkenntniskritik? W., 1925; Soziologie des Marxismus. W, 1964; Studien zur Geistesgeschichte des Sozialismus, 6Aufg. B.-Bonn—Bad Godesbeig, 1974.

M. А. Хевеши

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия